logo
ПиП методичка по практике

Определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

  1. ознакомление с запросом

  2. определение соответствия конкретного случая компетенции диагноста

  3. сбор данных, уточнение запроса, обследование клиента

  4. создание синтетической картины объекта психодиагностики на феноменологическом уровне

  5. оценка его состояния и формулировка психодиагностической задачи.

  • Выдвижение гипотез о психологических причинах, обусловливающих состояние элементов феноменологического уровня

  • Проверка гипотез:

      1. выбор методик адекватных гипотезе

      2. обследование клиента (причинные основания)

      3. интерпретация и оценка состояния психологических переменных с точки зрения нормы.

  • Построение общей формулы диагностического заключения.

  • Индивидуализация психологического диагноза (перевод на язык адресата).

  • Прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи.

  • Наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи и уточнение диагностического заключения.

    Постановка психологического диагноза требует от студента-практиканта определенного уровня профессиональной подготовки. Данное положение подтверждается Л. Ф. Бурлачуком, который определяет психологический диагноз как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей исследования.

    При постановке диагноза необходимо особенное внимание обратить виды (или ступени) психологического диагноза, выделенные Л. С. Выготским. Так, первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определенных психических особенностей или симптомов, по которым делается практический вывод. Основной метод постановки – наблюдение и самонаблюдение. Симптоматический диагноз не застрахован от ошибок, свойственных наблюдению.

    Вторая ступень – этиологический диагноз, который предполагает учет не только наличия ряда симптомов, но и причин их возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Тем не менее, необходимо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин возникновения той или иной психологической особенности. В силу этого точность психологического диагноза может быть недостаточно высокой.

    Третья ступень – типологический диагноз. Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Типологический диагноз – наиболее сложный, требующий от психолога знаний общих закономерностей психической жизни человека, а также понимания условий и причин индивидуальной трансформации этих закономерностей.

    Результатом психодиагностического обследования является психодиагностическое заключение. Заключение должно отвечать цели обследования и иметь причинный характер, может быть как строго формализованным (в рамках учреждения), так и разрабатываться самим практическим психологом. Но в любом психодиагностическом заключении целесообразно выделять три блока – феноменологических переменных, психологических переменных, предложенных мероприятий.

    Варианты психологического заключения: первичное (предварительное) и итоговое определены по аналогии с медицинскими понятиями предварительного и уточненного диагноза.

    Блок 1 Феноменологические переменные

    – Описание жалоб (что и когда случилось, с кем),

    – Субъективный локус жалобы (на кого жалуется клиент),

    – Объективный локус жалобы (на что жалуется клиент),

    – Проблема

    – Самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений),

    – Запрос (какой помощи ждет)

    – Эмоционально-ценностное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы,

    – Общее впечатление о клиенте,

    – Отношение к консультации и консультанту.

    Блок 2 Психологические переменные

    – Используемые методики

    – Данные об отдельных сферах личности, либо полная структура личности

    – Диагностические гипотезы (некатегорические)

    Блок 3. Предложенные мероприятия

    Перечисленные мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога

    Необходимо различать психодиагностическое заключение:

    – как компетентное резюме составленное на языке современной психологической науки для специалистов в области психодиагностики;

    – как документ-сообщение об обследуемом, предназначенный для заявителя-неспециалиста и включающий помимо психологических данных другие данные (медицинские, социальные, биологические).

    Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на понимании внутренней логики развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее в жизни человека, понимать условия гармонизации и причины трансформации этого единства. В заключении прогноз может быть благоприятным, неблагоприятным и благоприятным с учетом ряда рекомендаций.