logo
Шнейдер Семейная психотерапия

Подготовка молодежи к семейной жизни

Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операцио­нальная подготовка. Коммуникативные умения, владение психотехни­кой общения и саморегуляцией. Нравственно-ценностная подготовка.

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей се­мейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении опреде­ленного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Одна­ко многочисленные социологические и педагогические иссле­дования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готов­ность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых се­мей, Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, опре­деляющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку — интеграль­ная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплек­са — готовность личности принять на себя новую сис­тему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотруд­ничеству. Семья является малой группой, для нормаль­ного ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к парт­неру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внут­ренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Важ­ность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утон­ченности человека как личности. В связи с этим возрас­тает роль психотерапевтической функции брака, успеш­ной реализации которой способствует развитие способ­ности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональ­ный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конст­руктивно решать межличностные конфликты, исполь­зование их для развития межличностных отношений суп­ругов играет решающую роль в процессе взаимного при­способления молодоженов*.

* Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружес­кой жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83—89.

Среди многих аспектов проблемы формирования психоло­гической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями формирования у них ус­тановок, ориентации на вступление в брак.

Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зре­лые, взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же вре­мя понятие «семья» имеет для каждой личности и свое внутрен­нее содержание. Для ребенка это его мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди и тети, другие родственники, участву­ющие в его воспитании. Для молодого человека после вступле­ния в брак представляется, что семья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.

Многочисленные аспекты семьи имеют для личности раз­ный смысл.

Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиоло­гический комфорт, выполняет функции «эмоционального убе­жища». В семье человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалась на вол­не ощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою уникальность, свою неповтори­мость, свою «нужность» в полном объеме.

Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Да еще не знаем своего часа смер­ти. Современный человек живет с ощущением временности сво­его пребывания.

В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных качеств есть две стороны: 1) страх потеряться, остать­ся незамеченным, «ненужным»; 2) желание преодолеть одиноче­ство, стать ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной ду­шевных расстройств и заболеваний является «блокирование пси­хической энергии»; это происходит, когда человек, уходя от труд­ностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовь в се­мье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия человека. Именно семья пре­доставляет человеку все ресурсы для самоактуализации.

Кроме потребности быть любимым, каждый человек сам стремится любить. В юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего стремлением молодых людей быть постоянно с объектом своей влюбленности, мечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед вступлением в брак и в пер­вые годы совместной жизни. С течением времени рано или по­здно у супругов появляется потребность иметь детей, стремле­ние быть родителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.

Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и психологическая сторона отцовства и материнства, то есть обя­занности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.

Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в со­вместном ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви, комфортабельном жилище.

Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную поло­вую жизнь с постоянным и надежным партнером, что немало­важно в современном окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.

Итак, для чего нужна семья:

□ чтобы было на кого опереться;

□ чтобы было с кем посоветоваться;

□ чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

□ чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;

□ чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;

□ чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценно­сти;

□ чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;

□ чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;

□ чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;

□ чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

□ чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным обра­зом;

□ чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабо­сти.

Все вышеперечисленное и составляет в совокупности об­раз семьи как надежного убежища в мире бушующих политичес­ких, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.

Брак как психологическое отношение между полами вклю­чает в качестве обязательного условия как саму по себе нрав­ственность, так и избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь делает брак нравственным, а следо­вательно, социальным по своей природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи. Супружеский и роди­тельский долг, ответственность определяют характер взаимоот­ношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком.

Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатам одного из социологических опросов*, возможность никогда не иметь детей беспокоит только 38% рос­сийских студенток, и только 24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призва­ние женщины».

* Здравомыслова О. Две трети российских студенток хотят мужа кор­мильца.//Я сама. 1997. №4. С. 40.

Таким образом, еще один непременный элемент в подго­товке молодежи к семейной жизни включает установку, ориен­тацию на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.

Что дают дети?

□ Делают супругов родственниками. Посредством ребенка супруги, т. е. «родственники по выбору» — муж и жена — становятся родителями — отцом и матерью, т. е. биоло­гическими родственниками.

□ Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство любви и эмоционального самовыражения (род­ного малыша можно погладить, «потискать», поцело­вать куда угодно, обнять, с ним можно попищать, «по­возиться» и т. д.).

□ Ребенок заставляет родителей повышать свой культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек» обна­руживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе, а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче первый класс вроде ин­ститута», вообще заставляет родителей «заново учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей.

□ Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой «контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на родителей и раз­вивает их самоконтроль.

□ Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их собственное детство, как бы вторично его пережить.

□ Ребенок в семье обеспечивает партнерство — сначала по играм, затем, возможно, по каким-то более серьезным досуговым занятиям, далее — по ведению хозяйства и иногда разделяет и продолжает профессиональные увле­чения родителей.

□ Наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в старости.

Анализ действия существующих брачно-семейных отноше­ний показывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и семейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм. Бесспорность подобного поло­жения совершенно очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной мере определя­ет его деятельность и поведение в сфере семейных отношений.

Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова К. Вяземского, и «жить торопятся, и чувство­вать спешат».

Из письма: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на ули­цах машины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь. Появились разные компании, дис­котеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая жизнь...»

В наше время ведущим мотивом вступления в брак являет­ся «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива бра­ка, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово раз­ные содержания. Т. А. Флоренская* выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.

* Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

1. Доминирование полового влечения. Гипертрофия полово­го влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, зах­ватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиоло­гией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Прин­ципиальный «механизм» для гипертрофии сексуальной потреб­ности остается таким же, как в случае гипертрофии потребнос­ти в алкоголе. Т. А. Флореиская пишет, что такие люди не спо­собны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».

2. Потребность быть любимым. Эта потребность свойствен­на каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключитель­но на себя. Такая односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих кор­нями в раннее детство.

Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, рев­ности, мнительности, усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п. Повышенная потребность быть люби­мым и признанным выражается в болезненных реакциях на не­успех, повышенном уровне притязаний, не соответствующем реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в люб­ви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.

3. Способность любить. Уровни способности любить различ­ны — от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности — такой че­ловек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не на­сыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъедине­ние которого подобно смерти.

В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои на­мерения. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заклю­чению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психо­логов, нравственно-психологическая подготовленность личнос­ти к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся*:

* Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

□ готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

□ понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

□ стремление к повседневному общению и сотрудниче­ству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предпола­гает высокую нравственную культуру;

□ умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. В. С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагаю­щее несколько составляющих.

1. Способность заботиться о другом человеке, самоотвер­женно ему служить, активно делать добро.

2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуще­ствлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.

4. Высокая этическая и психологическая культура, предпо­лагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять соб­ственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения челове­ка быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющи­мися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и пред­сказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовлен­ности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судь­ба брака зависят от многих факторов. Ведь объединяются в се­мью две личности с их сложными психологическими и физио­логическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отно­шении личностями.

Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов.

В качестве первого фактора выделяется потребность в пси­хологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включа­ет определенные ожидания, которые предъявляются к ее испол­нителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает чет­кое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.

Кроме психологической готовности, важнейшими состав­ляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес мораль­ную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределе­нием обязанностей в семье.

Реально в большинстве обычных российских семей основ­ной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в струк­туре взаимодействия супругов предполагает добрачную образова­тельно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходи­мые для семейной жизни. Совокупность необходимых знаний вклю­чает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Отдельные группы молодежи, будучи физи­ологически и социально-психологически (на уровне межличност­ных отношений) готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровня объема зна­ний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Совре­менные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедли­вости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не го­товыми к выполнению социальных функций супругов.

Важным элементом отношений в семье являются эмоцио­нально-оценочные связи, которые включают мнения, представ­ления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, по­ступках друг друга. Эти оценки располагаются преимущественно по условной оси «нравится» — «не нравится». С течением време­ни эти субъективные оценки подвергаются коррекции. Те же са­мые свойства характера, привычки, манеры супруга или супру­ги вызывают иные, порой прямо противоположные эмоциональ­ные реакции. В таком случае, по мнению В. С. Торохтия, говорят о психологической зрелости личности. К психологической зре­лости он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивнос­ти и напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях.

Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обя­зательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость в ссоре, терпимость к недостаткам друго­го, умение преодолевать конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии, воспитании и обучении их, соци­альную активность членов семьи и их умение не замыкаться в уз­ком кругу семейных дел. Добавим сюда еще умение прощать.

Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является развитие культуры половых отношений, формирова­ние установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.

Б. С. Круглов* заключает, что система подготовки молоде­жи к семейной жизни наряду с половым просвещением и поло­вым воспитанием, наряду с формированием навыков межлич­ностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступка­ми другого индивида, должна включать и формирование опре­деленного уровня гражданско-правового сознания, соединяю­щего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка.

* Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подго­товки молодежи к семейной жизни.// Вопросы психологии. №4. 1986. С. 63—68.