logo
Лекция 5+книги

Основные направления работы с одаренными детьми

1. Теоретическая работа. В настоящее время до сих пор нет удовлетворительной системы основных понятий теории развития одаренности, что крайне негативно сказывается на общей системе работы с одаренными детьми. Так, например, крайне неудовлетворительными являются сами понятия "одаренность" и "одаренный ребенок". В настоящее время эти понятия часто оказываются синонимичными понятию "достижения" одаренного школьника, что явно крайне неудовлетворительно и в теоретическом, и тем более в практическом смысле.

Много сомнительного остается и в понимании потенциальной и скрытой одаренности. Потенциальная одаренность – это общее положение, своего рода теоретический конструкт, и никак не может являться дифференцирующей характеристикой. Что же касается так называемой скрытой одаренностью - это также не типологическая характеристика развития одаренности, а всего лишь показатель просвещенности наших педагогов, родителей и даже школьных психологов понимании и выявлении способностей ребенка.

Особенно болезненной является проблема, формулируемая как «проблема угасания, исчезновения способностей». Есть достаточно веские основания считать, что способности, раз сложившись, никуда исчезнуть не могут (исключая, естественно, серьезные травмы мозга). За такое угашение способностей принимается тот безусловный факт, что с определенного времени для окружающих становится очевидным несоответствие сложившихся способностей и реальных достижений, чаще всего по причине трудностей произвольной саморегуляции. Но это принципиально другая ситуация, которая соответствующим образом и должна корректироваться.

Такая путаница в теоретической работе негативно сказывается на всей практической работе с одаренными детьми признаки одаренности - уходит цельность понятия.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4