logo search
лабунская

3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения

Наряду с исследованиями контакта глаз как одно­го из главных показателей невербальной интеракции, проводятся многочисленные эксперименты, направлен­ные на выяснение характеристик поз участников вза­имодействия, свидетельствующих об их отношениях, статусах, ролях. В главе второй, в разделе 2.2.2. были рассмотрены основные характеристики позы как эле­мента экспрессивного репертуара, внешнего Я личнос­ти. В этой части книги мы остановимся на анализе позы как элемента невербальной интеракции.

В самом общем плане позы, входящие в невербаль­ный паттерн отношений и взаимоотношений, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек ил1. стоит. Эти положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в связи с тем, сидит или стоит другой человек. Одновременное сидение обоих партнеров или предоставление кому-либо из них воз­можности сидеть рассматривается многими народами, как позитивная тенденция во взаимоотношениях. Как пишут А. К. Байбурин и А. Л. Топорков, в общении поза «сидя» престижна только в соотнесенности с позой «стоя». Особенно в ритуальных ситуациях адресатом вста­вания/стояния является социально значимая фигура. В общении поза «стоя» адресуется почетному, почтенному человеку (15. С. 71—77). Но в обыденном общении не всегда сочетание поз стоя/сидя рассматривается как дань уважению. Чаще неравенство положений (поз) интер­претируется как нарушение отношений, стремление к доминированию, желание самоутвердиться и т. д. Таким образом, наблюдая за невербальными интеракциями, необходимо отличать ритуальное общение, в котором посредством особого сочетания стояния/сидения под­черкивается конвенциальная значимость партнера, от различных видов обыденного общения, в которых те же

композиции поз участников взаимодействия приобре­тают иной психологический смысл.

Психологию невербального общения интересуют, главным образом, не столько ситуации ритуального, конвенциального общения, сколько взаимодействие, опосредованное какой-либо деятельностью. Исследова­тели давно обращают внимание на связь между поза­ми членов группы во время совместной деятельности и ее микроклиматом. Так как микроклимат представлен в системе отношений между участниками общения, то позы интерпретируются с позиций видов отношений между членами группами. Практически все учебные пособия по ведению переговоров, организации беседы, работы в психотерапевтических и тренинговых группах * включают разделы, в которых в той или иной степени> обсуждается вопрос о связи между позами, проксеми-ческими параметрами общения и отношениями участ­ников друг к другу, к предмету деятельности и теме разговора. Рассуждения о невербальных интеракциях, невербальном групповом взаимодействии базируются на результатах экспериментальных исследований и дан­ных специально обученных наблюдателей.

Главный метод анализа поз в невербальной интерак­ции — это метод «кадр за кадром». Данный метод от­личается от других способов фиксации невербальной интеракции тем, что он основывается на применении видео- и кинотехники, скрытых камер. Поэтому он по­зволяет запечатлить непосредственные, спонтанные интеракции и затем рассмотреть их «кадр за кадром». В начале 80-х годов П. Булл подвел итоги изучения поз участников взаимодействия как показателей их взаимо­отношений (217). Он попытался ответить на вопрос, какова должна быть динамика поз, их рисунок, чтобы между участниками взаимодействия возникали опреде­ленные отношения. Поставленная цель была им дос­тигнута. Данные и выводы ряда исследований подтвер­ждают существование феномена «интеракционной синхронности» (I. S.), описанного Кондоном и Огстоном.

Суть его заключается в том, что в процессе общения, направленного к взаимопониманию, появляется все больше и больше элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. Кондон и Ог-стон для проверки гипотезы о существовании интерак-ционной синхронности в диадах, склонных к взаимо­пониманию, избрали принцип анализа всех движений, которые появляются одновременно у обоих партнеров. Поэтому в поле их анализа попали различные элемен­ты кинесическои структуры невербального поведения.

В отличие от этого подхода к изучению проблемы синхронности невербального поведения участников взаимодействия как показателя их позитивных — не­гативных отношений Шефлен предложил рассматри­вать в качестве индикатора модальности взаимоотноше­ний между партнерами степень согласованности их поз. По его мнению, одинаковые позы партнеров свидетель­ствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы указывают на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на различные отношения к предмету общения и на несо­ответствие статусов участников коммуникации. Про­должая исследования Шефлена, Чарни разделил все позы на согласованные и несогласованные. Среди согла­сованных поз он выделил те, которые являются «зеркаль­но согласованными позами» (MICP), и те, которые соот­ветствуют «идентичным позам» (IP). Под идентичными позами понимаются такие позы участников интеракции, когда правая или левая сторона одного соответствует по конфигурации позы левой или правой стороне другого. Вид «интеракционной синхронности» изменяется в со­ответствии с содержанием разговора и степенью согла­сованности отношения к нему партнеров.

Количество времени, проведенное партнерами в «идентичных» или «зеркально согласованных позах», свидетельствует о степени включенности в общение, о доброжелательном отношении друг к другу. Но «зер­кально согласованные позы» участников общения являются более надежным показателем того, что партне­ры понимают, принимают друг друга, расположены к длительному общению, чем «идентичные позы».

Приведем один из многочисленных экспериментов, который демонстрирует, с помощью каких процедур были сделаны эти выводы. Студенты — участники се­минара оценивали предъявляемые им невербальные интеракции по следующим шкалам: отдельно — вмес­те (заинтересованность, включенность — отчужден­ность); взаимопонимание — непонимание; принятие — непринятие. Невербальные интеракции были закодирова­ны как несогласованные, идентичные, зеркально-согласо­ванные позы. При восприятии зеркально-согласованных поз студенты отмечали наличие взаимопонимания меж­ду партнерами и отсутствие такового тогда, когда позы были несогласованными.

Кроме феномена «интеракционной синхронности» (I. S.) также была выявлена взаимосвязь между динами­кой поз и психологической дистанцией между партне­рами, взаимосвязь между определенным рисунком поз (скрещивание рук и ног, отбрасывание корпуса назад) и негативными отношениями, нарушением общения. Установлен способ «оживления» общения с помощью изменения поз, превращения их в «открытые — нена­пряженные». В процессе изучения роли позы в онтоге­нетическом развитии был сделан вывод о том, что даже очень маленькие дети способны точно определять взаимо­отношения между людьми, основываясь на их позах и проксемике общения.

В последующих работах было установлено, что на основе анализа позы, пространства общения осуществ­ляется анализ трех главных видов отношений: 1) степе­ни аффиляции (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) статус (доминирование — подчинение), 3) степень включенности, значимости происходящего для партнеров С целью выражения пяти различных уровней аффиляции (сильная антипатия; умеренная антипатия; нейтральное отношение, умеренная симпатия

сильная симпатия) используется различное сочетание таких параметров позы, как степень расслабленности, открытость, ориентация тела, положение рук, наклон головы (вверх-вниз; вправо-влево). Отношения антипа­тии представлены в таких положениях рук, как «руки в боки»; «руки скрещены на груди», в закрытых позах. Угол наклона туловища назад всегда меньше при демон­страции симпатии, чем антипатии. В ситуации, когда антипатию проявлял мужчина в отношении к другому мужчине, он для демонстрации антипатии не использо­вал повороты туловища в сторону. В то время как силь­ная антипатия к женщине сопровождается большим количеством поворотов туловища в сторону. Женщи­ны независимо от того, кто партнер (мужчина или жен­щина), используют значительное количество поворотов туловища в сторону с целью передачи антипатии.

Особый интерес представляют исследования, в ко­торых ставилась задача определить вес таких компонен­тов взаимодействия, как поза и выражение лица. В ори­гинальном эксперименте Валдрон, используя позы, зафиксированные в других работах, совместил их с определенными выражениями лица и получил фотогра­фии, передающие три аффилятивные тенденции: сим­патия, антипатия, нейтральное отношение. Полученные фотоизображения он предъявил группе испытуемых и получил данные, свидетельствующие о том, что поза человека может повлиять на оценку выражения его лица. Из результатов Валдрона следует, что позитивное выражение лица и позитивная поза оцениваются на­блюдателями как передающие больше симпатии, чем позитивное выражение лица и негативная поза. Поза, включающая наклон вперед (элемент позитивной позы), но сочетающаяся с нейтральным выражением лица, воспринимается как выражение агрессии, антипатии.

