logo search
Внутриличностный конфликт

Теория фрустрации. Представление о фрустрации

Первыми в этой области были работы по изучению агрессии, которые провела в 30 - 50-х годах ХХ века группа ученых из Йельского университета (Дж.Доллард, Н.Миллер,  А.Бандура  и  др.).  Результатом этих  исследований  стала  теория фрустрации. Психологической причиной агрессивного поведения признается реакция на  фрустрацию.  При  этом  представление  о   фрустрации  как  о   препятствии  в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда, например, индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.

Бихевиоризм выдвигает теорию социального научения, в соответствии с которой понять   поведение   человека   можно,   обратившись   к   факторам,   провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения.

Следовательно, ключ к пониманию поведения человека, следует искать в ситуативных, внешних факторах. Согласно основным представлениям бихевиористов, патология поведения - это следствие научения неправильному, неадекватному или отклоняющемуся поведению. В поведенческих подходах стойкая тенденция личности к конфликтному реагированию считается следствием закрепления соответствующих моделей в поведенческом репертуаре. Идея социального научения, подтверждается многочисленными наблюдениями за развитием детей и разделяется многими зарубежными и отечественными психологами. Такой подход позволяет рассматривать стратегии поведения людей в конфликтах как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.