2.Обогащение обучения
Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей появилась как прогрессивная альтернатива ускорению которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали что обогащение без установки на ускорение как на самоцель дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.
В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее а получает дополнительный материал к традиционным курсам большие возможности развития мышления креативности умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Важное значение имеет обогащение ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к применению интеллекта и познавательной деятельности. Принято считать что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание оценочные операции) другие особенности материала (образного символического) третьи — получаемый продукт или результат мышления (классификация определение последствий). Это «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.
Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач проблемному обучению.
Когда речь идет о решении задач имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать что включает умения: выявить проблему проанализировать различные варианты ее решения оценить достоинство каждого варианта обобщить все найденное и т.д.
Развитие этих умений связано как с исследовательским умениями так и с умениями критически мыслить.
Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин вводится как бы в чистом виде. Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы.
Когнитивная психология объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации аналогичные компьютерным вселила надежду на развитее новых сторон мышления.
Учебные программы рассчитанные на развитие познавательных процессов включают разные виды игровой активности шахматы математические и логические игры моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.
Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм во всех вариантах синектика и т.д. занятия ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию медитацию визуализацию и т.п.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.
Хотя имеется много данных характеризующих одаренных детей как хорошо приспосабливающихся самостоятельных более социально зрелых тем не менее большинство педагогов рекомендуют программы в социально-эмоциональной сфере. Они могут ориентироваться на разные цели. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг тренинг сензитивности обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Американский педагог Дороти Сиск полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям. Поэтому курсы в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны рассматриваются как весьма желательные для таких учеников.
Программы по самоактулизации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии и согласно данным исследований положительно влияют на самооценку и межличностные отношения.
Сопоставление стратегии ускорения и обогащения показывает что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач однако их выделение помогает яснее понять чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения стратегии.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 5: Детская одаренность. Работа социального педагога с одаренными детьми.
- Понятие и общая характеристика «одаренности». Общие признаки одаренности.
- Определение понятий способность, одаренность
- Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
- Различия по уровню одаренности.
- Различия по особенностям возрастного развития.
- Своеобразии одаренности, в ее содержании.
- Типы одаренности, которые легко увидеть учителю:
- Психологические проблемы одаренных
- Диагностика
- Тесты для одаренных
- Одаренный ребенок в семье. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей. Работа в семьях с одаренными детьми. (См. Васильковы Соц педагогика)
- Основные направления работы с одаренными детьми
- 2. Создание психолого-педагогических условий для формирования способностей и потребностей в самоактуализации.
- 4. Подготовка кадров для школ, работающих с одаренными детьми.
- Одаренные дети
- Глава I. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
- Глава II. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
- 2. Что же такое способности, одаренность, задатки?
- 3. О способностях творческих и интеллектуальных
- 4. Разная одаренность – разная личность
- 5. О «наивной» и «культурной» креативности
- 5. Рассуждения о лени
- 2. Что такое познавательная потребность?
- 3. Потребности, «сопряженные» с познавательной
- 4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы
- Глава I. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
- Глава II. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
- 1. Ускорение обучения
- 2.Обогащение обучения
- 3. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
- 4. Подготовка учителя для одаренных
- 3. Концепция врожденной одаренности
- 4. Воображение как один из компонентов таланта
- Тесты будут такие: