logo
ФИЛОСОФИЯ БИОЭТИКА - экзамен

48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.

В биоэтике жизнь выступает как высшая ценность, но поскольку жизнь существует в различных формах, то вопрос о её ценности требует прояснения. Можно говорить о ценности жизни всего человеческого вида, можно говорит о ценности иных форм жизни.

Философской и одновременно политической проблемой является проблема соотношения ценности индивидуальной жизни и интересов социальной группы и общества в целом.

В биоэтике появилось новое понимание ценности разных форм жизни. Для европейской культуры, начиная с античности, характерен антропоцентризм, т.е. представление о человеческой исключительности по сравнению с другими живыми существами. В основе этих представлений лежат взгляды Аристотеля, предложившего иерархическую модель бытия природы.

Антропоцентризм предполагает, что разумный человек вправе как ему угодно распоряжаться любыми формами жизни. Антропоцентризм оставался основой европейского мировоззрения до ХХ века.

В ХХ в. на смену антропоцентризму приходит биоцентризм. Биоцентристское мировоззрение акцентирует внимание на ценности жизни всех биологических видов. Одним из ярких представителей нового типа мировоззрения является А. Швейцер, разработавший этику «благоговения перед жизнью».

Согласно Швейцеру все живые существа обладают ценностью. Добром является то, что благоприятствует жизни во всех её формах, а злом – то, что препятствует ей. Человек, как разумное существо, несёт ответственность за сохранение и благополучие всех форм жизни.

Биоцентризм стал основой для современных экологических движений, стремящихся защитить дикую природу от антропогенных влияний.