Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
При адекватной заполненности этапа няньчания впечатления от контакта с ребенком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «закрепляются» на ситуации взаимодействия с ребенком как объектом материнской сферы. В результате возникновение в послеродовом периоде новых впечатлений от контакта с ребенком, а также при грудном кормлении интерпретируются не как ощущения, связанные с половой сферой, а как принадлежащие к материнской. Ребенок, который является уже реальным объектом материнской сферы, служит медиатором, определяет смысл ситуации, ведущие эмоции и характер возникновения ситуативных, обеспечивающих эмоциональное обусловливание новых впечатлений*.
* Там же.
Если же до полового созревания переживания от тактильного контакта с ребенком не сформировались и не конкретизировались на нем как объекте материнской сферы, то путь их перевода в контекст реальной деятельности «остается свободным». Половое развитие, подкрепленное в этот возрастной период мощным гормональным обеспечением, «переводит на себя» значение тактильного контакта и все ощущения эрогенных зон. В дальнейшем их возникновение при взаимодействии с ребенком может переживаться как шокирующее, несовместимое с ситуацией и т. п. Существенно влияют на это особенности представления о возможном восприятии детьми половых отношений взрослых. Совмещение компонентов ситуаций, относящихся к половому поведению и к ребенку, собственный детский опыт относительно половых отношений взрослых и т. п. могут повлиять на развитие материнского чувства весьма необычным образом. Возможно ограничение тактильного контакта, купирование переживания экстаза кормления и другие особенности. К кому из детей такое отношение матери будет выражено ярче — к сыну или дочери, — зависит от семейной модели супружеских отношений и собственного опыта развития половой сферы.
Представления о законнорожденности, перворожденности, рождении ребенка от любимого или нелюбимого партнера и т. п. доказывают, что безусловной ценности ребенка для общества практически не существует. Даже самые ярые противники искусственного прерывания беременности допускают такую возможность для зачатия в результате изнасилования. В период полового созревания все эти проблемы становятся не просто существующими, а своими собственными. Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, множественность моделей поведения в современном обществе и многое другое делают развитие ценностей материнства в период полового созревания необыкновенно сложным.
Следует отметить, что данный этап развития материнской сферы является мало изученным.
- Шнейдер л. Б. Психология семенных отношении
- Содержание
- От автора
- Введение в психологию семейных отношений
- Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
- Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений
- Исторический очерк становления психологии семьи
- Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
- Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
- Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
- Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
- Понятия «семья» и «брак»
- Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
- Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений
- Нетрадиционные (особые) семьи
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
- Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Характеристика современной семьи
- Различные категории современной семьи
- Современная модель семьи, ее особенности
- Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
- Психологическое здоровье современной семьи
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- ФункционАлЬно-рОлЕвая структура семейных отношений
- Реализация индивидуальных потребностей в браке
- Многообразие семейных функций
- Традиционные и современные функции семьи
- Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
- Анализ деформаций семейного функционирования
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Жизненный циКл семьи
- Динамика семейных отношений
- Периодизация семейной жизни
- Период ухаживания
- Молодая семья, ее задачи и особенности
- Пожилой человек и семья
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология эмоциональных отношений
- Аттракция
- Механизмы возникновения симпатии
- Феномен любви и ее типы
- Русский эрос (концептуальный обзор)
- Источники и стили любви
- Условия сохранения эмоциональных отношений
- Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Литература:
- Супружеские отношения
- Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
- Адаптация супругов в семье
- Семейные ссоры
- Специфика супружеского конфликта
- Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
- Честь, прощение и примирение
- Искусство прощать и искусство принимать прощение
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Детско-родитЕлЬские отношения
- До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
- Становление пренатального материнства
- «Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
- Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
- Материнство как психологический феномен
- Материнство: врожденное или приобретенное?
- Формирование материнства
- Родительская семья
- Взаимодействие с собственной матерью
- Игровая деятельность
- Няньчание
- Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
- Взаимодействие с собственным ребенком
- Особенности развития материнства в современных условиях
- Семья как персональная микросреда развития ребенка
- Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
- Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
- Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
- Влияние семьи на развитие ребенка
- Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
- Ребенок и семья
- 1. Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
- 2. Дошкольник в семье
- 3. Одаренный ребенок в семье
- 4. Ребенок в неполной и смешанной семье
- 5. Мальчик в семье
- Соперничество детей в семье
- Психологические особенности старшего и младшего ребенка.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Психология сексуальности
- Сексуальная символика русского фольклора
- Проблема отношения полов
- Гендерные исследования
- Понятие жизненного и сексуального сценария
- Стадии психосексуального развития ребенка
- Сексуальные расстройства
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Подготовка молодежи к семейной жизни
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
- Концепции и формы распада семейных отношений
- Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
- Стадии развода
- Вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Рекомендуемая литература:
- Приложение Контрольные тесты для проверки знаний студентов
- Эволюция семьи в истории человеческого общества
- Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
- Методы изучения семьи
- Формирование супружеской пары
- Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
- Психогигиена интимных отношений
- Взаимоотношения поколений в семье
- Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
- Детско-родительские отношения в школьном возрасте
- Супружеские конфликты, их причины и профилактика
- Половой диморфизм
- I. Семинарские занятия Семинар 1. Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
- Семинар 2. Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
- Семинар 3. Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
- II. Примерные темы для рефератов:
- III. Рекомендуемая литература для конспектирования:
- IV. Вопросы для подготовки к зачету
- Шнейдер л. Б. Психология семейных отношений
- 170024,Г. Тверь, пр-т Ленина,5.