logo
ПСИХОГЕНЕТИКА

4.3.1. Показатель наследуемости в количественной генетике и генетике поведения

В предыдущем разделе мы продемонстрировали, как из генетической и средовой изменчивости признака складывается его фенотипическая изменчивость. Как было показано на примере, основными компонентами фенотипической дисперсии признака являются генетическая и средовая дисперсии. В количественной генетике долю генетической составляющей в общей фенотипической дисперсии признака принято называть наследуемостью в широком смысле слова, или просто наследуемостью. Наследуемость обычно обозначают символом h2. Наследуемость можно подсчитать, если величину генетической дисперсии разделить на величину общей дисперсии:

или

Если использовать данные рассмотренного нами примера, то

Таким образом, доля генетической составляющей в фенотипической дисперсии в нашем примере составляет 46%. Это означает, что изменчивость (вариативность) нашего признака в популяции на 46% складывается за счет вариативности генотипов и на 54% - за счет вариативности сред. Показатель наследуемости - это генетическая составляющая дисперсии. Поэтому при символе наследуемости всегда стоит значок квадрата, указывающий на то, что показатель наследуемости есть компонент дисперсии.           Наследуемость является одним из основных показателей, которыми оперирует генетика поведения. Если наследуемость отлична от нуля, это означает, что в основе изменчивости признака лежат не только средовые, но и генетические причины. Когда задается вопрос, лежат ли в основе индивидуальных психологических различий наследственные причины, для ответа необходимо получить данные о влиянии генов на фенотипическую изменчивость. Величина коэффициента наследуемости и позволяет оценить меру влияния генотипа на изменчивость признака.           Вся история генетики поведения до некоторого времени представляла собой бесконечные попытки обосновать существование наследственных причин межиндивидуальных различий в поведении. После создания теории наследственности количественных признаков и разработки математического аппарата для анализа генетических и средовых дисперсий практически в каждой работе по генетике поведения человека приводятся данные о наследуемости изучавшейся психологической характеристики. Когда в печати стали появляться сообщения о том, что наследуемость умственных способностей составляет 70-80%, это привлекло внимание не только ученых, но и общества в целом, и оказало в некоторых странах влияние на социальную политику в отношении умственно неполноценных людей. Если коэффициент интеллекта имеет высокую наследуемость, стоит ли тратить силы и средства на специальное обучение индивидов со сниженным интеллектом? И в целом ряде случаев из-за некомпетентного подхода к пониманию наследуемости общество предпринимало ошибочные шаги в решении отдельных социальных проблем. (Об этом более подробно уже говорилось в теме 1).           Негативные социальные последствия психогенетических исследований интеллекта явились в том числе результатом очень распространенного заблуждения, связанного с неверным толкованием понятия "наследуемость". К сожалению, очень часто научное понятие наследуемости смешивается с обыденным пониманием наследуемого как чего-то рокового, не подверженного изменению под влиянием средовых условий. Возможно, это обусловлено самой терминологией, поскольку слово "наследуемость" сходно по звучанию со словом "наследственность". Остановимся более подробно на том, какое же содержание вкладывается в научное понятие наследуемости.