5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ- это письм. и устн. речь, используемые в кач-ве знаковых систем. Письм. речь –учат в школе. Устная речь явл-ся не безграмотной письм. речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Осн. преимуществом уст. речи явл-я экономность. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ– общение без слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Осн. невербальными сред-ми общения явл-я жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. Жесты-символы- ограничены рамками культуры или местности, и явл-я самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы- испол-я для пояснения сказанного. Жесты-регуляторы- играют важную роль в начале и конце беседы (рукопожатие.) Жесты-адапторы- сопровождают чувства и эмоции.. Невербальный язык- вид общения когда не испол-ся слова. Язык невербальных компонентов общения первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отли-я от языка глухонемых, пантомима, мимика. вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования. Вербальные и невербальные средства общения Общение осуще-ся по след-м осн. каналам:1.речевому; 2.неречевому (невербальному). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура речевого общения: 1.Значение и смысл слов, фраз. 2.Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, дикция. 3.Выразительные качества голоса – это специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье. К изучению невербальных сре-в общения обращаются след. науки: 1.Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика, жестика 2.Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи,3.Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1.Интимная зона (15-45 см): ( близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт,). 2.Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами. 3.Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах,. 4.Публичная зона (свыше 400 см): общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге. Мимика это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Взгляд бывает: 1.деловой: 2.светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); 3.интимный: направлен не в глаза собеседника, а на др. части тела, до уровня груди; 4.взгляд искоса: критическое или подозрительное отношении к собеседнику. Жесты можно разбить на 6 групп:1.Жесты-иллюстраторы. 2.Жесты-регуляторы. выражают отношение говорящего к чему-либо. 3.Жесты-эмблемы. заменители слов или фраз в общении. 4.Жесты-адапторы. - специфические движения рук (почесывания, подергивания отдельных частей тела); 5.Жесты-аффекторы. выражают движениями тела и мышц лица опред. эмоции. 6.Микрожесты: покраснение щек, подергивания губ. Коммуникативные барьеры Коммуникативный барьер- это психологическое препятствие на пути адаптивной информации м-у партнерами по общению. К преградам, возникающим в организационных коммуникациях относятся такие: Недостаточное внимание важности коммуникации. Искажение сообщений., Информационные перегрузки, Неудовлетворительная структура организации. В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных барьеров и их различные модификации: 1) «авторитет»;2) «избегание»;3) «непонимание». 1.Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. 2.Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры: Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Стилистический барьер – несоответствие формы представления инфо-ии ее содержанию. Семантический) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения ).
- 1.Виды мышления, их характеристика. Индивидуальные особенности мышления.
- 2.Виды малых групп. Динамические процессы в малых группах, их характеристика.
- 4.Понятие о воле, структура волевого действия. Волевые качества личности и их формирование.
- 5.Вербальная и невербальная коммуникация; коммуникативные барьеры.
- 6.Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания.
- 7.Понятие о темпераменте. Признаки и свойства темперамента; проблема типов темперамента.
- 9.Методы изучения личности: беседа, наблюдение, анализ документации, анализ творческих работ, рейтинг, анкетирование, тестирование и др. Их характеристика.
- 10. Сознание как высшая форма развития психики, его психологические характеристики и свойства. Структура, функции и состояния сознания.
- 11.Понятие о характере. Свойства, структура характера; акцентуации характера и их типы.
- 12.Понятие о речи. Функции и виды речи, их психологическая характеристика.
- 13. Понятие о воображении, его функции и виды. Механизмы и способы создания образов воображения.
- 14.Понятие о восприятии. Свойства и виды восприятия.
- 15.Конфликты в межличностных отношениях. Динамика, функции и виды конфликтов.
- 16.Самосознание личности и образ мира. Формы самосознания, их характеристика.
- 17. Социализация личности. Механизмы, агенты, этапы и институты социализации.
- 19.Понятие о мышлении. Функции, формы и операции мышления; мышление как процесс решения задач.
- 20. Понятие об эмоциональных процессах. Функции, свойства и виды эмоциональных процессов.
- 21. Психология как наука, ее место в системе наук. Предмет задачи, принципы и методы психологии.
- 22.Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура; освоение действия.
- 23.Понятие о памяти, ее функции и виды. Закономерности процессов памяти.
- 24.Большие социальные группы, их характеристика и виды. Поведение людей в стихийных группах.
- 25.Понятие способностей, их основные характеристики. Виды и уровни способностей.
- 26.Сознание и бессознательное. Неосознаваемые процессы, их виды и характеристика.
- 27.Понятие об ощущении. Виды, свойства и закономерности ощущений.
- 29.Психология принятия управленческих решений. Делегирование полномочий.
- 30.Управление конфликтами в организации. Структурные методы разрешения конфликтов.