Стадии развода
Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развода воспользовался моделью Кюблер-Росс.
1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец пришло освобождение» и т. п.
2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.
3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.
4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.
5. Стадия адаптации. Цель — «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации.
Постразводная ситуация
К социально-психологическим последствиям развода относят:
□ снижение рождаемости;
□ ухудшение условий семейного воспитания;
□ падение производительности труда;
□ ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
□ рост алкоголизации;
□ увеличение суицидальных исходов;
□ увеличение риска психических заболеваний.
Развод порождает множество проблем, как осознаваемых (где жить, с кем жить?), так и неосознаваемых (глубина кризиса после распада близких отношений).
В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%. Разведенные пациенты чаще жалуются на головные боли, мочеполовые расстройства и кожные заболевания. В 6 раз чаще они посещают психиатра. А. Розенфельд объясняет это тем, что взаимодействие в критических ситуациях между головным мозгом, нервной и иммунной системами нарушается. После стресса в течение 14 месяцев число иммунных клеток уменьшается — риск заболеваний возрастает*.
* Розенфельд А. Симптомы. М., 1993. С. 338-339.
Психические заболевания у разведенных мужчин встречаются в 5,09 раза чаще, чем у семьянинов, у разведенных женщин — в 2,8 раза чаще, чем у тех женщин, которые живут в семье. Мужчины переносят развод болезненнее, чем женщины. Например, число разведенных мужчин в 3,13 раза чаще страдают психическими заболеваниями, чем разведенные женщины. Статистика самоубийств у мужчин после развода также намного превышает женскую.
Для разведенного супруга развод сам по себе становится болезненным переживанием. Этот процесс часто сопровождается разочарованием и развивающимся недоверием к людям. Люди после развода боятся вступать в новый брак: однажды уже обожглись, и им не так легко об этом забыть.
Вот почему для них так важно осознать причину развода и сделать соответствующие выводы. Это гораздо лучше, чем оплакивать свою судьбу, или затаить злобу на кого-то, или переживать все время сильное разочарование.
Постразводная ситуация может быть осложнена разными обстоятельствами. За долгое время совместной жизни родители и дети обрастают семейными шутками и слэнгом, которые могут стать после развода неуместными. Почти в каждой семье формируются свои ритуалы, традиции. Все это надо выстраивать заново, иначе не миновать всевозможных бед.
Супругам не так легко отказаться от прежних друзей и контактов. В число старых связей, конечно, входят свекор и свекровь, теща и тесть, бабушки и дедушки и другие родственники. В исключительно редких случаях они не имеют своего мнения по поводу того, что произошло, что могло бы произойти и что должно было бы произойти. Важно, чтоб каждый ясно понимал, что случилось, и четко знал свое отношение к этому. Все это достаточно сложно.
Очень важен вопрос о том, как должны строиться отношения с бывшим супругами, чтобы ребенок чувствовал себя максимально благополучно. Если семейные дела вовлекают детей в денежные, имущественные и тому подобные проблемы, здесь важно достичь взаимных соглашений. Каким образом возможно включение/невключение бывшего супруга в новую жизнь? С этими вопросами связаны разнообразные проблемы по поводу посещения ребенка и алиментов. Решение этих проблем почти полностью зависит от того, в каких отношениях находятся после развода бывшие супруги. Если в них еще сохраняется напряжение, трудно принять правильное решение.
Тени прошлого очень живучи, и необходимо научиться с ними сосуществовать.
Нужно выделить психологическое пространство для бывшего супруга — родителя ребенка. Где бы ни проживал этот человек, он постоянно присутствует в его душе, и просто так ушедший родитель не исчезнет из его жизни.
Когда между детьми и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у ребенка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы, ревность и т. д. Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы, да и не знают, как включить старших детей в семью. Прежней жене к тому же нелегко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной.
Если прежний брак оказался неудачным, особенно для матери, она может воспринимать своих детей как символ боли и обиды. Каждый раз, когда у нее возникают неприятности с детьми, она вспоминает о прежних тяжелых временах и очень боится, как бы былые неприятности не оказали дурного влияния на ее отпрысков. Ситуация может очень осложниться, особенно если матери покажется, что дети «отбились от рук».
Итак, развод состоялся: нужно помнить о том, что семья для детей и взрослых значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор, их решение. Они стремятся к совместной жизни и начинают ее. Для ребенка все это — предыстория его существования, что-то, что было давно и не могло быть иначе (дети родителей не выбирают). И если для взрослых развод — это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, то для ребенка расставание родителей — это разрушение среды обитания (как землетрясение и война одновременно). Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей. Дети тоже полностью не свободны от воспоминаний. Они могут быть причиной старых обид; они часто принимают сторону того или иного родителя. Их верность разрушена. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали.
Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше двух-трех лет), прошлая жизнь, может быть, не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на более старших. Дети в возрасте 3,5—6 лет переносят развод родителей очень травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6—10 лет, родители которого развелись, может испытывать к ним злость, агрессию и долго не проходящую обиду. В 10—11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети уже взрослые, то развод на них может не повлиять, их это может вообще не особенно интересовать.
Важно, чтобы дети поняли, что люди разные и, вступая в отношения друг с другом, они порой не могут договориться. Но это вовсе не означает, что люди плохие. И точно так же сами по себе эти проблемы не портят взаимоотношений.
Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться взаимное доверие и любовь.
Если оба разведенных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать все таким образом, чтобы их дети выиграли, а не проиграли.
Время, терпение и способность жить, утратив супружескую любовь, здесь крайне важны. Психологически развод длится долго.
Ожидания людей по поводу другого (не такого!) брака могут быть грандиозными: они порой напоминают ожидания нирваны. Раз они избавились от ненавистного супруга, то теперь-то найдут гораздо лучшего — и все проблемы решены. Они забывают, что естественные осложнения во взаимоотношениях по-прежнему сохраняются, что впереди их, возможно, ждут более серьезные испытания (которые могут потребовать гораздо больших усилий, чем это кажется на первый взгляд), что многое в жизни останется неизменным, например раздражение, которое одни люди испытывают по поводу других, взаимная злость, грубость, упрямство.
Короче, каждый вступающий в новый брак думает, что жизнь изменится к лучшему. Но второй брак не всегда оправдывает ожидания. И чем больше хочется получить от жизни, чем радужнее надежды, тем сильнее могут быть разочарования.
- Шнейдер л. Б. Психология семенных отношении
- Содержание
- От автора
- Введение в психологию семейных отношений
- Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
- Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений
- Исторический очерк становления психологии семьи
- Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
- Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
- Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
- Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
- Понятия «семья» и «брак»
- Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
- Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений
- Нетрадиционные (особые) семьи
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Характеристика современной семьи
- Различные категории современной семьи
- Современная модель семьи, ее особенности
- Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
- Психологическое здоровье современной семьи
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- ФункционАлЬно-рОлЕвая структура семейных отношений
- Реализация индивидуальных потребностей в браке
- Многообразие семейных функций
- Традиционные и современные функции семьи
- Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
- Анализ деформаций семейного функционирования
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Жизненный циКл семьи
- Динамика семейных отношений
- Периодизация семейной жизни
- Период ухаживания
- Молодая семья, ее задачи и особенности
- Пожилой человек и семья
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология эмоциональных отношений
- Аттракция
- Механизмы возникновения симпатии
- Феномен любви и ее типы
- Русский эрос (концептуальный обзор)
- Источники и стили любви
- Условия сохранения эмоциональных отношений
- Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Литература:
- Супружеские отношения
- Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
- Адаптация супругов в семье
- Семейные ссоры
- Специфика супружеского конфликта
- Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
- Честь, прощение и примирение
- Искусство прощать и искусство принимать прощение
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Детско-родитЕлЬские отношения
- До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
- Становление пренатального материнства
- «Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
- Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
- Материнство как психологический феномен
- Материнство: врожденное или приобретенное?
- Формирование материнства
- Родительская семья
- Взаимодействие с собственной матерью
- Игровая деятельность
- Няньчание
- Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
- Взаимодействие с собственным ребенком
- Особенности развития материнства в современных условиях
- Семья как персональная микросреда развития ребенка
- Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
- Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
- Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
- Влияние семьи на развитие ребенка
- Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
- Ребенок и семья
- 1. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
- 2. Дошкольник в семье
- 3. Одаренный ребенок в семье
- 4. Ребенок в неполной и смешанной семье
- 5. Мальчик в семье
- Соперничество детей в семье
- Психологические особенности старшего и младшего ребенка.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология сексуальности
- Сексуальная символика русского фольклора
- Проблема отношения полов
- Гендерные исследования
- Понятие жизненного и сексуального сценария
- Стадии психосексуального развития ребенка
- Сексуальные расстройства
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Подготовка молодежи к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
- Концепции и формы распада семейных отношений
- Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
- Стадии развода
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Приложение Контрольные тесты для проверки знаний студентов
- Эволюция семьи в истории человеческого общества
- Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
- Методы изучения семьи
- Формирование супружеской пары
- Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
- Психогигиена интимных отношений
- Взаимоотношения поколений в семье
- Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
- Детско-родительские отношения в школьном возрасте
- Супружеские конфликты, их причины и профилактика
- Половой диморфизм
- I. Семинарские занятия Семинар 1. Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
- Семинар 2. Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
- Семинар 3. Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
- II. Примерные темы для рефератов:
- III. Рекомендуемая литература для конспектирования:
- IV. Вопросы для подготовки к зачету
- Шнейдер л. Б. Психология семейных отношений
- 170024,Г. Тверь, пр-т Ленина,5.