51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации.
Информированное согласие можно условно разделить на два этапа:
1. Предоставление информации
2. Получения согласия.
Первый этап «Предоставление информации» включает в себя понятия добровольности и компетентности.
Врачу вменяется в обязанность информировать пациента о характере и целях предлагаемого лечения, связанном с ним существенном риске, здесь врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапности его материализации. А также и о возможных альтернативных данному виду лечения (врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент).
Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяют стандарты определения компетентности: способность принять решение, основываясь на рациональных мотивах; способность прийти в результате решения к разумным целям.
Второй этап «Получение согласия». Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, угроз и тому подобное при принятии пациентом решений.
Таким образом, пациенту даётся информация о диагнозе, прогнозе развития заболевания, методах лечения, рисках, осложнениях, альтернативных методах лечения. Исключения – экстремальные ситуации, рутинные вмешательства, терапевтическая привилегия (сокрытие информации для уменьшения вреда), некомпетентность пациента (дети до 15 лет, психически больные, при отсутствии сознания у пациента – согласие дают родители/опекуны/другие родственники). Это правило является основным для биоэтики.
- 4. Особенности Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.
- 5. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.
- 6. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- 7. Учение Платона о мироздании и человеке.
- 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.
- 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.
- 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- 11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
- 12. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии.
- 13. Проблема научной рациональности в позитивизме.
- 14. Иррационалистическая философия: а.Шопенгауэр и ф.Ницше.
- 15. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.
- 16. Философские аспекты учений психоанализа (з. Фрейд, к.Г. Юнг).
- 17. Специфика русской философии. Духовно-нравственные искания русских мыслителей.
- 18. Категория бытия в философии. Бытие человека.
- 19. Материя и принципы её структурирования.
- 20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
- 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
- 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.
- 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
- 24. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания.
- 25. Познание как философская проблема. Многообразие видов познания.
- 26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
- 27. Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
- 28. Наука, её особенности и социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.
- 29. Научные революции и понятие «парадигмы».
- 30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.
- 31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.
- 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
- 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
- 34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.
- 35. Материально-производственная сфера жизни общества.
- 36. Социальная сфера жизни общества.
- 37. Политическая сфера жизни общества.
- 38. Духовная сфера жизни общества.
- 39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.
- 40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
- 41. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
- 42. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.
- 43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.
- 44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.
- 45. Моральное сознание.
- 46. Предпосылки возникновения биоэтики.
- 47. Отличия биоэтики от традиционной медицинской этики.
- 48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.
- 49. Принципы биоэтики: «не навреди» и «делай добро».
- 50. Принцип уважения автономии пациента.
- 51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
- 52. Правило конфиденциальности. Врачебная тайна и защита персональных данных.
- 53. Принцип справедливости. Проблема распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
- 54. Этические аспекты абортов и вспомогательных репродуктивных технологий.
- 55. Этические аспекты трансплантации органов и тканей.
- 56. Этические аспекты медицинской генетики.
- 57. Этические комитеты: виды и функции.