logo
Шнейдер Семейная психотерапия

Понятия «семья» и «брак»

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий че­ловека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславли­вают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Так, в терминах общей теории систем, разработанной Люд­вигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотноше­ний между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состоя­ние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ со­стояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семенную систему как целое».

Другой взгляд на семью отражен в высказывании А. И. За­харова: «В социальной психологии существует понятие «первич­ная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела груп­пы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слия­ния ее участников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

Согласно определению Н. Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма орга­низации личного быта, основанная на супружеском союзе и род­ственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родствен­никами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям се­мейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Хар­чевым: семья — это «исторически конкретная система взаимо­отношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родствен­ными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обус­ловлена потребностью общества в физическом и духовном вос­производстве населения».

Семья как сложное образование становится объектом вни­мания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Среди семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями при­знаков семьи.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожи­тельства или сексуального партнерства, которые сопровождают­ся рождением детей. Он обращает внимание на пространствен­ную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и по­требительства.

А. И. Антонов определяет семью «как основанную на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осу­ществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержа­ние существования членов семьи». «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, пред­ставленная в триединстве отношений супружества — родитель­ства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп, в полном смысле слова семьями не являющихся: это молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактичес­ком браке пары, имеющие детей, и пр.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаи­мосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отноше­ний между женщиной и мужчиной, посредством которой обще­ство упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанав­ливает их супружеские и родительские права и обязанности»*.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 66.

В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упо­рядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его офици­ального оформления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно. Наглядным примером этого является ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае, численность которого пре­вышает 1 миллиард человек. В других обществах, наоборот, изыс­киваются всяческие способы стимулирования деторождения. Вли­яние государственной политики осуществляется через налоги за бездетность, выдачу пособий семьям, имеющим детей, организа­цию продажи детских и семейных товаров (сеть американских магазинов «Семейный доллар», торгующих по более доступным ценам), оказание особой медицинской помощи беременным жен­щинам, младенцам, принятие программ, способствующих соци­альной и материальной поддержке семьям.

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходи­мых им людей.

В истории человечества сменилось немало форм организа­ции отношений между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества.