logo
Лекция 5+книги

2. Создание психолого-педагогических условий для формирования способностей и потребностей в самоактуализации.

За многими проблемами, определяющими трудности развития одаренных детей почти всегда стоит недостаточно зрелая потребность в самоактуализации, потребность «выполнить себя» (Гегель). Есть основания думать, что это одна из основных человеческих потребностей в той или иной форме потребность, возникающая очень рано.

Но почему так мало одаренных детей, вырастая, себя реализуют?

В качестве психологические основных проблем одаренных детей, отвечающих за трудности их развития и, в частности, трудности их самоактуализации нами выделены следующие:

Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо совершается в существенно редуцированном виде.

Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у детей с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).

Инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта и в результате проблемы общения и социальной адаптации. Как правило, эта проблема возникает у одаренных детей в силу однобокости их развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Трудности профессиональной ориентации. В силу бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей, и на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. Эта проблема у части одаренных детей не решается на протяжении всей их жизни.

В последнее время нами выделена еще одна проблема, ярко характеризующая уже творчески одаренных детей. У них наблюдается трудности самого по себе процесса обучения, т.е. формирования учебных ЗУН.

3. Методы работы с одаренными детьми. Общее направление. Опыт ряда школ показывает, что в настоящее время происходит движение от сциентистской, рационально-знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Школы уверенно переходят от технологических методов работы к общеличностным, в которых сам ребенок является не только целью работы, но и ее полноправным участником, субъектом своего развития. Только такие методы обучения и воспитания школьников могут привести к процветанию нашего общества

Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4