48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
После изучения предоставленных материалов и экспериментально-психологического исследования испытуемого психолог-эксперт или комиссия экспертов составляет заключение судебно-психологической экспертизы. Заключения судебных психологов-экспертов обычно разнообразны по содержанию, так как в каждом конкретном экспертном исследовании содержится уникальный психологический анализ материалов и набор примененных экспериментальных методов. Однако форма заключения должна быть достаточно унифицированной. В каждом заключении должно быть указано: когда, где, кем фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность, на каком основании определение следователя или постановление суда была произведена экспертиза, какие вопросы были поставлены эксперту, кто присутствовал при производстве экспертизы, какие материалы эксперт-психолог использовал, какие исследования произвел. В конце заключения формулируются экспертные выводы ответы на вопросы судебно-следственных органов. Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.
Заключение дается только в письменном виде и подписывается экспертом-психологом, а при проведении экспертизы комиссией экспертов — всеми членами комиссии.
Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы имеет некоторые особенности по сравнению с заключениями однородных судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз. Структура заключения акта судебно-психиатрической экспертизы обычно включает введение формальная часть акта; сведения о прошлой жизни подэкспертного анамнез; описание психического, неврологического и физического состояния испытуемого статус; мотивировочную часть клинический анализ анамнеза и статуса; выводы ответы на вопросы органа, назначившего экспертизу. При комплексной психолого-психиатрической экспертизе обычно в заключении приводится уже не только психиатрический, или психологический, но и комплексный клинико-психологический анализ предоставленных материалов. Патопсихологическое заключение по данным экспериментально-психологического исследования включается, как правило, в раздел, описывающий психический статус подэкспертного лица. Ответы на вопросы психологу-эксперту даются после ответов на вопросы, адресованные психиатру-эксперту.
Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы часто называемое также актом подписывается всеми экспертами — и психиатрами, и психологами. Недопустимо при вынесении постановления определения о назначении комплексной экспертизы давать два отдельных заключения — судебно-психиатрическое и судебно-психологическое.
Орган, назначивший экспертизу, производит оценку заключения эксперта комиссии экспертов, сопоставляя его с другими материалами дела, проводя комплексный анализ всех собранных по делу доказательств. Если заключение признано полным и обоснованным, оно будет являться доказательством по делу.
Если судебно-следственные органы придут к выводу, что экспертное заключение является недостаточно ясным или полным, хотя правильность экспертных выводов не ставится под сомнение, то они могут вызвать эксперта-психолога на допрос. На допросе эксперт-психолог разъясняет свое заключение или отдельные выводы, не проводя исследования.
Если экспертное заключение признано недостаточно ясным и полным, хотя и правильность экспертных выводов не ставится под сомнение, и допрос эксперта не внес необходимой ясности, может быть назначена дополнительная экспертиза.
Дополнительную экспертизу поручают тому же или другому эксперту экспертам. Заключение судебно-психологической экспертизы может быть признано необоснованным или могут возникнуть сомнения в его правильности, в случаях, когда:
1 по делу установлены дополнительные факты, которые по-новому раскрывают обстоятельства дела;
2 заключение основано на материалах дела, в котором отсутствуют сведения о личности или криминальной ситуации;
3 выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела;
4 выявлена некомпетентность эксперта-психолога, что может проявляться в выходе за пределы своей компетенции, применении сомнительных, неапробированных методов или в обосновании заключения теоретическими концепциями, несовместимыми с принципами действующего законодательства психоанализ, бихевиоризм, и т. п. В этих случаях может быть назначена повторная экспертиза, которая поручается не тому эксперту-психологу, который проводил первичную экспертизу, а обязательно другому эксперту экспертам. Последовательно проводимые повторные экспертизы могут именоваться первой, второй, третьей и т. д.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни