logo search
Учебное пособие Самоорганизация студентов первого курса

Непреднамеренное и преднамеренное запоминание

Нельзя сознательно изменить процесс непреднамеренного запоминания. Однако тренировка памяти, тренировка внимания и наблюдательности, соблюдение гигиены памяти позволяют существенно улучшить качество запоминаемой информации.

Преднамеренное, или произвольное, запоминание является сознательным процессом, с сопровождающимся формированием установки, сосредоточением внимания и применением мнемотехнических приемов. Цель преднамеренного запоминания — преодолеть трудности вспоминания информации. Правильно организованное преднамеренное запоминание включает в себя:

  1. создание внутренних и внешних условий запоминания;

  1. мобилизацию запоминания;

  2. мнемотехнические приемы;

  1. целенаправленную механическую тренировку памяти.

1. Создание внешних условий запоминания заключается в целенаправленном улучшении условий запоминания информации, например: объект должен быть хорошо освещен, устранены отвлекающие факторы (посторонние разговоры, шум и пр. ).

Однако вам мало что удастся запомнить, если вы сильно встревожены или испытываете в данный момент сильные переживания. Попробуйте сначала расслабиться (применить одну из расслабляющих формул AT).

Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение гигиены памяти:

а) небольшие разминки или мини-АТ через каждые 40—45 минут интенсивной умственной работы;

б) большие перерывы на 15—20 минут через 2—2,5 часа, лучше с физической разминкой и AT;

в) полноценный регулярный сон;

г) ритмичное полноценное питание;

д) отказ от стимуляторов и возбуждающих средств при утомлении (крепкого чая, кофе, курения, алкоголя и т. п. ).

2. При запоминании необходимо сформировать правильную установку на заинтересованность в информации, ее важность и необходимость продолжительного хранения в памяти. Обязательно внушите себе необходимость помнить и использовать полученные знания на протяжении всей жизни.

Очень важна общая установка на качество запоминания. Достаточно 2—3 раза пожаловаться себе или другим на плохую память, как вы действительно начнете замечать в ней огрехи. С другой стороны, только уверенность в том, что у вас хорошая память, которая полностью вас удовлетворяет; значительно ее усилит. Начните вести себя так, как будто бы у вас хорошая память — сначала вы обнаружите, что она раз-другой вдруг вас выручила, потом начнете верить в нее все больше и станете предъявлять к памяти повышенные требования. После этого вы постепенно начнете запоминать так, как если бы у вас действительно была хорошая память. Необходимо начать вести себя так, как будто вы обладаете развитой памятью; не записывать лишний раз то, что можно и запомнить, т. е. не перекладывать ответственность с памяти на бумагу; перед тем как посмотреть в записную книжку или ежедневник, вспомнить то, что хотели бы там найти.

Перед запоминанием большого блока информации с использованием АТ-расслабления можно настраивать себя, применяя следующие формулы* [* Приведенные формулы аналогичны используемым В. В. Петрусинским [10] при интенсивном суггесто-кибернетическом методе обучения.]:

Формула мобилизации запоминания

«Я отдыхаю, настраиваюсь на обучение.

Мне необходимо собраться.

Необходимо собрать все свои силы, направить их на обучение.

Моя память необычайно сильная.

Я хочу, чтобы моя память стала сильной.

Моя помять стала сильной.

Все, что вижу и слышу, запечатлевается в моей памяти.

Моя память сохраняет все.

Запоминаю легко и непринужденно.

Смогу вспомнить все, что когда-либо понадобится.

Моя память необыкновенно сильна.

Моя память активно поглощает всю информацию.

Я полностью управляю, своим восприятием.

Мое восприятие активно, мысли быстрые и четкие.

Мышцы подвижные, упругие, легкие.

Дыхание ровное и сильное.

Я бодр и спокоен.

Я полностью подготовил себя для обучения».

Через 40—45 мин. занятия можно восстановить восприятие.

Формула отдыха и мобилизации запоминания

«Я успокаиваюсь. Я отдыхаю.

Мышцы тела расслаблены.

Полная неподвижность. Блаженный покой.

Полный покой.

Дыхание спокойное, плавное.

Приятная легкая усталость.

Я отдыхаю.

Усталость проходит, медленно уходит, исчезает, испаряется.

Виски прохладные.

Мысли спокойные, ясные.

Чувствую неуклонный, мощный прилив сил.

Тело заряжается энергией.

Мышцы набухают, напрягаются.

Все мышцы тела эластичны, подвижны, сильны.

Я полон энергии и здоровья.

Запоминаю легко и непринужденно.

Восприятие активно, мысли быстрые и четкие.

Я полностью готов к продолжению занятия».

Для коррекции восприятия можно дополнительно стимулировать биологически активные точки головы и конечностей с помощью точечного массажа или электростимуляции (соответствующие приборы выпускаются промышленностью).

Для запоминания как логически связанной, так и логически несвязанной информации используются различные приемы облегчения запоминания информации (мнемонические приемы, или приемы мнемотехники). Смысловая информация запоминается в среднем в 22 раза лучше, чем бессмысленная. Считается, что основателем мнемоники как набора приемов для запоминания был древнегреческий поэт Симонид (Vв. до н. э. ), и, вероятно, даже в те времена основным приемом для запоминания всех видов информации считалось повторение — «мать учения».

Учитывая то, что этот прием усиленно культивируется в школе, следует только напомнить его основные правила:

— большой объем информации заучивать по смысловым частям;

— число повторений должно превышать то число, которого достаточно для первого полного воспроизведения информации;

Рассмотрим основные приемы улучшения запоминания логически связанного материала.

Выделение смысловых опорных пунктов в тексте, т. е. кратких тезисов из текста, отражающих основную мысль соответствующего «куска» информации.

«Метод связок»

Карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук.

Запомнить этот ряд объектов можно, сделав их «персонажами» яркого, образного фантастического мультфильма о том, как стройный франт-карандаш в очках подходит к полной даме-люстре, на которую как шаловливый ребенок взгромоздилсястул, на обивке которого сверкают сотни блестящихзвезд. Они вместе садятся нажука-такси и т. д. Придумав и внутренне просмотрев такой мультик, забыть его или что-то в нем перепутать трудно. Можно составлять отдельные пары зрительных ассоциаций-образов: карандаш — очки, очки — люстра, люстра — стул и т. д. Чтобы повысить эффективность запоминания по методу связок, Г. Лорейн [14] советует:

Попробуйте, используя метод связок, запомнить следующий список, затрачивая на каждый объект не более 3—5 с: трава, дом, павлин, платье, окно, очки, скрепка, гвоздь, клей.

«Способ Цицерона»

Способ может быть особенно удобен для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете опять, представив себя обходящим комнату — предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

«Алфавитный порядок».

Иногда возможно поставить слова из списка в порядке алфавита по первым их буквам. Если будет несколько исключений — они также быстро запомнятся именно как исключения. Например: ананас, бюро, вагон, восток, гонг, дом.

«Группировка»

Часто можно найти смысловое соотношение между словами списка, например количество элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), очки (два стекла), люстра (часто бывает три лампочки), стул (четыре ножки), звезда (пять лучей), жук (шесть ног).

«Ранжирование»

Группировка предметов по размеру: карандаш, жук, звезда (как орден), очки, люстра, стул.

«Образование ключевых слов из первых букв»

Слова в списке поменять местами таким образом, чтобы их первые буквы образовали слово: Сор, Торт, Рояль, Омут, Камин, Ансамбль — СТРОКА.

«Ритмизация»

Способ удобен для людей с аудиальным и кинестетическим типом представления информации. Переместить слова списка с целью получения нескольких строк, связанных с определенным ритмом или мелодией. Предыдущий список слов под ритм первых двух мелодических строк песни «Подмосковные вечера» представляется так: сор — рояль — камин, омут — торт — ансамбль.

«Рифмование»

Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты, включенные в сюжет, будут активно действовать — тогда добавится ещё и зрительное запоминание. Из слов — шар, желток, медь, самовар, бритва, товар можно составить образный рифмованный мультик: бритве шар принестовар — желтый медный самовар.

Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов

Этот способ все знают по методу: «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». В этом примере использована также и ритмизация.

Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов

Для длинных иностранных терминов издревле рекомендовалось находить похожие по звучанию русские слова. Студенты-медики хорошо знают данный прием по терминам, описывающим движения кисти рук «супинация» и «пронация», для которых давно подысканы образные эквиваленты — «суп несла и пролила».

Достаточно часто для студентов большую трудность представляет запоминание цифровой информации. Это связано с тем, что число как абстрактный знак обычно не вызывает у человека никаких ассоциаций, эмоциональных переживаний, ярких запоминающихся образов. Если же за каждой цифрой и числами (скажем, до 100) закрепить зрительные образы и постоянно ими пользоваться, -то любые числа превращаются в последовательности образов, которые мы уже можем запоминать по системе связок. Закрепление цифр и чисел за зрительными образами называется методом зацепок. Однако прежде чем его описывать, напомним, что никогда не стоит игнорировать арифметический способ запоминания чисел, заключающийся в выявлении арифметической зависимости между группами цифр в числе (например, в номере телефона 358954 можно найти следующую зависимость: 89 = 35+54), а также метод выделения знакомых чисел (в числе 859315: 859 — год основания Новгорода, 314 — первые цифры числа «пи»).

«Метод зацепок»

Для цифр 0, 1, 2, 3, 8 предлагается замена последними согласными буквами названий этих цифр:

0 — л

1 — н

3 — в

3 — р

8 — м

Для остальных цифр предлагается замена первыми согласными буквами названий цифр:

4 — ч

5 — п

6 — ш

7 — с

9 — д

Запомнить это очень легко — ведь смещена с обычного места только цифра 8. Далее еще проще — любое двухзначное число представляется двумя соответствующими согласными из данного списка. Если их «достроить» гласными до слов, то числа от 1 до 100 представляются сотней образов, слов, предметов. После нескольких прочтений этого списка для любого числа можно восстановить его образный эквивалент. Г. Лорейн [14] предлагает (точнее — переводчик на русский язык Т. Кириллова) следующие образы* [* Автор изменил несколько эквивалентов чисел.]:

0 — иЛ

10 — НиЛ

20 — ВоЛ

30 — оРеЛ

40 — ЧеЛо

1 — Ной

11 — НеоН

21 — ВиНо

31 — РаНа

41 — ЧаН

2 — Вой

12 — НиВа

22 — ВоВа

32 — РоВ

42 — ЧиВ (воробей)

3 — АРия

13 — НоРа

23 — ВаР

33 — РуР

(шахта)

43 — ЧиРей

4 — оЧи

14 — НоЧь

24 — ВеЧе

34 — РеЧь

44 — ЧаЧа

5 — Па (балет)

15 — аНаПа

25 — ВыПь

35 — РеПа

45 — ЧП

6 — уШи

16 — НиШа

26 — ВоШь

36 — оРШа

46 — ЧаШа

7 — уСы

17 — НоС

27 — ВеСы

37 — РоСа

47 — ЧаСы

8 — яМа

18 — НеМой

28 — ВыМя

38 — РоМ

48 — ЧуМ

9 — аД

19 — аНоД

29 — ВоДа

39 — РаДио

49 — Чад

50 — оПаЛ

60 — ШиЛо

70 — СоЛь

80 — МыЛо

90 — ДуЛо

51 — ПеНь

61 — ШиНа

71 — СоН

81 — МиНа

91 — ДНо

52 — ПаВа

62 — ШоВ

72 — СоВа

82 — МяВ (кот)

92 — ДиВо

53 — ПаР

63 — ШаР

73 — СоР

83 — МоРе

93 — ДаР

54 — ПеЧь

64 — иШаЧий

74 — СеЧа

84 — МяЧ

94 — ДаЧа

55 — ПаПа

65 — ШиП

75 — СиП

85 — МиоПия (очки)

95 — ДеПо

56 — ПаШа

66 — ШиШ

76 — СуШь

86 — МыШь

96 — ДуШа

57 — ПеС

67 — иШиаС

77 — СоуС

87 — МяСо

97 — ДоСье

58 — ПиМы

68 — ШуМ

78 — СоМ

88 — МаМа

98 — ДоМ

59 — ПяДь (земли)

69 — ШэДоу (герой Ч. Чаплина)

79 СоДа

89 — МоДа

99 — ДаДа

100 — НеЛЛи

Если вам трудно представить какой-либо образ, то сразу замените его и всегда используйте новый. Не пугайтесь этого списка. Прочтите его 2—3 раза, вызывая яркие представления образов и проверьте — вы без труда вспомните аналог любого двузначного числа. К примеру: 94 — согласные Д и Ч — само напрашивается слово «ДаЧа»; 86 — согласные М и Ш, сразу — «Мышь». Теперь приведем несколько случаев использования этого приема.

Запоминание номеров телефонов

Вам надо, к примеру, запомнить телефоны двух ателье — по ремонту одежды и обуви: 275138 и 582986. Представьте себе: портной взвешивает наВеСах (27) большойПеНь (51), а вместо гирь у него — маленькие и большие бутылкиРоМа(38);сапожник заливает в огромныйПиМ (58) холоднуюВоДу (29), чтобы выгнать оттудаМыШь (86). Попробуйте прямо сейчас. Для жителей Новосибирска пригодятся телефоны:

298941 — справочное аэропорта «Толмачево»; 298581 — справочное вокзала «Новосибирск Гл. »; 298982 — вызов легкового такси; 223180 — бюро погоды.

Запоминание упорядоченного списка слов

Необходимо запомнить по номерам следующие слова

  1. Комар 6. Сучок

  2. Камыш 7. Ботинок

  3. Замок 8. Стакан

  1. Кирпич 9. Лошадь

  2. Рябина 10. Колокол

Используя образные аналоги для чисел и метод связок, представьте: Ноя укусилкомар; изкамышей доносится громкийвой; солист поетарию и держит руки в«замке»;кирпич падает наочки и вдребезги их разбивает;рябина в балетной пачке танцуетпа; человекухом зацепился засучок на дереве;ботинки сусами из шнурков; вы вырылияму формыстакана; огромная страшнаялошадь, как из Ада; вы плывете поНилу, а вокруг звонятколокола. Попробуйте теперь вспомнить список — это невероятно просто даже после одного прочтения ассоциативных образов.

Запоминание статей и журналов по страницам

Составьте связки образов номеров страниц (1 — Ной и т. д. ) и основных тем, обсуждаемых на этих страницах.

Запоминание плана на день, списка покупок

Запомните дела (или предметы, с которыми они связаны) в том порядке, как это необходимо сделать с присвоением либо порядкового номера, либо часа выполнения. Используя известные зацепки, составьте пары связок.

Запоминание плана на неделю, месяц; дат рождения

3-е число месяца, 14 — часов — бассейн = «ария (3)ночью (14) в бассейне».

Июнь, 8-е число — день рождения Л. Д. — «заяц с большими ушами (июнь, 6-й месяц) в (8) около дома Л. Д. ».

Составляя план на неделю, чтобы не запутаться, лучше не обозначать дни недели по номерам. Проще сделать такие замены:

понедельник — А — арбуз,

вторник — Б — батон,

среда — В — варан,

четверг — Г — гараж,

пятница — Д — домино,

суббота — Е — ездок,

воскресенье — Ж — жетон.

В этих словах по три согласных — вы не спутаете их с образами цифр и чисел. Варан и вол в гараже — среда, 20 часов, гараж. При планировании на следующую неделю — два варана и вол и т. п. Обязательно соблюдать один и тот же порядок: месяц, дата, время, дело; день недели, время, дело. Иначе дата и время могут поменяться местами при вспоминании. Во избежание путаницы в порядке образов можно придумать какой-либо принцип типа «что раньше по порядку, то выше в расположении» (образ месяца над образом даты, ниже их образ времени, еще ниже обозначение дела), или «что раньше по порядку, то больше по размеру».

Запоминание длинных чисел

Запомнить любое большое число проще, разбив его на последовательность двузначных чисел, а следовательно, и образов:

15 — 52 — 74 — 26 — 31 — 53

аНаПа ПаВа СеЧа ВоШь РаНа Пар

Этот набор уже не трудно запомнить надолго.

Запоминание дней недели, года

Вероятно, не стоит держать в памяти дни недели всех лет XXвека, но вот о текущем годе и об одном-двух ближайших к «ему годах эту информацию очень удобно держать в голове. Для того чтобы вычислить день недели в определенном месяце, достаточно знать дату, скажем, первого воскресенья месяца, а остальное уже можно подсчитать за несколько секунд. Ряд из 12 цифр — дат первых воскресений по порядку месяцев, — вот все, что вам нужно запомнить для одного года. Это двенадцатизначное число называется годовым ключей. Годовой ключ к 1989 году вам уже известен — это как раз «аНаПа — ПаВа — СеЧа — ВоШь — РаНа — ПаР». Теперь можно составить по календарю годовой ключ на следующий год и поупражняться с вычислением знаменательных для вас дат.

Запоминание доклада, выступления

Запомнить основной порядок тезисов речей и докладов удобно по уже известным вам принципам: по пунктам раскладываете содержание, в каждом пункте выделяете ключевое слово (образ) и все эти ключи ассоциируете с образами их порядковых номеров. Некоторые студенты считают более удобными для себя другие виды зацепок. Рассмотрим некоторые из них.