32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
Ценности являются одним из основных структурных элементов морали. Моральными ценностями считаются ценности добра и зла, как: благо, справедливость, свобода, насилие, достоинство, честь, любовь, ненависть и др. Ценности изучает особая философская дисциплина аксиология. Несмотря на то, что понятие ценности применялось в обыденном и в научном языках с древности, оно стало философской категорией только во второй половине XIX века. Ценность есть особое качество, которое связано с объектами и субъектами, и характеризует их единственность, единство, их место во всеобщей взаимосвязи. Моральные ценности соответственно определяются как особые свойства объектов и субъектов, характеризующие их единственность, единство, их место в мире с точки зрения добра и зла. Приведенное определение ценности ориентируется на некоторые её существенные свойства, которых, конечно, значительно больше у реальных ценностей.
Ценность есть специфическое существенное метакачество реальных объектов и субъектов. Мораль с этой точки зрения включает в себя систему определённых ценностей, специфический ценностный «срез» бытия. Нравственность как она функционирует в обществе, в человеке не сводима, конечно, к ценностям, ценности предстают одной их четырёх основных её подсистем: системы нравственного сознания, действий, отношений, ценностей. Ценности при таком подходе к ним выполняют функцию значений, идеалов, оснований для норм, принципов, выбора в системе морали. А мораль характеризуется не только своей автономностью, но и интенциональностью, т.е. существуют определённые моральные ценности природы, экономики, политики, права, гражданского общества, личности, которые объективны и лежат в основании морального сознания, моральных отношений, моральной деятельности и которые «требуют» предметного ценностного анализа. Одна и та же ценность может быть по-разному оценена. Оценка ценностей есть процесс определения значения, смысла, статуса тех или иных ценностей. И палитра оценок многообразна и субъективна.
Существует плюрализм оценок одной и той же ценности. Более того, плюрализм оценок является нормой существования нравственности. На практике же и в теории очень часто совершается непроизвольная, неосознаваемая подмена в сознании понятия ценности на понятие оценки, подобную подмену тезисов можно обозначить как «аксиологическую ошибку». И в большинстве случаев, когда рассуждают, делают высказывания о ценностях, имеют в виду одноимённые оценки. Однако, если оценки могут быть соотносительными, когда, например, добро оценивается через соотношение со злом, тепло с холодом и т.п., то ценности безотносительны, абсолютны, субстанциональны. Добро как ценность не зависит от зла, оно в этом смысле автономно. Ценности и оценки являются одним из важнейших предметов социологического анализа. Социология не всегда отделяет ценности от оценок, и собственно в большинстве случаев проводит анализ именно оценок ценностей или того, что понимается в индивидуальном и общественном сознании под ценностями. Но это могут быть и мнимые ценности, которые тем не менее играют определённую роль в жизни людей и потому изучаются социологией.
В медицине имеет значение оценка состояния человека. В ней действуют практические критерии оценки, но здоровье оценивается при этом косвенным и негативным образом - через отсутствие болезней. Для клинической практики человек представляет интерес только в состоянии заболевания, т.е. отклонения от некоторой среднестатистической (и потому довольно размытой) «нормы здоровья», о которой определенно можно сказать только то, что «это – не болезнь».
В сфере общемедицинской теории приводятся самые разные определения: здоровье характеризуется как «нормальное функционирование организма», как состояние динамического равновесия организма в среде, как ценность, реализуемая на трех уровнях (биологическом, физиологическом и социальном), как «возможность полноценно трудиться», «как способность активно адаптироваться», и т.д.
Однако, во-первых, каждое из этих определений является оценочным, открытым для «субъективизмов» и не может быть использовано как формализующая основа и для практики, и для более углубленных междисциплинарных исследований.
Во-вторых, часть этих определений вписывается в ту идущую еще от Платона (рассматривавшего здоровье как «благо») историческую традицию, согласно которой здоровье «субстанциализируется», т.е. понимается либо непосредственно в виде некоей относительно самостоятельной, подчас полумистической сущности, либо истолковывается в соотнесении с такой сущностью. Ее примерами могут служить «пневма» (Гален), «жизненная сила» (Парацельс), «внутренняя физиологическая среда» (Клод Бернар), «клетка» (Рудольф Вирхов), «бессознательное» (З. Фрейд).
В-третьих, часть этих определений связывает здоровье с качествами, присущими живой природе вообще: «физиологические и биохимические процессы» (современная экспериментальная и практическая медицина), «оптимальное сочетание генов» (новейшие достижения биомедицинской науки).
- 4. Особенности Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.
- 5. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.
- 6. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- 7. Учение Платона о мироздании и человеке.
- 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.
- 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.
- 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- 11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
- 12. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии.
- 13. Проблема научной рациональности в позитивизме.
- 14. Иррационалистическая философия: а.Шопенгауэр и ф.Ницше.
- 15. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.
- 16. Философские аспекты учений психоанализа (з. Фрейд, к.Г. Юнг).
- 17. Специфика русской философии. Духовно-нравственные искания русских мыслителей.
- 18. Категория бытия в философии. Бытие человека.
- 19. Материя и принципы её структурирования.
- 20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
- 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
- 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.
- 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
- 24. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания.
- 25. Познание как философская проблема. Многообразие видов познания.
- 26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
- 27. Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
- 28. Наука, её особенности и социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.
- 29. Научные революции и понятие «парадигмы».
- 30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.
- 31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.
- 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
- 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
- 34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.
- 35. Материально-производственная сфера жизни общества.
- 36. Социальная сфера жизни общества.
- 37. Политическая сфера жизни общества.
- 38. Духовная сфера жизни общества.
- 39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.
- 40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
- 41. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
- 42. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.
- 43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.
- 44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.
- 45. Моральное сознание.
- 46. Предпосылки возникновения биоэтики.
- 47. Отличия биоэтики от традиционной медицинской этики.
- 48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.
- 49. Принципы биоэтики: «не навреди» и «делай добро».
- 50. Принцип уважения автономии пациента.
- 51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
- 52. Правило конфиденциальности. Врачебная тайна и защита персональных данных.
- 53. Принцип справедливости. Проблема распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
- 54. Этические аспекты абортов и вспомогательных репродуктивных технологий.
- 55. Этические аспекты трансплантации органов и тканей.
- 56. Этические аспекты медицинской генетики.
- 57. Этические комитеты: виды и функции.