logo
Шнейдер Семейная психотерапия

Стадии психосексуального развития ребенка

Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть осно­ва построения «здоровой» интимной жизни. Формирование сек­суальности начинается с пренатального периода и проходит по всем жизненным фазам. В этой связи подробно рассматриваются стадии психосексуального развития и формирования сценария, которые ложатся в основу дальнейшей жизни. Многие психоло­гические проблемы взрослого человека и сексуальные расстрой­ства не являются здесь исключением, уходят своими корнями в детство.

Значительная распространенность сексуальных расстройств и дисгармоний обуславливает необходимость более детального их изучения. Сексуальным расстройствам посвящено много ли­тературы, однако она в большинстве случаев освещает эти воп­росы с медицинской точки зрения. Известны работы таких ведущих сексопатологов, как Г. С. Васильченко, А. М. Свядощ, О. Г. Коган, Г. С. Кочарян и других. Недостаточно данные явления изучены с психологической стороны. Отсюда пробле­мой является то, что при обилии сексуальных расстройств, не­достаточно количество информации об истоках и психологичес­ких механизмах, которые являются почвой для их закрепления.

Описание психосексуального развития ребенка проведено с учетом исследований классического психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), а также прак тического опыта отечественных психологов (В. К. Лосева, А. И. Луньков).

Понятие психосексуального развития ребенка. Одним из основных открытий, сделанных в психологии детства, было рас­крытие З. Фрейдом природы и динамики детской эротики. Миф об асексуальности детства, веками существовавший в европей­ской культуре, был развеян основоположниками психоанализа.

В классическом психоанализе выделяют следующие стадии психосексуального развития: оральную, анальную, Эдипову (фал­лическую), латентную и пубертатную (генитальную). Названия стадий связаны с обозначением тех зон тела ребенка, которые «ответственны» в каждый момент его развития за получение наи­большего удовольствия от удовлетворения влечений и функцио­нирования своего тела.

Под психосексуальным развитием в психоанализе обычно понимается движение ребенка от инфантильных способов удов­летворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противопо­ложного пола.

Однако в отечественной психологии психосексуальное раз­витие понимается несколько шире, и считается, что способность к установлению «взрослого» сексуального контакта является ито­гом этого развития.

Психосексуальное развитие человека — это процесс овладения им энергией собственных влечений, движение к эмоциональной зрелости и обретению как психологической автономии, так и спо­собности к эмоционально-близким контактам с другими людьми*.

* Лосева В.К. Луньков А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.

Психосексуальное развитие человека не заканчивается в момент наступления половой зрелости в биологическом смысле слова, а продолжается всю жизнь в ходе решения задач личнос­тного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое позволяет взрослому вернуться к неизбежным проблемам собственного детства и получить второй шанс на их разрешение, воспитывая собственного ребенка. В конечном ито­ге, последней стадией психоссксуалыюго развития человека яв­ляется продуктивная и здоровая старость.

Следовательно, психосексуальное развитие представляет собой движение по жизненным фазам, причем переход с одной фазы на другую сопровождается отказом от преимущественного использования тех форм удовлетворения эмоциональных и витальных потребностей, которые давали наибольшее удовлетво­рение на предыдущей фазе, ради освоения новых.

Особенно это ярко видно на примере психосексуального развития в детском возрасте. Именно в детстве закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуни­кативных проблем, с которыми впоследствии сталкивается взрос­лый человек. Следы неизжитых детских психотравм могут иска­зить жизнь взрослого человека.

Оральная стадия. В настоящее время все большее распрост­ранение получает точка зрения, что психосексуальное развитие ребенка, понятое как развитие его эмоций, влечений и способ­ности получать удовольствие от функционирования собственно­го тела, начинается еще до рождения.

3. Фрейд развенчал миф о «золотом веке» детства, не зна­ющем конфликтов и «темных» влечений. Однако в 70-е годы на­шего столетия в работах микропсихоаналитика С. Фанти был развенчан миф о «золотом веке» пренатального периода, когда мать и дитя якобы находятся в полном биологическом и психо­логическом симбиозе и потребности будущего ребенка удовлет­воряются автоматически, без всякого усилия с его стороны*.

* Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993.

Микропсихоанализ показал, что никакого пренатального симбиоза нет, что мать и будущее дитя состоят в сложных, а часто и конфликтных отношениях и что ребенок рождается на свет, уже имея эмоциональный опыт борьбы и конфронтации. Внутри материнского организма идет «утробная война», т. е. идет взаимная агрессия организма матери и эмбриона. Эмбрион пред­ставляет собой отдельное человеческое существо. Мать передает ребенку физическое и психическое состояния, а также бессозна­тельные страхи. Ребенок реагирует на изменения во внешней сре­де (загрязнение воздуха, температурные колебания, шум и т. д.) и на сексуальную жизнь матери — клеточным эротизмом. Именно в пренатальный период закладываются основы сексуальности. С этой точки зрения, «травма рождения» (О. Ранк, С. Гроф) является не первой психотравмой в жизни младенца.

Принято считать, что ребенок рождается на свет абсолют­но беспомощным. Это не совсем верно. Дело в том, что свою беспомощность ему еще предстоит «открыть» и одновременно найти средства спасения от нее в контакте с матерью — первым в его жизни взрослым. Ребенок обнаруживает свою беспомощ­ность с момента неудовлетворения своих потребностей в пище, тепле и контакте. Все эти потребности удовлетворяются им со­вместно с матерью в акте грудного вскармливания, который является наиболее эмоционально значимым моментом его жиз­ни на этой фазе развития.

Основной зоной тела, которая в этот момент является от­ветственной за получение удовольствия, является зона рта. То, что младенец получает при грудном вскармливании удовольствие, сходное с эротическим у взрослого человека, доказывается уже тем, что у младенцев мужского пола может наблюдать эрекция во время вскармливания.

На оральной стадии все потребности младенца удовлетво­ряются матерью, и кажется, что природа не оставила ему про­странства для собственной автономии, для самостоятельного получения удовольствия. Но и это не совсем так. Уже в грудном возрасте дети, исследуя собственное тело, часто играют со сво­ими гениталиями. Это совершенно естественное явление для груд­ного ребенка, и более того, оно вносит положительный вклад в его эмоциональное развитие. Ведь именно игра со своим телом дает ребенку опыт, что он может доставлять себе удовольствие сам, без помощи взрослого, что закладывает основу для чувства личной автономии в будущем.

Как показала Анна Фрейд, определенное количество ауто-эротической стимуляции совершенно необходимо ребенку для его нормального развития*. Поэтому никакие запреты со сторо­ны родителей в этом отношении неуместны. Стремление родите­лей пресечь игру со своими гениталиями у грудного ребенка могут послужить впоследствии источником формирования пассивнос­ти, чрезмерной зависимости, интеллектуальных и сексуальных нарушений.

* Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1993.

На этой стадии ребенок еще не отделяет себя психологи­чески от матери, а свое тело — от ее тела. Дефицит тактильного контакта с матерью на этой стадии приводит к серьезным нару­шениям сексуального поведения. Особую опасность представля­ет для будущего сексуального развития человека ситуация, ког­да на оральной стадии своего развития младенец находится боль­шую часть времени не просто в изоляции и отрыве от матери, а в обстановке, где приближение взрослого означает болезненные процедуры, как, например, в больнице. У такого человека мо­жет надолго остаться неосознаваемый страх перед телесным кон­тактом с другими людьми. Поэтому пребывание ребенка грудно­го возраста в больнице во всех случаях должно быть организова­но как совместное с матерью.

Чрезмерно сильные положительные или отрицательные подкрепления на каждой из фаз психосексуального развития могут стать источником так называемых фиксаций, связанных с по­требностью постоянно возвращаться именно к тому способу удов­летворения влечений, который оказался связанным со сверх­сильной стимуляцией — как позитивной, так и негативной.

Например, если ребенок был резко и грубо отнят от груди, то у него может сформироваться фиксация постоянно возвра­щаться к «оральным удовольствиям» в форме желания постоян­но что-нибудь жевать, «заедать» чувство одиночества и т. д. Ины­ми словами, человек пытается «добрать» то, что не добрал на соответствующей стадии развития.

И, наоборот, если удовольствия, испытанные ребенком на предыдущей стадии развития, оказались намного более сильны­ми, чем обещает последующая стадия, то у человека может воз­никнуть бессознательное стремление постоянно возвращаться к уже проверенным способам удовлетворения витальных потребностей. В этих случаях говорят о регрессии как о возврате к более раннему инфантильному способу удовлетворения влечений. А. Фрейд отме­чает, что развитие ребенка протекает неравномерно, и определен­ное количество регрессий необходимо для нормального разви­тия, так как дает «передышку», «легкий» способ получения по­ложительных эмоций и снижает чувство тревоги.

Итак, основным результатом оральной стадии психосексу­ального развития является открытие ребенком Другого, способ­ность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от телесного контакта. Чувство базисного доверия (или недоверия) к другому челове­ку, означающему для ребенка на данной стадии весь мир в це­лом, определит на долгие годы, как будут складываться его эмо­циональные и сексуальные контакты с другими людьми.

Анальная стадия. На этой стадии внимание ребенка сме­щается с зоны рта на область сфинктеры, которым в это время ребенка обучают управлять в ходе обучения навыкам опрятности. Именно от эффективности овладения этими навыками на этой стадии зависит эмоциональное благополучие ребенка.

В этот момент он впервые в своей жизни сталкивается с социальной нормой, и от того, насколько успешным для него окажется данный период, во многом будет определяться его от­ношение к социальным нормам вообще.

На самом деле у ребенка нет никакой биологической по­требности, которая заставляла бы его стремиться произвольно регулировать акты мочеиспускания и дефекации. Поэтому овла­дение этим навыком определяется исключительно психологи­ческими потребностями в сохранении любви матери, стремле­нии к поощрению и избеганию наказания.

Эмоциональное отношение к матери на этой стадии харак­теризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви и ненависти, агрессивности и потребности в близости. В это время ребенок часто становится упрямым, негативистичным, на все говорит «нет», совершает агрессивные действия в адрес ма­тери (пытается ее укусить, ударить, толкнуть). Это связано с тем, что ребенок как бы проверяет чувства мамы «на прочность» — любит ли она его по-прежнему или нет. Ведь ребенку непонятно, почему мама, которая до сих пор удовлетворяла его потребности, вдруг начинает что-то требовать от него.

Если постоянно помнить, что именно потребность сохра­нить любовь матери является стимулом к обучению новому на­выку, то станет очевидным, что ребенку надо быть постоянно убежденным в наличии этой любви. И наоборот, если почему-либо ребенок решит, что мама его уже не любит, тогда стиму­лом к освоению навыка опрятности окажется только страх. Та­кого рода бессознательная установка, вынесенная из этого пе­риода детства, определяет поведение тех детей, которых ничему нельзя научить, кроме как через угрозу.

Это происходит в тех случаях, когда мать чересчур «серьез­но» реагирует на агрессию ребенка в свой адрес. Например, оби­жается и несколько дней не разговаривает с ним. За эти несколь­ко дней ребенок уже успевает забыть, за что его наказали, одна­ко непрерывно чувствует себя брошенным и нелюбимым. Это, в свою очередь, возобновит вспышки агрессии и создаст ситуа­цию порочного круга. Конечно, это не означает, что агрессив­ные действия ребенка в адрес матери или других взрослых нуж­но полностью игнорировать. Наилучшим способом будет пере­вод деструктивных тенденций ребенка в игровую деятельность (игры типа «построить и разрушить») и объяснение ему, что наносить вред людям и другим живым существам нельзя. Также адекватными играми на этой стадии являются игры с водой, песком, наливанием и выливанием, а также рисование. Чрезмерный страх ребенка на этой стадии «быть грязным», что-ни­будь «испачкать», может выступить бессознательным барьером впоследствии. Нередко родители, сами испытавшие травмирую­щий опыт на анальной стадии, прививают ребенку чрезмерное чувство беспокойства по поводу навыков опрятности, воспиты­вают его в обстановке излишнего педантизма. Это может стать причиной невроза навязчивых состояний в будущем. В такой си­туации в помощи нуждается не только ребенок, но и его родите­ли.

Отметим, что основным психологическим механизмом уп­равления ребенком на этой стадии является возбуждение чув­ства стыда как ощущения собственной неадекватности внешним нормам и требованиям. Надо отметить, что люди, не очень бла­гополучно прошедшие этот жизненный этап, на долгие годы сохраняют ощущение «неприличности» всего, что связано с их телом, что затрудняет для них нормальную сексуальную жизнь.

Другим негативным последствием эмоциональной травмы, полученной на этой стадии, может быть часто встречающаяся в практике психологического консультирования тенденция отреагирования агрессивных импульсов взрослым человеком по отно­шению к наиболее значимому лицу. Нередки случаи, когда чело­век испытывает трудности в создании семьи потому, что в его жизни повторяется одна и та же история. Как только отношения с партнером становятся достаточно серьезными, глубокими и близкими, он импульсивно и как бы против своей воли делает что-то оскорбляющее, обижающее или унижающее партнера, в результате чего отношения рушатся. Так подобные люди теряют самых дорогих и значимых людей. Они тяжело переживают это, но самостоятельно изменить свое поведение не могут. Причем такое «отвергающее» поведение у них никогда не встречается по отношению к эмоционально нейтральным или неприятным ли­цам.

Нетрудно усмотреть в этом поведенческом стереотипе сле­ды фиксации на неблагоприятно пройденном этапе «проверки мамы на прочность». Как правило, такие люди были жестоко наказаны за попытку агрессивного отреагирования в адрес мамы. Впоследствии они пытаются бессознательно доиграть эту ситуа­цию до благоприятного конца, убедиться, что их любят, несмотря ни на что.

Поэтому задача овладения своими агрессивными импуль­сами, решение проблемы собственной амбивалентности — наи­более значимый итог анальной стадии.

В ходе столкновений с первыми нормами, запретами и ог­раничениями у ребенка может появиться интерес к своим гени­талиям как регрессивная реакция, гарантирующая положитель­ное переживание. Путь устрашений и запретов здесь опасен и бесперспективен. Даже рекомендации «уделять больше внимания», «создавать ему больше удовольствий», «стараться не оставлять его одного», как правило, не дают эффекта. Эти способы роди­тельского поведения укрепляют у ребенка ощущение, что все удовольствия исходят от взрослого, а именно компенсацией та­кого ощущения и является онанизм. Также «отвлекающее» пове­дение родителей вызывает чувство вины, представление о само­удовлетворении как о чем-то «плохом». Самое лучшее — дели­катно не замечать. Единственное, что стоит сделать, — это дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии дру­гих людей неприлично. Тем самым родители дают ребенку неяв­ное разрешение получать самоудовлетворение в одиночестве. При таких условиях детский онанизм проходит сам собой, по мере расширения возможностей получения удовольствий от жизни, не прибегая к помощи взрослых.

Неблагополучно пройденная анальная стадия может оста­вить след в развитии личности в форме бессознательных садомазохистских установок, тенденций навязчиво проигрывать в жиз­ни роль постоянной жертвы или постоянного преследователя.

Часто родители, жестко контролирующие все телесные проявления ребенка на этой стадии, впоследствии, на стадии пубертата, дают столь же жесткий запрет на сексуальность как таковую. Такие родители, жестоко подавив первый протест ре­бенка на анальной стадии и столь же жестко запретив эмоцио­нальные контакты со сверстниками противоположного пола в подростковом возрасте, создают предпосылки для формирова­ния либо садистского, либо мазохистского поведения.

Садист, стремясь пережить силу и могущество и оказав­шись бессильным перед преодолением родительского запрета на секс, замещает его тем запретом, который он может преодо­леть, т. е. запретом на жестокость. «Если маму в детстве обижать было нельзя (3—4 года), а секс, как говорила мама, все равно «грязен», то почему же нельзя отыграться на партнере?» — вот бессознательное заключение, к которому приходит садист. Он как бы проверяет то, что «не успел» проверить в детстве, — до какого предела можно дойти, не оказавшись брошенным.

Мазохисту же нужно наказывать себя болью, чтобы сни­зить свое детское бессознательное чувство вины за свою агрес­сивность к матери. Боль может носить не обязательно физичес­кий, а часто психологический характер.

Если садист проверяет «на прочность» партнера, то мазо­хист — самого себя, а именно — что готов вынести ради «люб­ви». Садист глубоко сомневается в том, что его могут полюбить другие, а мазохист столь же глубоко сомневается в своей спо­собности любить других (для начала в детстве — собственную мать). И тому и другому нужны сверхсильные доказательства.

Итак, садомазохистскую пару объединяет борьба с общи­ми для них запретами на агрессивность и сексуальность. И пре­одолеть они их могут только благодаря «использованию» сверх­сильных стимулов, лежащих за пределами собственной эротики (боль, страх, унижение). Ведь все эти переживания можно испы­тать и вне сексуальной ситуации. Но истинная эротика двух лю­бящих друг друга людей не должна быть замутнена подобными чувствами.

Эдипова стадия. Для ребенка начало данной стадии психо­сексуального развития характеризуется тем, что если раньше основные драматические коллизии его жизни разыгрывались в его диадических отношениях с матерью, то теперь он внезапно обнаруживает себя в «треугольнике», включающем отца. При этом ребенок начинает осознавать специфические отличия роли отца от роли матери в его жизни. Природа этого отличия изначально не ясна ребенку.

У детей, находящихся на этой стадии, возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отно­шениям родителей, других взрослых. С этим связаны и попытки подглядывать за обнаженными взрослыми.

Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола вы­полняют различные функции в семье и за ее пределами и пользу­ются разной одеждой и предметами. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогает ролевая игра (в «войну», «дочки-матери» и др.).

На этой стадии чувства к родителям обоего пола носят ам­бивалентный характер: родитель своего пола воспринимается и как пример для подражания, и как конкурент в борьбе за вни­мание родителя противоположного пола. Столь же противоречи­вые чувства направлены и на родителя противоположного пола.

Стремясь разрешить эти противоречия, ребенок при нор­мальных условиях развития, подражая образцам поведения лю­дей своего пола, осваивает культурно-одобряемые образцы полоролевого поведения. В этом возрасте ребенок обнаруживает, что внимание матери уже не принадлежит ему одному целиком.

Большинство детей на этой стадии используют атрибутику своего пола (одежду, игрушки и др.) в целях хвастовства. Если ро­дители не дискредитируют в глазах ребенка его пол (например, не говорят, что они хотели мальчика, а получилась девочка), то ребе­нок с радостью включается в игры, дающие ему новое чувство взрослости, в которых имитирует действия взрослых своего пола.

Серьезную ошибку допускают родители, считающие подоб­ные игры «несерьезными». В подобных семьях мама может разо­чарованно сказать девочке, играющей с куклой: «Ты бы лучше книжку почитала или сыграла с папой в шахматы», делая ак­цент прежде всего на интеллектуальное развитие ребенка.

Не испытав на Эдиповой стадии гордости от принадлеж­ности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуве­ренным в себе.

Другой отличительной чертой этого периода является воз­никновение эротически окрашенных игр между детьми разного пола.

Подглядывание, хихиканье, игры с «раздеванием» (в се­мью, в доктора) недвусмысленно свидетельствуют о том, что дети этого возраста уже достаточно осведомлены о том, какие части тела считаются интимными и что их следует скрывать от людей противоположного пола и вообще от посторонних глаз. Эта норма социальной жизни, как и всякая норма, на первых порах вызывает у детей чувство протеста. Выразить свой протест дети стремятся опять-таки в игре. Такие игры окрашены эроти­чески и не предназначены для взрослых глаз. Это совершенно нормальное явление для данного возраста. За подобные игры ребенка не нужно наказывать, стыдить, выставлять на посмеши­ще. В таком случае поведение взрослого оставит в душе ребенка неизгладимую травму, которая может отразиться на его сексу­альной жизни в дальнейшем. Неразумно также и отсутствие всех и всяческих ограничений, состоящее в том, что детям позволя­ется открыто играть в сексуальные игры. Ребенок, не убедив­шийся в том, что взрослый прочно стоит на страже его телесной неприкосновенности, может ощутить себя незащищенным и вырасти боязливым и робким прежде всего в сексуальном отно­шении. Более активные дети, не столкнувшиеся с запретами взрослых, ограничивающих возможность прикосновения к телу другого человека, могут вырасти жестокими и садистичными, а иногда и склонными к сексуальному насилию.

Эротическая игра — это межличностная ситуация, и, как во всякой социальной ситуации, в ней действуют социальные нормы, знанию которых ребенка должен обучить взрослый. Впос­ледствии ребенку еще предстоит сделать шаг к преодолению ог­раничений на сексуальность, отстаивая свое право на сексуаль­ность, и это даст ему ощущение своей взрослости. А для малень­кого ребенка это ощущение взрослости дается именно умением и способностью соблюдать ограничения, разделяемые миром взрослых. Что не исключает желания обхитрить этих взрослых и тайно эти нормы нарушать. И это тоже законное право ребенка.

Итак, итогом Эдиповой стадии является не только присво­ение ребенком психосексуалыюй идентичности посредством ролевой игры, но и формирование инфантильных «концепций» о различиях и взаимоотношениях полов. Это на время снижает интерес к проблемам пола и создает предпосылки для перехода на следующую стадию.

Латентная и пубертатная стадии. Начало латентной стадии обычно совпадает с началом школьного обучения в большин­стве стран мира. У ребенка появляются предметные интересы, лежащие за пределами родительского «треугольника». Появляет­ся желание узнать побольше о мире вне семьи. Интерес к сексу­альным проблемам на этой стадии у ребенка снижается.

Приступая к школьному обучению и входя в новые для себя группы, ребенок неминуемо узнает, что нормы, существу­ющие в его семье, могут отличаться от тех, которых придержи­ваются другие люди. Так, на этой стадии расширяется социальная компетентность ребенка наряду с расширением его знаний о мире природы и человеческой культуре.

Следующая стадия — пубертатная — совпадает с наступле­нием половой зрелости.

На этой стадии происходят качественные изменения в сек­суальной организации. Сексуальная энергия концентрируется на чувствах и мыслях, касающихся гениталий, появляется интерес к противоположному полу.

Вновь оживающие влечения снова стимулируют интерес к проблемам пола, но уже на новом уровне. Основная задача пубертатной стадии психосексуального развития — рождение у подро­стка потребности в эмоциональной эмансипации от родителей через обретение объекта «первой любви». Конечно, задача эмоци­ональной эмансипации не решается полностью в пубертатном периоде. На этой стадии важно лишь, чтобы подросток ощутил в себе саму способность полюбить кого-то за пределами собствен­ной семьи, перенося на этого человека всю свою энергию.

Если в ранней юности человек легко отказывается от пер­вой любви, предпочитая ценности детско-родительских отно­шений или отношений со сверстниками своего пола, то вне за­висимости от уровня его физиологической зрелости можно го­ворить о задержке психосексуального развития. Во всяком случае у таких индивидов возникают проблемы во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, сексуальные пробле­мы, проблемы в создании собственной семьи.