3. Концепция врожденной одаренности
Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В. Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот процесс);
способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез - завтра сделать то- то и то-то. );
способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).
Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где механизмы - это объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а, познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. Сущность таланта состоит в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 5: Детская одаренность. Работа социального педагога с одаренными детьми.
- Понятие и общая характеристика «одаренности». Общие признаки одаренности.
- Определение понятий способность, одаренность
- Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.
- Различия по уровню одаренности.
- Различия по особенностям возрастного развития.
- Своеобразии одаренности, в ее содержании.
- Типы одаренности, которые легко увидеть учителю:
- Психологические проблемы одаренных
- Диагностика
- Тесты для одаренных
- Одаренный ребенок в семье. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей. Работа в семьях с одаренными детьми. (См. Васильковы Соц педагогика)
- Основные направления работы с одаренными детьми
- 2. Создание психолого-педагогических условий для формирования способностей и потребностей в самоактуализации.
- 4. Подготовка кадров для школ, работающих с одаренными детьми.
- Одаренные дети
- Глава I. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
- Глава II. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
- 2. Что же такое способности, одаренность, задатки?
- 3. О способностях творческих и интеллектуальных
- 4. Разная одаренность – разная личность
- 5. О «наивной» и «культурной» креативности
- 5. Рассуждения о лени
- 2. Что такое познавательная потребность?
- 3. Потребности, «сопряженные» с познавательной
- 4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы
- Глава I. Теоретическая характеристика проблемы одаренности
- Глава II. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
- 1. Ускорение обучения
- 2.Обогащение обучения
- 3. Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми
- 4. Подготовка учителя для одаренных
- 3. Концепция врожденной одаренности
- 4. Воображение как один из компонентов таланта
- Тесты будут такие: