logo
ПиП методичка по практике

Приложение 8 Диагностика профессионально-деятельностной сферы Методика «Резервы самореализации»

Данная методика используется для оказания помощи респондентам в осознании своих личных качеств как инструментальных ценностей образа «Я» для последующей карьерно-профессиональной самореализации.

Испытуемым предлагается в группах по 4 – 5 человек выработать список из 10 личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной реализации, и внести их в индивидуальные протоколы.

В качестве личностных качеств могут быть предложены:

Профессиональная компетентность. Знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.

Порядочность. Честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам.

Личная организованность. Собранность, умение упорядочить сою деятельность.

Дальновидность, проницательность. Способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений.

Трудолюбие. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. Стремление каждое дело выполнять наилучшим образом.

Предприимчивость. Способность к самостоятельным, активным действиям. Проявление находчивости, практичности, изобретательности.

Надежность. Единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний.

Аналитичность ума. Умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное.

Коллегиальность. Умение делегировать свои права заместителям, поддерживать и развивать инициативу и активность подчиненных.

Интуиция. Способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление.

Лидерство. Способность оказывать влияние на дела в коллективе, мобилизовать его на достижение поставленной цели, регулировать взаимоотношения в коллективе.

Человечность. Чуткость, внимательность к людям, уважение их мнения, их достоинства.

Самостоятельность. Способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе, без посторонней помощи или руководства.

Решительность. Смелость в принятии решений, способность принимать решения быстро и, не колеблясь, приводить их в исполнение.

Волевая устойчивость. Устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение.

Энергичность. Способность к длительному сохранению высокой активности.

Нравственная устойчивость. Устойчивость к искушению наживой, коммерческим риском и т.п.

Новаторство. Умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения.

Коммуникабельность. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника.

Готовность памяти. Способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал.

Настойчивость. Упорство в преодолении возникающих трудностей.

Склонность к риску. Способность идти навстречу опасности.

Рационализм. Умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.

Терпимость к взглядам и мнениям других. Умение понять чужие взгляды, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

Дисциплинированность. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. Высокая нормативность поведения.

Широкий кругозор. Знания, выходящие за рамки профессии.

Эмпатия. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие

Индивидуальный протокол «Резервы самореализации»

Качества личности

самооценка

Оценка личностных качеств членов группы (имена)

После этого учащихся предлагается оценить по десятибалльной шкале степень выраженности качеств, записанных в протоколе, результаты вносятся в графу «самооценка».

В следующих графах протокола указываются имена участников малой группы и производится аналогичная оценка степени выраженности записанных в протоколе личностных качеств для каждого участника группы. Время выполнения всего задания 30 минут.

Обработка результатов. Подсчитываются средние значения групповой оценки личностных качеств для каждого учащегося. Результаты представляются в виде графиков.

Сравнительный анализ самооценки и групповой оценки позволяет учащимся увидеть степень расхождения между образом «Я» и тем, как его видят другие члены группы. Обсуждение результатов может проводиться либо в индивидуальной беседе, либо в группах в зависимости от межличностных отношений в данном коллективе.

Перечень вопросов, активизирующих выбор стратегии совершенствования образа «Я»: По каким параметрам не совпадает самооценка и групповая оценка? В чем причины расхождения самооценки и групповой оценки? Что хотелось бы изменить в образе «Я» или в восприятии меня другими? Что я могу сделать для этого?