47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
Необходимость проведения такой экспертизы может возникнуть при расследовании дел различных категорий. Прежде всего, такая экспертиза проводится в отношении лиц, совершивших самоубийство, когда возникает вопрос доведение до самоубийства.Необходимо знать о психологическом состоянии суицидента или умершего в период, предшествовавший смерти, или в момент ее наступления.
Посмертная СПЭ может быть назначена при проверке фактов насильственной смерти, когда следствие разрабатывает версии о возможном убийстве, замаскированном под самоубийство, или, наоборот, о самоубийстве, замаскированном под убийство. Заключение по данной экспертизе может также в необходимых случаях помочь разграничить самоубийство, убийство и смерть в результате несчастного случая.
Назначается такая СПЭ и по делам о наследовании. В случае производства таких дел вопросы к психологу могут возникнуть после судебно-психиатрической экспертизы, которая установила отсутствие чрезмерно выраженных болезненных отклонений, нарушающих способность завещателя правильно понимать и осознавать значение своих действий. В данном случае эксперту-психологу, изучающему личность завещателя, приходится часто решать проблемы: особенностей эмоционально-волевой регуляции поведения, возможных пороков воли или паралича воли; устойчивой мотивации поведения, ценностных ориентаций, особенностей межличностных отношений и др.
Объектом посмертной СПЭ также является личность погибший или умерший человек, а предметом исследования выступают:
-индивидуально-психологические особенности личности, составляющие ее психологический портрет
-психическое состояние человека, в котором он находился в период, предшествовавший его смерти, или в момент ее наступления
- причины и условия развития у погибшего психического состояния, спровоцировавшего его самоубийство.
Данный вид СПЭ можно отнести к числу наиболее сложных и ответственных, так как эксперты лишены возможности проведения очного экспериментально-психологического обследования. Человека уже нет в живых, но стоит задача воссоздать его психологический портрет, особенности его личности, устойчивые мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, охарактеризовать эмоционально-волевую сферу и возможности интеллекта, рассмотреть круг межличностных отношений и способы разрешения возникающих конфликтов.
При расследовании подобных дел полезным является участие эксперта-психолога при допросах свидетелей; предоставление эксперту в рамках экспертизы возможности опроса друзей, близких и родственников суицидента. Следователь при направлении уголовного дела на экспертизу должен представить: характеристики из учебных заведений, где находился подэкспертный, с места работы и проживания; подробные допросы родных и близких об особенностях характера, поведения, поступках подэкспертного, о его взаимоотношениях со сверстниками и сослуживцами; о его действительном отношении к службе в Вооруженных Силах, о его умении постоять за себя в конфликтных ситуациях. Важными также являются письма, дневники, записные книжки, записки, видеокассеты, информация в памяти компьютера и т.д. Известно, что преодоление стресса, вызванного конфликтной или нестандартной экстремальной ситуацией, может происходить разными путями. Человек пытается:
- кардинально изменить ситуацию, являющуюся источником стресса
- изменить субъективную оценку сложившейся ситуации и отношение к ней с целью уменьшить интенсивность ее воздействия
- уйти от ситуации например, дезертирство
- полностью подчиниться ситуации, что зачастую ведет к деградации личности
- обратиться за социальной поддержкой.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни