logo search
Шнейдер Семейная психотерапия

Стадии развода

Развод — это смерть отношений, вызывающая самые раз­нообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для опи­сания развода воспользовался моделью Кюблер-Росс.

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происхо­дящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близ­кие отношения много времени, энергии и чувств, по­этому трудно сразу смириться с разводом. На этой ста­дии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обес­цениваются брачные отношения: «Ничего такого не слу­чилось», «Все хорошо», «Наконец пришло освобожде­ние» и т. п.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Пред­принимаются попытки восстановить брак и использует­ся множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на парт­нера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сто­рониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отно­шения.

5. Стадия адаптации. Цель — «перейти» в стадию приспо­собления к изменившимся условиям жизни. В тех случа­ях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.

Постразводная ситуация

К социально-психологическим последствиям развода от­носят:

□ снижение рождаемости;

□ ухудшение условий семейного воспитания;

□ падение производительности труда;

□ ухудшение показателей здоровья, увеличение заболевае­мости и смертности;

□ рост алкоголизации;

□ увеличение суицидальных исходов;

□ увеличение риска психических заболеваний.

Развод порождает множество проблем, как осознаваемых (где жить, с кем жить?), так и неосознаваемых (глубина кризиса после распада близких отношений).

В течение года после развода риск заболеваний у разведен­ных увеличивается на 30%. Разведенные пациенты чаще жалуют­ся на головные боли, мочеполовые расстройства и кожные за­болевания. В 6 раз чаще они посещают психиатра. А. Розенфельд объясняет это тем, что взаимодействие в критических ситуациях между головным мозгом, нервной и иммунной системами нару­шается. После стресса в течение 14 месяцев число иммунных кле­ток уменьшается — риск заболеваний возрастает*.

* Розенфельд А. Симптомы. М., 1993. С. 338-339.

Психические заболевания у разведенных мужчин встреча­ются в 5,09 раза чаще, чем у семьянинов, у разведенных жен­щин — в 2,8 раза чаще, чем у тех женщин, которые живут в семье. Мужчины переносят развод болезненнее, чем женщины. Например, число разведенных мужчин в 3,13 раза чаще страда­ют психическими заболеваниями, чем разведенные женщины. Статистика самоубийств у мужчин после развода также намного превышает женскую.

Для разведенного супруга развод сам по себе становится болезненным переживанием. Этот процесс часто сопровождает­ся разочарованием и развивающимся недоверием к людям. Люди после развода боятся вступать в новый брак: однажды уже обо­жглись, и им не так легко об этом забыть.

Вот почему для них так важно осознать причину развода и сделать соответствующие выводы. Это гораздо лучше, чем оплаки­вать свою судьбу, или затаить злобу на кого-то, или переживать все время сильное разочарование.

Постразводная ситуация может быть осложнена разными обстоятельствами. За долгое время совместной жизни родители и дети обрастают семейными шутками и слэнгом, которые могут стать после развода неуместными. Почти в каждой семье форми­руются свои ритуалы, традиции. Все это надо выстраивать зано­во, иначе не миновать всевозможных бед.

Супругам не так легко отказаться от прежних друзей и кон­тактов. В число старых связей, конечно, входят свекор и свекровь, теща и тесть, бабушки и дедушки и другие родственники. В исклю­чительно редких случаях они не имеют своего мнения по поводу того, что произошло, что могло бы произойти и что должно было бы произойти. Важно, чтоб каждый ясно понимал, что случилось, и четко знал свое отношение к этому. Все это достаточно сложно.

Очень важен вопрос о том, как должны строиться отноше­ния с бывшим супругами, чтобы ребенок чувствовал себя мак­симально благополучно. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений. Каким образом возможно включение/невключение бывшего супруга в новую жизнь? С эти­ми вопросами связаны разнообразные проблемы по поводу по­сещения ребенка и алиментов. Решение этих проблем почти пол­ностью зависит от того, в каких отношениях находятся после развода бывшие супруги. Если в них еще сохраняется напряже­ние, трудно принять правильное решение.

Тени прошлого очень живучи, и необходимо научиться с ними сосуществовать.

Нужно выделить психологическое пространство для быв­шего супруга — родителя ребенка. Где бы ни проживал этот человек, он постоянно присутствует в его душе, и просто так ушед­ший родитель не исчезнет из его жизни.

Когда между детьми и отцом существует много невыяснен­ного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс непол­ноценности, всевозможные вопросы, ревность и т. д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших детей в семью. Прежней жене к тому же не­легко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной.

Если прежний брак оказался неудачным, особенно для матери, она может воспринимать своих детей как символ боли и обиды. Каждый раз, когда у нее возникают неприятности с деть­ми, она вспоминает о прежних тяжелых временах и очень боит­ся, как бы былые неприятности не оказали дурного влияния на ее отпрысков. Ситуация может очень осложниться, особенно если матери покажется, что дети «отбились от рук».

Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают се­мью сами, это их выбор, их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это — предыстория его су­ществования, что-то, что было давно и не могло быть иначе (дети родителей не выбирают). И если для взрослых развод — это болез­ненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей — это разрушение среды обитания (как землетрясение и война одновременно). Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстри­рования несогласия с мнением родителей. Дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родите­лем, чью сторону они занимали.

Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5—6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходя­щего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6—10 лет, роди­тели которого развелись, может испытывать к ним злость, аг­рессию и долго не проходящую обиду. В 10—11 лет у детей неред­ко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повли­ять, их это может вообще не особенно интересовать.

Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.

Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей воз­можность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться взаимное доверие и любовь.

Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудры­ми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать все таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли.

Время, терпение и способность жить, утратив супружескую любовь, здесь крайне важны. Психологически развод длится долго.

Ожидания людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидания нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего — и все проблемы решены. Они забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему со­храняются, что впереди их, возможно, ждут более серьезные ис­пытания (которые могут потребовать гораздо больших усилий, чем это кажется на первый взгляд), что многое в жизни останется не­изменным, например раздражение, которое одни люди испыты­вают по поводу других, взаимная злость, грубость, упрямство.

Короче, каждый вступающий в новый брак думает, что жизнь изменится к лучшему. Но второй брак не всегда оправды­вает ожидания. И чем больше хочется получить от жизни, чем радужнее надежды, тем сильнее могут быть разочарования.