40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.
Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.
Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида. Понятие «личность» обозначает целостность социальных свойств человека, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Личность – это носитель правовых, этических, эстетических и иных социальных норм, это субъект познания и преобразования мира.
Понятия «человек» – «индивид» – «личность» диалектически взаимосвязаны: они соотносятся соответственно как общее – единичное – особенное.
Понятие «личность» является интегрирующим, объединяющим в единое целое и биологическое, и психическое, и социальное в человеке. Поэтому в структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психический, социальный.
Личность обладает морфологическими отличиями, особенностями своей телесной организации: фигурой, походкой, выражением лица, манерой говорить. Биологический уровень личности подчеркивает также тесную связь человека с окружающей его природной средой. Биологический компонент является необходимым условием обеспечения целостности личности, ее проявления.
Психологическим стержнем личности является ее характер, воля. Характер личности проявляется в достижении социально значимых целей, в соответствии выработанным обществом идеалам. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно общественное самоутверждение индивида как личности.
В то же время человек является личностью не по своей телесной или психической организации, а по социальным качествам. Личность формируется в процессе коллективной деятельности и общения. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.
Необходимым условием становления личности является формирование мировоззрения – системы взглядов на мир и место человека в нем. Только выработав определенное мировоззрение, личность получает возможность осознать смысл своего бытия в мире, возможность самоопределения в жизни, реализации своей сущности.
Личность включает в себя:
-общие черты, присущие ей как представителю человеческого рода,
-особенные признаки в качестве представителя определенного общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями,
-уникальные индивидуальные особенности, обусловленные наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется (семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.), а также неповторимым индивидуальным опытом.
- 4. Особенности Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.
- 5. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.
- 6. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- 7. Учение Платона о мироздании и человеке.
- 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.
- 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.
- 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- 11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
- 12. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии.
- 13. Проблема научной рациональности в позитивизме.
- 14. Иррационалистическая философия: а.Шопенгауэр и ф.Ницше.
- 15. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.
- 16. Философские аспекты учений психоанализа (з. Фрейд, к.Г. Юнг).
- 17. Специфика русской философии. Духовно-нравственные искания русских мыслителей.
- 18. Категория бытия в философии. Бытие человека.
- 19. Материя и принципы её структурирования.
- 20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
- 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
- 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.
- 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
- 24. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания.
- 25. Познание как философская проблема. Многообразие видов познания.
- 26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
- 27. Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
- 28. Наука, её особенности и социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.
- 29. Научные революции и понятие «парадигмы».
- 30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.
- 31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.
- 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
- 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
- 34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.
- 35. Материально-производственная сфера жизни общества.
- 36. Социальная сфера жизни общества.
- 37. Политическая сфера жизни общества.
- 38. Духовная сфера жизни общества.
- 39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.
- 40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
- 41. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
- 42. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.
- 43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.
- 44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.
- 45. Моральное сознание.
- 46. Предпосылки возникновения биоэтики.
- 47. Отличия биоэтики от традиционной медицинской этики.
- 48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.
- 49. Принципы биоэтики: «не навреди» и «делай добро».
- 50. Принцип уважения автономии пациента.
- 51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
- 52. Правило конфиденциальности. Врачебная тайна и защита персональных данных.
- 53. Принцип справедливости. Проблема распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
- 54. Этические аспекты абортов и вспомогательных репродуктивных технологий.
- 55. Этические аспекты трансплантации органов и тканей.
- 56. Этические аспекты медицинской генетики.
- 57. Этические комитеты: виды и функции.