43. Определение физиологического аффекта фа
В целом, под ФА в практике понимают неконтролируемую сознанием разрядку возникающего в аффектогенной ситуации эмоционального напряжения. ФА — это не выходящее за пределы нормы т.е. не болезненное эмоциональное состояние, представляющее собой кратковременную, стремительно и бурно протекающую эмоциональную реакцию взрывного характера, сопровождающуюся резким, но не психотическим, изменением психической деятельности.
Причины, вызывающие состояние ФА у человека, могут быть двоякого рода: во-первых, обстоятельства угрожающие физическому существованию человека, т.е. прямая или косвенная угроза его жизни, во-вторых — аффект может быть вызван поступками окружающих, затрагивающих самооценку человека, травмирующих его личность, причем, как подсудимого, так и близких ему людей. Ситуация является аффектогенной, если для личности она остроконфликтная и проблемная, т.е. задевающая до глубины души и субъективно неразрешимая. Точнее, аффектогенной может быть названа ситуация, характеризующаяся тем, что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывает в этом почти непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и вызывает аффект. Если человек ясно видит возможности адекватного поведения, аффект не наступает.
Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявляться в чрезмерной активности, даже агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции, эмоций. Человек краснеет или бледнеет, его движения скованы или хаотичны, речь прерывиста.
В психологии и психиатрии выделяют аффекты трех видов: физиологический, физиологический на патологической почве, патологический.
В уголовном праве ФА связывается с внезапно возникшим сильным, но кратковременным эмоциональным состоянием душевным волнением, при котором происходит дезорганизация психической деятельности. Человек не теряет полностью понимания ситуации и совершаемых им действий, но практически не контролирует их. ФА занимаются психологи.
Важнейшими признаками ФА являются:
- внезапность возникновения аффект возникает внезапно против воли человека и как бы овладевает им
- взрывоопасная динамика за малый промежуток времени состояние достигает высшего предела
- кратковременность аффект исчисляется секундами и минутами; утверждение, что аффект длится 15-20 и более минут, является преувеличением: столь долгое время лицо может находиться в ином психическом состоянии, но не в аффективном
- интенсивность и напряженность протекания в состоянии аффекта у человека появляются дополнительные физическая сила и возможности
- дезорганизующее влияние на психическую деятельность в состоянии аффекта наблюдается сужение сознания до пределов психотравмирующей ситуации, теряется гибкость мышления, снижается качество мыслительных процессов, резко утрачивается самоконтроль, нарушаются целенаправленность и понимание целесообразности действий
- усиление двигательной активности вследствие чего появляется предположение о преступлении, совершенном с особой жестокостью, резкое усиление поведенческих актов человек совершает беспорядочные движения, наносит множество ранений жертве и др.
- вегетативные сдвиги характеризуются изменением цвета кожных покровов покраснение, побледнение и модуляции голоса, аритмией дыхания, пересыханием слизистой полости рта, интенсификацией сердечной деятельности и др.
- последствиями аффекта могут быть частичная амнезия и астенический синдром подозреваемый обвиняемый иногда не в состоянии вспомнить отдельные детали происшествия, например не может сказать, где брал орудие преступления, куда и как наносил удары потерпевшему и т. д.. Таковы типичные случаи частичной амнезии. Астенический синдром характеризуется спадом: физической и нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью и истощением, снижением порога чувствительности, крайней неустойчивостью настроения, нарушением сна.
Может наблюдаться и снижение адекватности поведения человека. Последнее особенно остро проявляется в попытках скрыть преступление например, путем имитации самоубийства.
- 1.Психиатрическая классификация нарушений психического развития.
- 2.Психологическая классификация нарушений психического развития.
- 3. Понятие задержки психического развития, виды задержек
- 4. Умственная отсталость
- 5. Структура патопсихологического синдрома при задержке развития и при умственной отсталости
- 6. Структура патопсихологического синдрома при раннем детском аутизме рда
- 7. Разновидности рда
- 8. Психологические концепции раннего детского аутизма
- 9. Психологическая помощь детям с рда и членам их семей.
- 10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности
- 11. Принципы и методы кризисного вмешательства
- 12. Работа психолога на телефоне экстренной психологической помощи:
- 13. Суицидальное поведение как экстремальная форма реакции на кризис
- 14. Разновидности суицидального поведения.
- 15. Типология суицидентов
- 16. Социально-психологические факторы, связанные с суицидальным поведением.
- 17. Диагностика суицидальных намерений
- 18. Определение степени суицидального риска
- 19. Профилактика суицидального поведения
- 20. Предмет и задачи психосоматики
- 21. Основные теоретические подходы к психосоматике психодинамический
- 22. Основные теоретические подходы к психосоматике когнитивно-бихевиоральный
- 23. Основные теоретические подходы к психосоматике социальный
- 24. Психологическая помощь при психосоматических расстройствах
- 25. Различные подходы к определению и классификации психосоматических расстройств
- 26. Соматоформные расстройства
- 27. Психосоматические заболевания
- 28. Нарушение пищевого поведения нервная анорексия
- 29. Нарушение пищевого поведения нервная булемия
- 30. Синдром Мюнхгаузена и другие искусственно-демонстративные расстройства
- 31 Психологическая диагностика в случае психосоматических расстройств:
- 32 Психотерапия в случае психосоматических расстройств:
- 33 Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии:
- 34 Функциональные блоки мозга:
- 35 Синдромный подход в нейропсихологии:
- 36 Понятие фактора в нейропсихологии:
- 37 Нейропсихологические синдромы при поражениях коры и подкорковых структур мозга:
- 38 Принципы и методы нейропсихологической диагностики:
- 39. Нейропсихологические исследования в психиатрии.
- 40. Нейропсихологическая реабилитация.
- 41. Задачи судебно-психологической экспертизы.
- 42. Участие клинического психолога при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
- 43. Определение физиологического аффекта фа
- 44. Задачи и методы экспертизы свидетелей
- 45. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий.
- 46. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей
- 47. Психологическая экспертиза по делам о самоубийстве
- 48. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы
- 49. Цели и задачи психологической реабилитации
- 51. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования
- 52.Реабилитация психических больных
- 53. Реабилитация после соматического заболевания.
- 54. Реабилитация больных с поражениями головного мозга инсульты, чмт, интоксикации, нейроинфекции, операции проводится по четырем основным направлениям.
- 55 Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации
- 56 Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации
- 57.Применение методов психотерапии в реабилитации
- 58 Трудотерапия
- 59 Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента
- 60.Основные модели построения взаимоотношений врач-больной
- 61 Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи
- 62 Субъективная концепция болезни как фактор, определяющий поведение пациента
- 63 Понимание субъективных концепций болезни различными учеными.
- 64 Исследование внутренней картины болезни р. А. Лурия, в.В. Николаева, а.В. Квасенко, ю.Г. Зубарев.
- 65 Социальные представления о здоровье и болезни к. Херцлих.
- 66 Когнитивные репрезентации болезни и здоровья г. Левенталь, с. Бишоп, ш. Тэйлор, к. Петри.
- 67 Исследование субъективной картины болезни методами нарративной психологии а. Клейнман.
- 68 Этапы формирования субъективной картины болезни.
- 69 Функции субъективной картины болезни.
- 70 Различие субъективной и медицинской картины болезни