logo
ПиП методичка по практике

Основополагающие принципы и задачи построения и проведения педагогической практики

В ходе формирования системы профессиональных практик мы опираемся на ряд принципов, отражающих концептуальные позиции и являющихся определенной системой исходных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность в достижении целей, определяет общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств в организации практик. К ним относятся:

Принцип непрерывности: все виды практик тесно взаимосвязаны друг с другом, как в содержательном, так и в организационном плане;

Принцип преемственности: освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;

Принцип возрастающей сложности: постепенное усложнение практических заданий студентам, выходящим на практику;

Принцип последовательности и логичности: поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

Принцип интеграции: соединение теоретических знаний и практических умений студентов в самостоятельной социально-педагогической деятельности;

Принцип личностной активности: активность участников организуемого процесса предполагает включение их в реальную профессиональную деятельность с максимальным учетом интересов и инициатив студентов;

Принцип персональности: предоставление студентам возможности самостоятельного выбора учреждения для прохождения практик согласно их интересам, стремлениям или тематической направленности самостоятельной научной работы (курсовой, выпускной квалификационной работы, другим социальным проектам).

Принцип полифункциональности: одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилитационной и т. д.).

Принцип педагогического управления и коррекции процесса практики: выявление сформированных и закрепленных в ходе практики умений, а также затруднений и проблем студентов с целью коррекции содержания обучения для придания ему большей практической направленности.

Таким образом, исходя из сформулированной цели и основополагающих принципов организации и проведения педагогической практики, можно определить ее основные задачи:

1) углубление и совершенствование теоретических знаний, сформированных в процессе обучения, дальнейшее их совершенствование в различных направлениях деятельности педагога-психолога;

2) развитие профессионально важных качеств личности, необходимых педагогу-психологу в его профессиональной деятельности;

3) формирование профессиональных умений и навыков (организационно-коммуникативных, диагностических, проектировочных, аналитических и т.д.);

4) знакомство с основными типами и видами учреждений, определенными в качестве основных баз для прохождения практики;

5) освоение современных психолого-педагогических технологий коллективной, групповой, индивидуальной работы с различными категориями детей;

6) создание условий для развития способностей и самореализации студента, формирование собственного стиля деятельности;

7) овладение методикой психолого-педагогического исследования; формирование у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности;

8) развитие навыков профессиональной рефлексии.

В процессе педагогической практики студенты приобретают ряд профессиональных умений и навыков, среди которых наиболее существенными являются:

Исследовательские умения и навыки:

Аналитико-проектные умения и навыки:

Организационно-коммуникативные навыки и умения – взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и психологической техник:

Психолого-педагогические умения:

Диагностические умения и навыки – на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска владеть основными методами психодиагностики:

Информационные умения и навыки – умения работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически преобразовывать информацию. Информационные умения проявляются: