logo
Лекция 5+книги

3. Потребности, «сопряженные» с познавательной

Чтобы знать предмет, надо не только знать, «что есть это», но и отделить его от того, что «это не есть». Проще говоря, с чем же нельзя путать познавательную потребность?

Оказывается, есть целый ряд потребностей, как бы «сопряженных» с познавательной. Они тоже вносят свой вклад в познание (и иногда большой), но это другие потребности.

Потребностей, «сопряженных» с познавательной, немало. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего должна быть отмечена, конечно, «жажда славы», или, иначе говоря, потребность в признании, в социальном успехе («Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно...»).

Вероятно, во многих творческих достижениях эта потребность играет свою роль. Однако опять же в большинстве случаев только «на вторых ролях», как некий усилитель. Вместе с тем история науки знает случаи, когда выдающееся открытие долго не было известно только потому, что автор, не гонясь за славой, не спешил его обнародовать. Так что определенная доля стремления к признанию должна, видимо, сопровождать познавательную потребность.

Несколько сложнее обстоит дело с потребностью в достижении. Эта потребность лишь по названию сходна с потребностью в успехе; по сути же дела это разные вещи.

Потребность в достижении – потребность в успехе дела, а не в личном признании. Такая деловая направленность потребности в достижении, естественно, включает и познавательные факторы. Однако это все же не познавательная потребность, а именно деловая, потребность не столько в самой познавательной деятельности, сколько в получении конкретного результата.

Потребность в достижении – это всегда прежде всего Дело.

От познавательной потребности следует отличать и потребность в умственных манипуляциях, умственной деятельности как таковой.

Нередко приходится видеть детей, самозабвенно «щелкающих» задачки одного и того же типа (конечно, когда это получается). Никакого нового знания в этой работе они не приобретают.

Есть игры, построенные на принципе классификации, когда из множества предметов нужно составить отдельные группы предметов, объединенных общим основанием. Например, из картины, стола, пианино, электробритвы, кресла и стиральной машины можно составить не менее четырех различных групп; если бы список был больше, количество вариантов увеличилось бы. Есть люди, с удовольствием выполняющие такую работу. Эта деятельность (классификация, комбинирование) может быть полезна для субъекта, однако нового знания в ней не возникает.

Представление о потребностях, «сопряженных» с познавательной, дает нам возможность ограничить формы и условия ее проявления. Учет этих – идущих по «касательной» к познанию – потребностей оказывается чрезвычайно важным при разговоре о воспитании познавательной Потребности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4