logo search
Вестник ПО РФО №2

Развитие полифонического мышления – условие существования человека XXI века

Существование в определённой среде основано на имеющихся у индивида способностях, которые позволяют ему приспособиться к данной среде и достаточно комфортно существовать в ней. Природа позаботилась о том, чтобы каждый биологический вид имел способности к выживанию в определённой среде. Об этом свидетельствует покровительственная окраска у определённых видов, физиологические особенности т. п. Однако лишь человеку природа дала возможность осмысливать и на основе данного осмысления изменять окружающую его среду.

Человек XXI века активно воздействует на окружающий его мир, тем самым, изменяя его. Он работает над созданием новых видов, форм жизни, создаёт всё более совершенные (скоростные) средства передвижения. В настоящее время человек не просто смотрит на синее небо и восхищается парящими там птицами, он контролирует и направляет движение самолётов, осваивает космос. Своей деятельностью человек не просто изменяет, он создаёт новую реальность. При этом новая действительность предъявляет к человеку всё более высокие требования. Постоянно возрастающее количество психических заболеваний говорит, в том числе, о том, что человек не слишком успешно справляется с освоением данных требований. Возникают вопросы:

  1. Есть ли у человека способности, которые позволят ему адаптироваться к постоянно изменяющейся и усложняющейся действительности?

  2. Есть ли у человека способности, которые позволят ему предсказать последствия своего вмешательства в природное естественное устройство мира?

  3. Какова сущность данных способностей и как их развивать?

Для ответа на данные вопросы необходимо найти некую искусственно созданную действительность человеком, которую к настоящему времени он научился создавать; выявить способность, «отвечающую» за освоение многомерной действительности (т. е. действительности, основанной на одновременном протекании нескольких различных, но взаимосвязанных процессов).

Своеобразным аналогом подобной реальности является музыкальная действительность, т. к. музыка способна (в отличие от живописи, архитектуры и других «невременных» видов искусств) воссоздавать процесс.

Полифоническое мышление – термин, широко используемый в теории музыки и музыкальной педагогике, хотя его определение отсутствует в словарях по психологии, педагогике, музыке. В музыкознании термин «полифоническое мышление», фактически, обозначает вид мышления субъекта, необходимый ему для освоения особого раздела музыки – полифонии.

Под полифонией в музыкознании понимается один из видов многоголосия, заключающийся в одновременном звучании двух или нескольких самостоятельных, но, в то же время, определённым образом взаимосвязанных голосов. Это означает, что человек, овладевая полифонической музыкой, развивает способности осознавать два или более взаимосвязанных между собой и одновременно происходящих процесса музыкальной действительности, что, в свою очередь, позволяет ему всесторонне осознавать и создавать (!) данную музыкальную реальность. В настоящее время признано, что полифоническое мышление необходимо музыканту не только для освоения им полифонической, но и гомофонно-гармонической реальности.

В связи с этим возникают вопросы:

  1. Насколько сопоставима между собой музыкальная и обычная реальность?

  2. Есть ли необходимость рассматривать понятие «полифоническое мышление» в качестве вида мышления, развитие которого является необходимостью не только для музыканта, но и для любого человека?

  3. Существует ли взаимосвязь между полифоническим мышлением, уровнем его развития и качеством жизни современного человека?

М. М. Бахтин, крупнейший философ и филолог XX века в книге «Проблемы творчества Достоевского», вышедшей в 1929 году рассматривал «полифоничность» образов в романах Достоевского (а также в произведениях В. Шекспира, А. С. Пушкина и др.). Это вызвало значительный резонанс в философской среде. Под полифоничностью он подразумевал некую способность субъекта к «расщеплённости» его сознания. Однако психологическая сущность данной расщеплённости до сих пор не раскрыта не только в философских работах М. М. Бахтина и других философов, но и в работах психологов.

Доктор философских наук В. М. Розин, в статье «Контекстное, полифоническое мышление – перспектива XXI века», противопоставляя классическое и современное мышление, последнее характеризует в «постулатах» порождения, контекстности и полифоничности. Полифоничность он определяет как совокупность «многих разных мышлений, находящихся между собой в различных отношениях (дополнения, противостояния, независимости, родства и т. д.)» (4, с. 127). При этом полифоничность В. М. Розин трактует не в качестве особого вида мышления, которым может обладать определённый субъект, а в качестве характеристики (постулата) современного мышления в целом.

Определение полифонического мышления как особого вида мышления, необходимого субъекту не только в музыкальной деятельности, нуждается, как в философском осмыслении, так и в дополнительных психологических исследованиях. Сложность определения полифонического мышления как психического процесса состоит в том, что психологическая сущность мышления (не полифонического) до сих пор остаётся до конца не выявленной. Существует множество различных определений понятия мышления, которые, как констатировал О. К. Тихомиров, обозначают «качественно разнородные процессы». При этом большинство исследователей признаёт, что:

  1. Мышление есть процесс, деятельность.

  2. Основная функция мыслительного процесса состоит в решение задачи.

Л. Н. Фридман описывает и определяет задачу как "знаковую модель проблемной ситуации". Л. М. Веккер исходную фазу мыслительного процесса обозначил в феноменах "вопрос", "проблема" или "задача". Применительно к полифоническому мышлению это означает, что полифоническое мышление есть процесс решения полифонических задач.

Данный вывод указывает на необходимость ответить на следующие вопросы:

  1. В чём сущность полифонических задач?

  2. Есть ли у обычного человека необходимость решения полифонических задач?

  3. Способен ли обычный человек в принципе разрешать полифонические задачи?

По-видимому, полифоническая задача представляет собой особый вид задачи. Так, если задача состоит в отражении в сознании знаковой модели проблемной ситуации (6), то полифоническая задача должна отражать в сознании знаковую модель двух или более различных, но одновременно происходящих и каким-то образом взаимосвязанных между собой проблемных ситуаций, постоянно изменяющихся во времени (!).

Данное понимание, фактически, указывает на проблематичность решения одним субъектом полифонических задач, основанных на возможности осуществления двух или более различных, взаимосвязанных, одновременно происходящих и организованных мыслительных процессов. Однако подобная деятельность не только возможна, но и приносит удовольствие, что подтверждается в музыкальной деятельности на протяжении столетий, хотя, даже теоретически, в психологическом плане, трудно представляется и является, безусловно, сложным видом деятельности, основанным на высоком уровне развития полифонических музыкальных способностей. В настоящее время под полифоническими способностями понимается «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения полифонии» (3, с. 8). Более того, в длительном исследовании удалось доказать:

Возможность столь раннего развития полифонических способностей означает, что сама природа позаботилась о создании психофизиологических механизмов развития данных способностей у человека. Способностей, необходимых для глубокого познания музыки (не только полифонической). Сам факт существования данных механизмов вряд ли говорит о возможности их применения лишь в музыкальной деятельности человека. Современная действительность подтверждает данные выводы. Стоит лишь сесть в маршрутку или спуститься в метро, как вы увидите людей, которые осуществляют решение нескольких (а не только двух) сложных задач одновременно: они изумительным образом лавируют в людском потоке (один вид деятельности); слушают музыку (почти все в наушниках) и, как это ни странно, запоминают её (второй вид деятельности); читают рекламные объявления (третий вид деятельности), а при необходимости, говорят по сотовому телефону и т. п. Заметим, что делают они это не по приказу, а добровольно и, зачастую, с удовольствием...

Как свидетельствует практика, многие из них смогут впоследствии вспомнить какой-либо один вид деятельности (очерёдность действий этого вида деятельности), но мало кто сможет впоследствии восстановить происходящее всех видов деятельности в их зависимости друг от друга (вероятно, можно говорить об особом виде памяти – полифонической памяти). Так, человек способен вспомнить, например, содержание в целом своего телефонного разговора с неким «n», но не в состоянии припомнить при этом сопутствующие этому разговору шумы, классифицировать их, а тем более установить время их появления (на каких словах разговора они стали слышны и т. п.). В определённых ситуациях это становится важным. Большинство людей, так же, вряд ли вспомнит, параллельно происходящие и различаемые их зрительной сенсорной системой, образы. При этом от осознания данной информации может зависеть жизнь данного субъекта. Так, разговаривая по мобильному телефону, назначая важную встречу, одновременно, слушая музыку через наушники, рассматривая рекламу и, переходя через улицу, человек может попасть в аварию. К сожалению, в этом состоит особенность сегодняшней жизни. Однако обращает на себя внимание следующее: один человек способен предупредить аварийную ситуацию, а другой нет. Не оспаривая правил дорожного движения и необходимости принятия человеком особых мер предосторожности на дороге, соглашаясь, в целом, с осознанием случайности как особой закономерности, приходишь к следующему выводу: человек должен обладать способностью анализа окружающей его действительности, которая, при отсутствии данного анализа, становится для него опасной. Необходимо, также, отметить, что опасность увеличивается с развитием скорости происходящих в данной реальности процессов.

Что же собой представляет окружающая нас действительность?

В окружающем нас мире одновременно происходят различные процессы, которые, на первый взгляд никак не связаны между собой и, казалось бы, не оказывают непосредственного влияния на определённого человека. Например: прогулка влюблённых молодых людей, одиноко стоящая машина, играющие на площадке дети, группа стоящих подростков, накрапывающий дождь и т. п. Каждый из перечисленных процессов, казалось бы, не имеет никакого отношения к другому. Однако, если молодые люди во время: не оценят агрессивное настроение группы подростков по едва приметным, но характерным признакам, - могут оказаться в сложной ситуации; не заметят хмурые тучи и мелкие капельки начинающегося дождя, - попадут под дождь, что в последствии может закончиться болезнью и т. п.

Это свидетельствует о том, что действительность сама по себе является полифонической (в ней одновременно происходят различные, но удивительным образом взаимосвязанные между собой процессы), а также о том, что осознание данной полифонической действительности субъектом возможно на разных уровнях в зависимости от развития у него способностей решения полифонических задач. При этом полифонические задачи не являются результатом искусственно созданных трудностей. Они отражают объективную реальность, представляющую собой сложную систему, каждый компонент которой является процессом, а значит, развивается одновременно с другими процессами и находится при этом в явно или неявно выраженной взаимосвязи с другими компонентами системы. Данные характеристики полностью соответствуют определению полифонии и позволяют признать полифоничность окружающей нас действительности.

Существование человека в полифонической действительности вынуждает его развивать способности, позволяющие ему выживать в данной реальности. Возможно, этим и объясняется «самодеятельное», естественное развитие человеком полифонических способностей. В настоящее время обычным явлением считается наличие наушников в ушах, позволяющих человеку прослушивать музыку во время: ходьбы по пешеходной дорожке, перехода через напряжённую дорогу, покупки продуктов и т. п. При этом он одновременно вынужден оценивать различные, одновременно происходящие вокруг него процессы и принимать решение относительно своего поведения.

Человек начала XXI века, вынужден решать полифонические задачи. Однако делает он это неосознанно (отсутствуют методики, направленные на обучение решению подобных задач). К сожалению, наука не смогла предсказать и обосновать необходимость развития данного вида мышления. Возникает вопрос: если люди «естественным путём» развивают свои «нерассмотренные наукой» способности и на основании данного развития адаптируются к постоянно усложняющейся действительности, то есть ли в планомерности развития полифонического мышления необходимость?

Само существование и развитие человека и человечества в целом подчиняется законам развития данной системы и в значительной мере определено. При этом компоненты данной системы существуют и развиваются по определённым, не всегда известным человеку законам. Однако человек, в отличие от других компонентов системы способен сознательно:

Принятие решения зависит от множества факторов, среди которых осознание действительности имеет большое значение. Чтобы ориентироваться в данной действительности, важно замечать всё происходящее вокруг «здесь и сейчас» в двух или более различных, одновременно протекающих процессах, выявлять малейшие изменения в этом окружении, сопоставлять эти изменения и т. п. При этом делать это приходится в постоянно изменяющемся времени.

Человек, способный анализировать одновременно два или более протекающих процесса (здесь и сейчас), различных, но каким-то образом, взаимосвязанных между собой, имеет гораздо больше возможностей принять верное решение по сравнению с человеком, не способным к такому анализу. Вероятно, полифонические способности, как и многие другие способности, могут быть врождёнными, хотя исследований по данному предмету в настоящее время нет. Однако отсутствие их не означает невозможность их развития, что успешно доказано на сегодняшний день (3).

Врач и шофёр, учёный и учитель, политик и диспетчер авиалиний нуждается в определённом уровне развития полифонических способностей и полифонического мышления для выполнения своих профессиональных обязанностей на высоком уровне. Человек – особое звено сложной системы, имеющий инструмент для её познания, а значит, возможность целенаправленного изменения её развития. Возникает вопрос о выявлении природной или искусственной зависимости, критерия данного вида мышления, позволяющего разрешать полифонические задачи.

А. В. Запорожец убедительно доказал, что наглядно-действенное мышление возникает из действия, т. к. образ ситуации включён в ткань двигательного акта. В свою очередь, движение, по его мнению, обладает чувствительностью. Таким образом, именно чувствительность признаётся критерием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Можно ли признать чувствительность также критерием полифонического мышления? Для ответа на данный вопрос необходимо выявить сущность, а также проследить развитие понятия чувствительности. Так, в сравнительной психологии под чувствительностью понимается способность к ощущению, отражению таких изменений в окружающей среде, которые не являются биологически значимыми. В классической психофизике чувствительностью является величина, обратная порогу. Различают абсолютную и дифференциальную чувствительность. Под абсолютной чувствительностью понимается способность к восприятию, обнаружению раздражителя минимальной величины, под дифференциальной чувствительностью – способность к различению изменений, происходящих в раздражителе.

Доктор психологических наук К. В. Бардин объяснил интереснейший психофизический феномен — повышение чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей. Подобный феномен не раз оказывался в центре внимания психологов. Так, А. В. Запорожец описывал опыт В. И. Аснина (1940г.), результаты которого не оставляли сомнений: при определённых условиях субъект начинает «видеть» кожей ультрафиолет. Частично объяснить подобные феномены удалось лишь позднее в рамках психофизики. К. В. Бардин разработал концепцию переорганизации сенсорного пространства из одномерного в многомерное, которая позволяет заключить:

Подобное понимание открывает новые пути развития чувствительности, но не позволяет отождествлять даже такую чувствительность с критерием полифонического мышления. Для этого необходима, по-видимому, особая, полифоническая чувствительность. Чувствительность, отражающая даже незначительные изменения двух или более одновременно происходящих, взаимосвязанных, но различных процессов. Так, чтобы различать суть двух различных диалогов, происходящих одновременно; выполнять два различных вида деятельности одновременно, пусть самых элементарных (вывязывать узор на спицах и разговаривать по телефону и т. п.) необходим особый, не рассматриваемый ранее вид чувствительности. В своих работах К. В. Бардин пришёл к выводу о том, что многомерное различение определяется «когнитивной сложностью» субъекта (1; 136), его способностями к дифференцированию, которые могут быть развиты в процессе обучения. Мы получаем функциональную зависимость между чувствительностью (в том числе полифонической) и мышлением (в том числе полифоническим); чувствительностью и обучением, что позволяет нам заключить: критерием полифонического мышления является особая полифоническая чувствительность, которую необходимо рассмотреть в психологическом плане, развитие которой нуждается в особом подходе.

Всё вышесказанное позволяет заключить, что полифоническое мышление человека является, вероятно, тем видом мышления, который, по словам В. М. Розина, находился в «латентном состоянии», а в настоящее время сама действительность провоцирует его развитие.

Задача различных отраслей наук заключается в выявлении сущности данного вида мышления, разработке методики его развития у человека с целью:

Список литературы:

  1. Бардин К. В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика // Вопросы психологии. 1990, №1. С. 131-136.

  2. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. Москва: Издательство "Смысл", 1998.

  3. Рогова С. А. Развитие полифонических музыкальных способностей у детей 4 - 5 лет. Дисс. канд. психол. наук. Тамбов, 2006.

  4. Розин В. М. Контекстное, полифоническое мышление – перспектива XXI века // Общественные науки и современность. 1996. № 5. С. 120 - 129.

  5. Тихомиров О. К. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  6. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963.

Пресняков К. А. (ППД, Пенза)