logo
Шнейдер Семейная психотерапия

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте

Вступление в брак и создание семьи ныне настолько зау­рядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячеле­тия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе су­ществовал промискуитет, г. е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном по­ловом общении, господствовавших и первобытном состоянии человечества, не нова, однако абсолютно нерегулируемые поло­вые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Прямохождение н переход к мясной пище, которой всегда не хватало, должны были осложнить взаимоотношения в чело­веческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки черепов предлюдей, на кото­рых имеются следы многочисленных переломов.

Возражения против промискуитета давали аргументацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Вайри полагал: «Если такая полная общность жен и имущества суще­ствовала когда-либо, то это было возможно только у народно­стей, живших, наподобие дикарей, дарами богатой, девствен­ной природы, т. е. в очень ограниченном числе на большом про­странстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, ка­кой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о кото­ром он, и конечно вполне основательно не мог бы с уверенно­стью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать»*.

* Цит. по: Женщина: Монография. Кн.1. Сыктывкар — Киров, 1995. С.571.

Фактором, препятствующим полному уничтожению ран­него человеческого сообщества, могло служить создание устой­чивых парных связей. При этом самка постепенно теряла каче­ства, привлекающие самцов (набухание половой кожи, возбуж­дающие запахи и др.), ныне сохранялись лишь рудименты этих качеств. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки той высокой избирательности поло­вого влечения, которое является признаком, отличающим чело­века от всех других представителей животного мира.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, которые должны быть признаны обществом. Впервые такие обя­занности возникли с появлением группового брака, представ­ляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака прежде всего возникали права и обязанности по обеспечению питанием и вос­питанию детей и подростков. Все дети находились в женской груп­пе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих пародов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т. е. право наследования брату матери, помимо его собственных де­тей. На основании этого и подобных фактов пришли к тому зак­лючению, что сначала существовал так называемый матриар­хат, который проявлялся по существу в многофункциональнос­ти женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, принадлежавший небольшой группе, считал себя му­жем всех женщин той же группы. Такие половые отношения у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными были сле­дующие виды брачно-семейных отношений: 1) неделимая се­мья, состоящая из группы родственников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем муж­чинам группы; 2) сегментарная семья: глава семьи имеет от­дельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры имеют несколько общих мужей; 3) индивидуальная семья: общность жен уничтожена, каждый мужчина имеют одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у примитивных народов связывают с двумя причинами: 1) у них нет «единобожия», существует панте­он богов: старший и подчиненные; 2) отсутствием аскезы.

В тех странах, где господствующей религией является ис­лам, девочек всегда рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще резче. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен (количество наложниц не ограничивалось). Полигамные отно­шения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в привычных нам моногамных браках.

Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям не­скольких братьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, значительное превышение числа мужчин над количеством жен­щин в брачном возрасте*.

См.: Куприянчик Л. Л. Психология любви. Донецк, 1998.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением ча­стной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Если в парной семье и муж­чина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в со­здании материальных и бытовых благ, то теперь женщина посте­пенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды прав­ления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. На первый план вы­носится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда достоверно известно, а отцовство — нет. Единственный «надеж­ный» способ для мужчины получить в наследники своего соб­ственного ребенка — жестко контролировать и ограничивать жен­щину. (Вспомним варианты русских народных сказок, где жен­щина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом коне-то и не допрыгнешь — требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило, кроме всего прочего, следить и пригля­дывать за своей подопечной.) Патриархат по своей психологичес­кой сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле моногамную семью сле­довало бы понимать как односторонне-парную семью: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина — нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вави­лонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супру­гов — кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Однако все чаше встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу и только, по существу, передают в собственность мужа, за которым зак­репляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «любый» мужчина. Постепенно моногамия из домини­рующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи стро­ятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед за­коном провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согласию, система разводов, отме­нено различие детей на законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на поло­вое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается чис­ленность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные про­цессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской ци­вилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг суп­ружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических пред­рассудков; формируются новые способы решения семейных про­блем.