7. Учение Платона о мироздании и человеке.
Ученик Сократа Платон(427 – 347 гг. до н.э.) сделал предметом своих исследований человека, его разум и познание, природу знания и морали, а также принципы государственного устройства. «Познавая самого себя, натолкнешься на... мир идей». В центре философии Платона находится учение обидеях-парадигмах.
Идеи существуют вне материального мира, независимого от него, т.е. они объективны. Идеи подчиняют материальный мир. Идеи бестелесны, вечны, недоступны чувственному восприятию и постигается только Разумом. Мир идей обладает структурой. На вершине пирамиды находится наивысшая идея – Блага.
Истинное познание – это познание мира идей. Метод познания - припоминание (анамнезис). Душа бессмертна, в отличие от смертного тела. Во внетелесной среде она живет в мире идей. В телесном своем обличье она припоминает, что видела там.
В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.
По Платону, есть 3 вида душ, в зависимости от того, какое начало в ней преобладает:
Душа Разумная. Ею обладают философы, они стремятся к благу, справедливости, правде.
Душа страстная или волевая.Ею обладают стражники или воины.
Душа чувственная.Стремление к наслаждениям. Ею обладают ремесленники, торговцы, крестьяне.
Учение Платона с его акцентом на мир идей заложило основы философского идеализма.
- 4. Особенности Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм.
- 5. Основные этапы развития античной философии. Бытие природы в философии досократиков.
- 6. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
- 7. Учение Платона о мироздании и человеке.
- 8. Учение Аристотеля о мироздании и человеке.
- 9. Идеальное государство в теориях Платона и Аристотеля.
- 10. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма.
- 11. Гносеологический переворот в познании (немецкая классическая философия).
- 12. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии.
- 13. Проблема научной рациональности в позитивизме.
- 14. Иррационалистическая философия: а.Шопенгауэр и ф.Ницше.
- 15. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования.
- 16. Философские аспекты учений психоанализа (з. Фрейд, к.Г. Юнг).
- 17. Специфика русской философии. Духовно-нравственные искания русских мыслителей.
- 18. Категория бытия в философии. Бытие человека.
- 19. Материя и принципы её структурирования.
- 20. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального пространства; её значение в медицине.
- 21. Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени; её значение в медицине.
- 22. Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины. Современные учения о происхождении и эволюции жизни.
- 23. Проблема сознания в философии и медицине. Структура сознания и его основные свойства.
- 24. Проблема идеальности сознания. Творческая активность сознания.
- 25. Познание как философская проблема. Многообразие видов познания.
- 26. Познание как процесс (ступени чувственного и рационального познания).
- 27. Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
- 28. Наука, её особенности и социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.
- 29. Научные революции и понятие «парадигмы».
- 30. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Гипотезы и методы их проверки.
- 31. Понятие и природа ценностей в философии и медицине. Философия и медицина о ценности жизни.
- 32. Ценности и оценки. Роль оценок в медицинской деятельности.
- 33. Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
- 34. Общество как система. Взаимосвязь его основных сфер.
- 35. Материально-производственная сфера жизни общества.
- 36. Социальная сфера жизни общества.
- 37. Политическая сфера жизни общества.
- 38. Духовная сфера жизни общества.
- 39. Проблема типологии исторического процесса в цивилизационном и формационном подходах.
- 40. Личность как категория философской антропологии. Специфика трактовки личности в философии и медицине.
- 41. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке.
- 42. Отношение «я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.
- 43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.
- 44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.
- 45. Моральное сознание.
- 46. Предпосылки возникновения биоэтики.
- 47. Отличия биоэтики от традиционной медицинской этики.
- 48. Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм.
- 49. Принципы биоэтики: «не навреди» и «делай добро».
- 50. Принцип уважения автономии пациента.
- 51. Правило информированного согласия: смысл и документальное оформление. Компетентность пациента.
- 52. Правило конфиденциальности. Врачебная тайна и защита персональных данных.
- 53. Принцип справедливости. Проблема распределения дефицитных ресурсов здравоохранения.
- 54. Этические аспекты абортов и вспомогательных репродуктивных технологий.
- 55. Этические аспекты трансплантации органов и тканей.
- 56. Этические аспекты медицинской генетики.
- 57. Этические комитеты: виды и функции.