11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
Философская мысль в Германии конца XVIII– началаXIXв. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепцийXVII–XVIIIвв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен доXVIIIвека, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называютнемецкой классической философией (сокращенно НКФ).
Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.
Черты НКФ:
1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная)природа познавательногопроцесса. НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить чувственный и теоретический способ освоения мира
2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.
3. В рамках классической немецкой философии сделана исторически последняя попытка воспринять философии как науку. Это с учетом того, что на протяженииXVII–XVIIIвв. многие дисциплины, которые раньше входили в круг философии или считались родственными ей, заявили о своей «независимости», и философия постепенно стала восприниматься как своего рода «до-наука». Мыслители НКФ считали это неприемлемым: философия должна быть строгой наукой. Для этого надо перестроить саму философию. Кант считал, что предыдущая философия была лишь «рассуждательством» на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова.
Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).
Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель. Разработанная имконцепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?
Основные вопросы философии, по Канту: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? И все это объединяется, обобщается в вопросе «Что есть человек?»
В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект) на познающего этот мир(субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.
Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.
Миру явлений соответствует не зависящая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи в себе». Явление обозначается термином «феномен», а его антипод – вещь в себе – термином «ноумен». Абсолютное познание ноумена невозможно – только постижение умом. А соответственно, основные положения всякого знания являются доопытными (априорными) формами. Предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.
Априорные формы чувственности: пространство и время.
Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.
Априорные формы разума: так называемые «чистые идеи», они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.
Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумноепознание вышерассудочного познания и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет учение Канта обантиномиях(неразрешимых противоречиях) разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в неизбежные противоречия. Учение Канта об антиномиях разума направлено против «классической» философской метафизики, для которой свойственно было давать слишком простые ответы.
Но как же вопрос «что есть человек?» В работе Канта «Критика чистого разума» человек рассматривается в трех разных измерениях: во-первых, как «эмпирическое Я», порождаемое чувственным опытом субъекта о самом себе; во-вторых, как «трансцендентальное Я», которое является условием возможности любого познания; и, в-третьих, как «метафизическое Я», то есть душа, понятая в качестве духовной субстанции.
В «Критике практического разума» (второй важнейшей работе Канта) появляются метафизические постулаты о человеке: свобода, бессмертие души и существование Бога.Нравственность человека, по Канту, основывается на категорическом императиве(императив = побуждение к нравственному деянию). Кант возвещает категорический императив следующей формулой:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать основой всеобщего законодательства».
Философская система Георга Гегеляначиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.
С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).
С другой стороны, истина для Гегеля настолько абсолютна, что как бы составляет единое с бытием. По словам Гегеля: «Действительность есть разумное, а разумное есть действительное». Это значит, что вся действительность состоит из последовательности концепций (рациональности), а последовательность концепций есть действительность (реальность).
Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:
1) «наука логики» – учение об абсолютной идее
2) «философия природы» - учение о природе
3) «феноменология духа» - учение об обществе.
Эти части раскрывают как бы три аспекта «жизни» мира. Субъектом мирового процесса является Абсолютный дух (Абсолютная идея). Весь мировой процесс, условно, состоит из трех стадий: 1) идея мыслит саму себя, существует «в себе» (эта стадия описывается «наукой логики»); 2) идея проецирует саму себя во вне, как бы самоотвергает себя в объективном мире, порождая природу (это описывается «философией природы»); 3) идея из своего инобытия возвращается в себя, постигает саму себя извне через человека и общество (это описывает «феноменология духа»).
Как раскрывает себя идея? Во-первых, субъективный Дух, познающий посредством трёх ступеней — души, сознания и разума; Дух, ищущий свободы. Во-вторых, объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе и государстве. Государство представляет собой высшую ступень, которой подчинены остальные две, ибо государство есть высшее проявление разумности. Наконец, в-третьих, Абсолютный Дух, который обнаруживает себя в искусстве, религии и философии.
Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитииОсобенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:
переход количества в качество,
противоречие как источник развития («единство и борьба противоположностей»)
отрицание отрицания
Эти принципы иногда называют «законами диалектики»
Таким образом, важнейшие тезисы гегелевской философии:
1. Предмет философии – не «мир» как совокупность объектов, а мировой процесс.
2. Сущностью мирового процесса является развитие, осуществляющееся на основе определенных законов.
3. Источником развития являются противоречия, присущие явлениям.
4. Понятия, с помощью которых мы описываем мировой процесс, взаимосвязаны.
Заметнее были ее нерешенные затруднения, даже противоречия:
1) Противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими.
2) В гегелевской философии более значимо Целое, Идея, чем отдельная личность. Последняя мыслится как звено, само по себе незначительное, в цепи великих родовых, исторических и разумных свершений.
3) Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.
4) Некритичность. Венцом всей истории философии Гегель объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Государство есть аболютное воплощение рациональности, так как оно дает синтез всех различий и конфликтов в обществе путем осуществления власти.
5) «Развитие завершилось». Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Вся система, складывавшаяся исторически, окончательно сложилась, и ее можно описать. В частности, высшей и самой совершенной формой общественного устройства является современная Гегелю сословная прусская монархия.
Последователем Гегеля, но в то же время его критиком и соперником был Людвиг Фейербах – «последний классик НКФ». Он сыграл важную роль в истории антропологии. В 1841 году была опубликована работа Фейербаха «Сущность христианства», вызвавшая широкой резонанс. Намерение Фейербаха состояло в том, чтобы показать: то, что мы называем теологией, в действительности есть антропологическая реальность. Иначе говоря, мы приписываем вымышленному, фиктивному высшему существу, именуемому Богом, те качества и свойства, которые принадлежат собственно человеку. Под человекобогом он подразумевает не отдельного человека, а род человеческий, человечество в целом. Оно в бесконечной степени обладает мудростью, справедливостью, мощью, святостью, которые мы до сих пор проецировали на Бога. Именно с человечеством должны мы сотрудничать для того, чтобы реализовать себя и не отчуждать самих себя в фантастическом вымысле. Поэтому для того, чтобы быть человеком, нужно отречься от трансцендентного Бога.
- 4. Особенности Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.
- 5. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.
- 6. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- 7. Учение Платона о мироздании и человеке.
- 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.
- 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.
- 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- 11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
- 12. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии.
- 13. Проблема научной рациональности в позитивизме.
- 14. Иррационалистическая философия: а.Шопенгауэр и ф.Ницше.
- 15. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.
- 16. Философские аспекты учений психоанализа (з. Фрейд, к.Г. Юнг).
- 17. Специфика русской философии. Духовно-нравственные искания русских мыслителей.
- 18. Категория бытия в философии. Бытие человека.
- 19. Материя и принципы её структурирования.
- 20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
- 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
- 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.
- 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
- 24. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания.
- 25. Познание как философская проблема. Многообразие видов познания.
- 26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
- 27. Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
- 28. Наука, её особенности и социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.
- 29. Научные революции и понятие «парадигмы».
- 30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.
- 31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.
- 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
- 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
- 34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.
- 35. Материально-производственная сфера жизни общества.
- 36. Социальная сфера жизни общества.
- 37. Политическая сфера жизни общества.
- 38. Духовная сфера жизни общества.
- 39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.
- 40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
- 41. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
- 42. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.
- 43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.
- 44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.
- 45. Моральное сознание.
- 46. Предпосылки возникновения биоэтики.
- 47. Отличия биоэтики от традиционной медицинской этики.
- 48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.
- 49. Принципы биоэтики: «не навреди» и «делай добро».
- 50. Принцип уважения автономии пациента.
- 51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
- 52. Правило конфиденциальности. Врачебная тайна и защита персональных данных.
- 53. Принцип справедливости. Проблема распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
- 54. Этические аспекты абортов и вспомогательных репродуктивных технологий.
- 55. Этические аспекты трансплантации органов и тканей.
- 56. Этические аспекты медицинской генетики.
- 57. Этические комитеты: виды и функции.