Методические рекомендации
При построении взаимодействия с ребенком особое значение придается организации беседы. Специалисты считают, что беседа с детьми – дело куда более ответственное и сложное, чем беседа с взрослыми. Отличия и осложнения начинаются уже с того, что за психологической помощью взрослые обычно обращаются сами, по своей инициативе, а детей к психологу приводят взрослые (родители, учителя, опекуны, тренеры и т.д.). Поэтому понятно, что у детей отсутствует мотивация общения со специалистом, с ними гораздо труднее установить нужный для доверительной беседы контакт.
Отсюда вытекает ряд специфических приемов для налаживания взаимоотношений с ребенком. Одни из них – игра. Через игру психологу проще привлечь ребенка к сотрудничеству. Для этого под рукой специалиста всегда должно быть соответствующее обеспечение: куклы, игрушки, бумага и карандаши, книжки с картинками, занимательные вещицы и т.п.
Особое требование предъявляется к речи и языку психолога, так как взрослая речь во многих случаях еще не доступна ребенку. И, наоборот, для правильного понимания маленького собеседника необходимо представлять его субкультуру и владеть его словарем. А иногда для плодотворного общения с подростком полезно даже перейти на его жаргон.
Нельзя забывать также, что способности к самонаблюдению у детей еще ограничены. Поэтому очень важна правильная, т.е. посильная для понимания и способствующая нахождению ответа формулировка вопросов. Тогда вопросы выполняют еще не только функцию познания детской психики, но и развивающую функцию, т.е. помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.
Наконец, еще одной немаловажной особенностью беседы с детьми является возрастная дистанция, усиливающая неравенство позиций собеседников.
Известный специалист по психологии развития Й. Шванцара считает, что возникающие вследствие этих причин трудности смягчаются, если психолог займет позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:
-
надо создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;
-
ребенка следует принимать таким, каков он есть;
-
надо дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности и благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;
-
нельзя ничего осуждать или оправдывать в позициях ребенка, но надо понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.
- Глава 1. Общие положения, цели, задачи и содержание педагогической практики…………………………………………………5
- Глава 2. Общие методические указания по прохождению и
- Глава 1. Общие положения, цели, задачи и содержание педагогической практики
- 1.1. Общие положения
- Основополагающие принципы и задачи построения и проведения педагогической практики
- Структура и сроки проведения педагогической практики
- Система подготовки к педагогической практике
- Нормативно-правовое обеспечение практик
- Извлечение из «Положения о порядке проведения практики студентов УрГпу»
- 1.2. Программа инструктивно-методического лагеря
- Список рекомендуемой литературы
- 1.3. Программа летней педагогической практики
- Методические рекомендации
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Программа практики в школе
- Методические указания
- Методические рекомендации
- Развернутая схема психодиагностического процесса
- Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне
- Список рекомендуемой литературы
- 1.5. Программа практики в педагогическом колледже
- Методические указания
- Учебно-тематический план
- Пример оформления учебно-тематической программы
- Учебно-тематический план
- Конспект урока по психологии
- Дидактические требования к современному уроку
- Правила оформления плана социально-педагогической работы
- 1.6. Программа комплексной психолого-педагогической практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава 2. Общие методические указания по прохождению и документальному оформлению практик
- 2.1. Подготовка студентов к выполнению
- Практических заданий
- 2.2. Установочная конференция
- 2.3. Итоговая конференция
- 2.4. Критерии оценивания практической деятельности студентов
- Список литературы
- Правила оформления отчетной документации Дополнительная информация
- Порядок расположения информации в отчетной документации
- Правила оформления титульного листа
- Правила оформления краткой характеристики места прохождения практики
- Один из вариантов оформления психологического заключения для дошкольного возраста
- Например
- Интерпретация _________________________________________
- Правила оформления титульного и второго листов конспекта
- Правила оформления второго листа конспекта
- Правила оформления списка литературы
- Оформление плана индивидуальных коррекционных воздействий
- 1 Блок коррекционно-развивающей работы (Название)
- 2 Блок коррекционно-развивающей работы (Название)
- Структура психологического анализа урока
- Виды вопросов
- Направленность интересов и отношения к труду
- Отношение к людям
- Отношение к себе
- Волевые качества
- Примерный перечень психодиагностических методик
- Диагностика познавательной сферы Методика исследования рефлексивности мышления
- Протокол исследования
- Уровни выраженности рефлексивности мышления
- Методика исследования памяти Джекобсона
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Исследование переключения внимания
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Диагностика эмоционально-волевой сферы Методика диагностики волевых особенностей личности (м. В. Чумаков)
- Личностный профиль
- Исследование ситуативной и личностной тревожности (Методика ч. Спилбергера, адаптированная ю. Л. Ханиным)
- Методика диагностики выраженности склонности к риску
- Бланк ответов
- Методика диагностики учебной мотивации т. Д. Дубовицкой
- Бланк ответов
- Обработка результатов
- Содержание симптомокомплексов
- XIII. Ср – сексуальное развитие.
- Приложение 8 Диагностика профессионально-деятельностной сферы Методика «Резервы самореализации»
- Методика «Профессиональная готовность»
- Бланк ответов
- Текст опросника
- Обработка и интерпретация результатов
- «Диагностика уровня эмоционального выгорания» в. В. Бойко
- Текст опросника
- Методика «Индивидуальный стиль педагогической деятельности»
- Количественная обработка данных
- Качественная обработка данных
- Один из вариантов бланка социометрического опроса
- Социоматрица
- Референтометрия
- Шкала психологической близости
- Приложение 11 Этические принципы проведения исследования на человеке
- Иванова Юлия Евгеньевна
- Минюрова Светлана Алигарьевна
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26