Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода имеется достаточно защитных сил, чтобы нейтрализовать негативные последствия, но все же существуют стрессы, которые могут негативно отразиться на развитии плода. Речь идет прежде всего о хронических конфликтных ситуациях в семье, причем именно таких, когда женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж конфликтов невозможно избежать во время беременности, то желательно, чтобы женщина в них помнила о необходимости активной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой». В таких ситуациях часто может быть полезна помощь психолога-консультанта или совместное с мужем посещение групп по подготовке к родам*.
* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности. //Психологическая консультация, 1998. №1. С. 21—34.
В момент переживаний, эмоциональных стрессов плод начинает быстрее двигаться, как бы выражая явное недовольство поведением и самочувствием матери. Это подтверждает Зонтаг: «Я определенно чувствую, что эмоции, переживаемые матерью, чреваты не только близкими, но и отдаленными последствиями». Тревожные ощущения беременной матери передаются малышам, вызывая у них повышенную двигательную активность и проблемы с пищеварением. Так, Кэрол Флэйк-Хобсон с соавторами описывают такой случай:
«С виду здоровый ребенок, рожденный 17-летней матерью, умер через 21 час после кровавой рвоты. Вскрытие выявило у него три язвы пищеварительного тракта. Позднее было установлено, что во время беременности мать переживала сильный стресс: родители вынудили ее выйти замуж за отца ребенка — алкоголика, избивавшего ее. Даже после ее возвращения к родителям муж постоянно пытался с помощью угроз и кулаков вернуть жену. Может ли организм крохотного существа вынести стрессы матери?!»*
* Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношении с окружающими. М., 1993. С. 72—73, 86.
Конечно, один случай не доказывает существование жесткой связи материнских стрессов и детских язв, но побуждает к исследованиям. Исследования специалистов показывают, что продолжительный стресс во время беременности увеличивает риск преждевременных, долгих или трудных родов, выкидышей, а также токсикозов. Также замечено, что дети нервных, тревожных матерей выглядят более раздражительными, словно у них постоянные «колики», после рождения они плачут дольше, чем другие дети.
Сильные, внезапные, шоковые эмоциональные расстройства, потрясения, испуги или длительные, не меньше двух-трех месяцев, и достаточно интенсивные переживания сказываются на течении беременности чрезвычайно неблагоприятно. В качестве еще одной иллюстрации влияния на беременность психических потрясений приведу выдержку из статьи в «Медицинской газете» от 18 ноября 1990 года:
«Относительно бескровным среди других катастроф выглядит взрыв на станции Свердловск-Сортировочная, хотя он и повлек за собой разрушения многих зданий, а чуть ли не треть свердловских окон остались без стекол. Но бог с ними, со стеклами, главное, что жертв было мало. Однако так ли уж мало на самом деле? Как выяснилось, существует еще один перечень жертв, который не вошел ни в одну официальную отчетность. Речь идет о влиянии взрыва на еще не родившихся к тому времени детей у 739 женщин, готовящихся к материнству. Все эти женщины выявлены и обследованы Свердловским научно-исследовательским институтом охраны материнства и младенчества. Пережитый ими психоэмоциональный стресс привел к тому, что в организме каждой начались такие патологические явления, которые привели к самопроизвольным выкидышам или к настоятельной необходимости прервать искусственно беременность. У детей, родившихся в течение трех месяцев после взрыва, оказалось повышенным артериальное давление, была высокая возбудимость. В плацентах женщин, родивших чуть позже, через четыре-пять месяцев, выявились нарушения кровотока, иммунологические комплексы. Дети их недобирали в массе, были очень вялые, часто и подолгу болели.
Самая же неблагополучная картина, по словам младшего научного сотрудника Г. Б. Мальгиной, проведшей это уникальное в своем роде исследование, наблюдалась у тех женщин, которые перенесли вызванный взрывом стресс на наиболее раннем сроке беременности. У всех в той или иной степени произошел запуск реакции отторжения плода. Выносить ребенка смогли всего лишь пятнадцать женщин из ста. Но у большинства из них роды оказались преждевременными, и половина детей погибла».
А. И. Захаров* описал механизм действия эмоционального стресса матери на плод. По ею мнению, при всех острых или хронических отрицательных переживаниях в кровь матери выбрасываются (или поддерживаются на постоянном уровне) гормоны беспокойства, достигающие плода без каких-либо препятствий через общую с матерью кровеносную сеть. Поскольку у плода еще полностью отсутствует система нейтрализации гормонов беспокойства и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амнеотической (околоплодной) жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся в ней гормонов беспокойства или их биохимических последствий. По аналогии можно вспомнить известное накопление нитратов в овощах и фруктах. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй половине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускоренным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, сердцебиения слабеют, развивается торможение. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности превращается в своего рода «гормональный бульон», в котором «варится» плод. Одновременно он испытывает все больший недостаток кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состоянии. Сами же гормоны беспокойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования.
* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3-77.
Таким образом, длительно действующий стресс оказывает отрицательное влияние, вызывая состояние внутренней неудовлетворенности, которое и можно отнести к основополагающей характеристике общего стрессового состояния матери при беременности. Именно частое состояние внутренней неудовлетворенности является единственным фактором стресса, способствующим таким серьезным осложнениям беременности, как угроза выкидыша и преждевременной отслойки плаценты, и соответственно преждевременным родам (но только в том случае, если рождаются девочки).
Отмечается преобладание отрицательного влияния стресса в случае рождения девочки*. Эту закономерность А. И. Захаров объясняет повышением эмоциональной чувствительности организма женщины и, соответственно, большей эмоциональной реакцией на стресс при наличии беременности девочкой, в свою очередь более эмоциональной от природы, чем мальчик.
* Там же.
Б. Страхи матери во время беременности. Почти каждая женщина, готовящаяся стать матерью, может испытывать многообразные, хотя в то же время типичные, страхи. Врачи в женских консультациях, как правило, оставляют женщину наедине с ее страхами, а иногда даже способствуют их усилению, говоря: «Вы не должны волноваться, так как Ваши волнения могут повредить развитию плода». В результате женщина не перестает испытывать страхи, но пытается их просто подавить, что, естественно, плохо получается. В итоге она испытывает чувство вины за свой страх, что не улучшает ее состояние. И круг замыкается...
К наиболее распространенным относятся боязнь выкидыша, страх родить ребенка с физическими или психическими отклонениями, страх перед самими родами, страх перед сексом в период беременности, страх перед движениями плода или же, наоборот, перед отсутствием таковых*, страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательностью**.
* Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психологическая консультация, 1998. №1. С. 21—34.
** Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.
В. Отрицательное отношение матери к настоящей беременности. Случайность в деторождении создает тот или иной риск в психическом развитии у каждого второго ребенка. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного, приподнятого ожидания ребенка. Сами роды воспринимаются со страхом, как дамоклов меч, а беременность — как прокрустово ложе. У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу «с глаз долой», и масса тела новорожденных, как правило, ниже нормы.
При отрицательном отношении к беременности у плода еще внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Нежеланные дети в противовес желанным уже с самого рождения физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют; у них значительно выше риск развития нарушений поведения, патологических привычек и пристрастий, самоубийств и смертности в целом*.
* Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1998. С. 3—77.
Анализ субъективных переживаний женщин, вынашивающих нежеланную беременность, показал*, что при всем многообразии индивидуальных особенностей удается выявить общие черты и выделить два крайних варианта психологического статуса.
* Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс, 1993. №4. С. 35-42.
При первом варианте всю беременность женщины чувствуют себя достаточно хорошо. Заметно реже, чем в случаях желанной беременности, у них встречаются явления раннего токсикоза. Такая пониженная чувствительность сохраняется и по отношению к шевелениям плода. Отмечаются общая слабая эмоциональная реакция на факт беременности и искажение представления о сроках беременности у женщин. В случае нежеланной беременности у женщины формируется своеобразная гипостезия телесных проявлений беременности и соответствующее ей особое психологическое состояние — атиофориогнозия (тиофорио — беременность), которое в «легких» случаях проявляется своеобразным «забыванием» беременности, игнорированием ее симптомов, порой и вопиющим искажением представлений о ее сроках. В более выраженных случаях женщины бывают убеждены в отсутствии беременности даже при наличии ее выраженных признаков. Обычно в таких случаях они стремятся объяснить эти симптомы «логическими» доводами.
В более выраженных случаях психологически отрицается факт беременности даже при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода). В литературе описан случай, когда одна повторно рожавшая женщина долго принимала шевеление плода за скопление газов в кишечнике. Она «лечила» себя, делая ежедневно клизмы; или женщины отрицали беременность даже после начала родовой деятельности. Кроме того, как отмечают Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В., такие женщины обычно во что бы то ни стало стараются избежать медицинской диагностики беременности. В отличие от других беременных у них даже при поздних сроках не бывает двигательной «успокоенности». Отсутствует ощущение двигательной неловкости, связанной с чрезмерностью собственного веса. По-видимому, в формировании данного состояния определенную роль играют механизмы защитного психологического вытеснения нежелательных, травмирующих переживаний.
Второй вариант психологического состояния, возникающего при нежеланной беременности, характеризуется гиперэстезией телесных симптомов, выраженной ригидностью негативного аффекта — страхом, депрессией.
Шевеления плода у таких женщин, даже в самом начале, сопровождаются резко негативными ощущениями и переживаниями. Сознание женщины, иногда вплоть до родов, наполняется поисками путей плодоизгнания.
У некоторых нежелательная беременность на всем протяжении сопровождается глубоким чувством отвращения, брезгливости и даже ненависти к будущему ребенку, что порождает особо яркие, мучительные «инфантицидные фантазии», в которых она терзает и даже убивает своего будущего ребенка. Соответственно этому телесные симптомы беременности имеют негативную окраску. С самого начала толчки и шевеления плода бывают неприятными, подчеркнуто мешающими, чрезмерно болезненными. Их возникновение сопровождается усилением общего психологического напряжения, угнетающими фантазиями и воспоминаниями, связанными с беременностью и ситуацией вокруг нее.
Таким образом, при вынашивании нежелательной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. По-видимому, нормально протекающей беременности соответствует вполне определенный и социально ожидаемый эмоциональный комплекс, поддерживающий характерную модальность телесных ощущений. Напротив, искажения в эмоциональной сфере беременных приводят к изменениям качества ощущений.
Брутман В. И., Панкратова М. Г., Енинополов С. Н.* провели обследование женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. Оказалось, что для психологических установок на материнство у молодых женщин важное значение имеет образ собственной матери. В этом отношении «отказницы» с детства приобретали негативный опыт. Около трети из тех, кто рос с матерью, отмечали плохие с ней отношения, в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии, или им не удавалось разрешить свои детские или пубертатные конфликты. Такие индивиды бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно переживание чувства несправедливости и недостатка любви. Отмечается низкая толерантность к стрессам, эгоцентризм и независимость, чувство пустоты вокруг себя. Их отличает неспособность контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно конформными, обнаруживает у них обостренную потребность в привязанности, «принятии», в позитивном отношении к себе. Другом причинен нссформированности чувства материнства, как отмечают исседователи, является развод родителей, пережитый в детстве (до 12 лет).
* Брутман В.И., Панкратова М.Г., Енинополов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей.//Bonpocы психологии. 1994. №5. С. 31—36.
Не обязательно нежеланность детей всегда однозначное и категорическое понятие, есть и более тонкие его градации. А. И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по полу, лишнего и «промежуточного» ребенка*.
* Захаров Л. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб., 1988. С. 3—77.
Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.
Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.
Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.
Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выступают как первые, так и вторые дети в семье. Все же в более чистом виде нежеланность по полу может чаще встречаться у единственных или первых (старших) детей, в то время как про вторых (младших) лучше говорить как о лишних по полу детях.
Самое опасное для психического развития ребенка — сочетание их нежеланности вообще и нежеланности по полу в частности, если он второй в семье и первенец того же пола не только желанный, но и соответствующий по полу ожиданиям родителей.
Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежеланностыо, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Помимо этих факторов и вместе с ними случайные, вынужденные, лишние и промежуточные дети также более уязвимы в своем развитии.
- Шнейдер л. Б. Психология семенных отношении
- Содержание
- От автора
- Введение в психологию семейных отношений
- Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
- Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений
- Исторический очерк становления психологии семьи
- Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
- Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
- Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
- Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
- Понятия «семья» и «брак»
- Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
- Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений
- Нетрадиционные (особые) семьи
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Характеристика современной семьи
- Различные категории современной семьи
- Современная модель семьи, ее особенности
- Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
- Психологическое здоровье современной семьи
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- ФункционАлЬно-рОлЕвая структура семейных отношений
- Реализация индивидуальных потребностей в браке
- Многообразие семейных функций
- Традиционные и современные функции семьи
- Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
- Анализ деформаций семейного функционирования
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Жизненный циКл семьи
- Динамика семейных отношений
- Периодизация семейной жизни
- Период ухаживания
- Молодая семья, ее задачи и особенности
- Пожилой человек и семья
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология эмоциональных отношений
- Аттракция
- Механизмы возникновения симпатии
- Феномен любви и ее типы
- Русский эрос (концептуальный обзор)
- Источники и стили любви
- Условия сохранения эмоциональных отношений
- Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Литература:
- Супружеские отношения
- Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
- Адаптация супругов в семье
- Семейные ссоры
- Специфика супружеского конфликта
- Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
- Честь, прощение и примирение
- Искусство прощать и искусство принимать прощение
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Детско-родитЕлЬские отношения
- До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
- Становление пренатального материнства
- «Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
- Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
- Материнство как психологический феномен
- Материнство: врожденное или приобретенное?
- Формирование материнства
- Родительская семья
- Взаимодействие с собственной матерью
- Игровая деятельность
- Няньчание
- Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
- Взаимодействие с собственным ребенком
- Особенности развития материнства в современных условиях
- Семья как персональная микросреда развития ребенка
- Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
- Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
- Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
- Влияние семьи на развитие ребенка
- Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
- Ребенок и семья
- 1. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
- 2. Дошкольник в семье
- 3. Одаренный ребенок в семье
- 4. Ребенок в неполной и смешанной семье
- 5. Мальчик в семье
- Соперничество детей в семье
- Психологические особенности старшего и младшего ребенка.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология сексуальности
- Сексуальная символика русского фольклора
- Проблема отношения полов
- Гендерные исследования
- Понятие жизненного и сексуального сценария
- Стадии психосексуального развития ребенка
- Сексуальные расстройства
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Подготовка молодежи к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
- Концепции и формы распада семейных отношений
- Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
- Стадии развода
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Приложение Контрольные тесты для проверки знаний студентов
- Эволюция семьи в истории человеческого общества
- Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
- Методы изучения семьи
- Формирование супружеской пары
- Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
- Психогигиена интимных отношений
- Взаимоотношения поколений в семье
- Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
- Детско-родительские отношения в школьном возрасте
- Супружеские конфликты, их причины и профилактика
- Половой диморфизм
- I. Семинарские занятия Семинар 1. Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
- Семинар 2. Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
- Семинар 3. Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
- II. Примерные темы для рефератов:
- III. Рекомендуемая литература для конспектирования:
- IV. Вопросы для подготовки к зачету
- Шнейдер л. Б. Психология семейных отношений
- 170024,Г. Тверь, пр-т Ленина,5.