Наиболее сложным вопросом является для исследо­вателей невербальной интеракции вопрос о том, поче­му такие параметры поведения, как наклон туловища вперед, контакт глаз, близкое интерперсональное расстояние, рассматриваются участниками взаимодей­ствия и наблюдателями как проявление определенных аффилятивньгх тенденций. Одним из первых попытал­ся объяснить это явление Мехрабьян, основываясь на идеях увеличения взаимной сенсорной стимуляции, яв­ляющейся следствием приближения партнеров друг к другу. В свою очередь, более высокая взаимная сенсор­ная стимуляция обусловливает возникновение откры­того, непосредственного общения и, соответственно, появление позитивных отношений. Другое объяснение изменения отношений между участниками взаимодей­ствия строится на основе индивидуальных тенденций в аффилятивных проявлениях партнеров. Как извест­но, невербальные паттерны поведения отличаются у лиц с различными аффилятивными тенденциями. Так, для тех лиц, которые ждут позитивной поддержки от других и сами стремятся к ее выражению, является характерным следующее экспрессивное невербальное поведение: контакт глаз, приятное выражение лица, умеренная жестикуляция, открытая поза, ориентация на партнера, небольшой наклон туловища вперед. Лица, у которых повышена чувствительность к отвержению, которые не ждут от других поддержки, демонстрируют закрытые позы, у них отсутствуют повороты туловища в сторону партнера В целом их позы являются «напря­женными». Высокий уровень чувствительности к отвер­жению, неприятие другого актуализирует соответству­ющий паттерн невербального поведения, что приводит к возникновению чувства антипатии у партнера и пе­рестройке его собственного поведения. Позитивные ожидания человека вызывают, как правило, изменения в невербальном поведении собеседника, приводят к снятию напряжения, усилению чувства симпатии и соответственно меняется картина невербальной инте­ракции.

Такого рода объяснения страдают одним существен­ным недостатком, а именно, тем, что базируются на идее воспроизводства одним из партнеров поведения другого. Иными словами, из такого объяснения неиз­бежно вытекает то, что один из партнеров активен, а другой пассиьно следует за его аффилятивными ожи­даниями.

Некоторые исследователи считают, что изменение невербального поведения участников общения зависит от таких факторов, как социальная позиция и тип взаи­модействия. В соответствии с этими факторами изме­нения могут идти как в позитивном, так и в негативном планах. При этом «позитивные» паттерны невербально­го поведения действительно способствуют увеличению идентичных движений в поведении партнеров, а «не­гативные» паттерны невербального поведения усилива­ют компенсаторные реакции и увеличивают количество движений, блокирующих контакт: партнеры выставля­ют вперед руки, локти, вытягивают ноги, отклоняют туловище назад, поворачивают туловище в сторону от собеседника, отказываются от контакта глаз или суще­ственно увеличивают его.

Итак, если человек стремится к взаимопониманию, позитивным отношениям, он непроизвольно начинает копировать невербальное поведение партнера; если он не намерен развивать отношения в позитивную сторо­ну, то начинает прибегать к тем движениям, которые относятся к движениям, блокирующим контакт.

Выше речь шла, главным образом, о рисунке позы и ее связи с другими элементами невербального поведе­ния участников взаимодействия. Не менее важным па­раметром невербальной интеракции является количе­ственный показатель изменения поз в единицу времени. Из ряда исследований невербальной интерак­ции можно сделать вывод о том, что количество поз, принимаемых человеком в общении, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, чем лица низкого статуса, они совершают больше движений го­ловой, туловищем, руками, ногами Партнер с высоким статусом демонстрирует больше свободы в выборе и

смене определенного невербального репертуара, он чаще поворачивает туловище в сторону от собеседни­ка, использует положение «руки в боки», беседуя с че­ловеком более низкого статуса. В то же время низко­статусный партнер держит ладони рук открытыми, использует открытую позицию ног и т. д. Из экспери­ментальных данных следует, что пары, различающиеся по статусу, разговаривают, обычно, отклонившись друг от друга назад, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо.

В большом количестве работ по восприятию и интер­претации невербального поведения и невербальной интеракции ставилась задача определить, какие элемен­ты невербального взаимодействия свидетельствуют о доминантной позиции участников общения. Выше мы рассматривали данную проблему в связи с исследова­нием контакта глаз. Позы участников обшения в соче­тании с другими элементами невербальной интеракции также изучались с этой точки зрения. В одном из экс­периментов предъявлялось изображение группы людей, отличающихся позами и жестами. У одного из членов группы рука была поднята и направлена вперед, у дру­гого руки находились в положении «руки в боки», у третьего руки были скрещены на груди, у четвертого — находились в карманах, у пятого одна рука была за спи­ной, у шестого участника группы обе руки были за спи­ной. С помощью специальной шкалы все участники группы были оценены участниками эксперимента. Как наиболее властная, инициативная, выразительная и значительная рассматривалась фигура с распростертой вперед рукой. Замкнутым, надменным, агрессивным считают человека с положением «руки в боки», а так­же его воспринимают как личность инициативную, значимую. Фигуры с руками за спиной выглядели скромными и незначительными.

Важными для понимания особенностей невербаль­ной интеракции являются работы, в которых ставилась задача определить, какие движения тела действительно сообщают информацию о доминировании, конфликт­ном поведении, о стремлении прекратить агрессию со стороны партнера. По данным Камраса, успешному раз­решению конфликта способствует рисунок позы, кото­рый назван «сделай себя меньше». Нельзя не отметить, что такой способ поведения очень давно был описан А. П. Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий»: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел,... съежился, сгорбился, су­зился...». Если «сделать себя меньше», то можно избе­жать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Что значит «сделать себя меньше» — это зна­чит продемонстрировать определенный паттерн невер­бального поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным. Такой способ поведения имеет место в иерархизиро-ванных группах, в которых подчиненные и люди более низкого статуса при встрече с начальником опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Данный эле­мент невербальной интеракции особенно ярко пред­ставлен в Японии, Китае, где подчиненный буквально касался лбом земли, кланяясь при встрече с лицом вы­сокого статуса.

А. К. Байбурин и А. Л. Топорков отмечают, что мно­гие жесты, позы «восходят к глубоко архаичным пред­ставлениям о том, как должны вести себя люди с высо­ким и низким статусом... Универсальными чертами поведения человека с высоким статусом представлялись такие, как замедленность движений (вплоть до полной неподвижности, статичности), тихий голос, сдержан­ность в проявлении эмоций, прямой, неподвижный взгляд, сведенная к минимуму жестикуляция» (15. С. 66). Если человек, занимающий высокое положение в обществе, группе, демонстрирует иное невербальное поведение, то это резко изменяет отношение к нему, вызывает подозрение у окружающих людей, формиру­ет недоверие и т. д. Интересный исторический факт, касающийся поведения Лжедмитрия, приводят А. К Байбурин и А. Л. Топорков. Они пишут о том, что на фоне достаточно статичного поведения лиц с высо­ким социальным статусом Лжедмитрий выглядел сует­ливым. Его поведение не вписывалось в картину дви­жений знатного человека. Наблюдая невербальное поведение Лжедмитрия, многие высокопоставленные лица того времени сомневались в его царском проис­хождении. Быстрые, резкие движения, семенящая по­ходка, громкий голос или смех, бурное проявление эмо­ций, бегающий взгляд — связываются с низкой престижностью человека. Этот паттерн невербального поведения в сознании многих поколений людей ассо­циируется с образом вертлявого, юлящего черта. По мнению авторов книги «У истоков этикета», «существо­вало два типа поведения: одно, условно говоря, царское или божественное, характеризовалось сдержанной пла­стикой движений, торжественностью поз и полустер­той мимикой, медленным, величавым передвижением, смиренностью, статичностью; другой тип — бесовское поведение, характерными признаками которого счита-лись смех, дерганье, кривлянье, сквернословие и т. п.» (15. С. 67). Не трудно заметить, что между этими двумя паттернами невербального поведения располагается все • разнообразие невербальных интеракций, свидетельствующих о статусных отношениях, о доминировании в общении.

Выше были приведены различные исследования та­кого элемента невербальной интеракции, как поза, и представлены попытки ее описания в соответствии с наиболее распространенными видами отношений: сим­патии — антипатии; принятия — отчуждения; домини­рования — подчинения. Эти исследования выполнены, главным образом, американскими и английскими психо­логами. В проводимых ими экспериментах принимали участие американцы и англичане. Поэтому в этих рабо­тах зафиксированы кинесико-проксемические формы взаимодействия, свойственные для этих культур. Име­ют ли они межкультурный статус в выражении опре­деленных видов отношений? На данный вопрос трудно дать определенный ответ не только потому, что не проводятся такого рода исследования в России и дру­гих странах, но и потому, что авторы приведенных ра­бот не касаются проблемы социокультурных, истори­ческих, этнографических факторов организации невербальной интеракции.

На основе этих и многих других исследований мож­но сделать общие выводы о том, что кинесико-проксе­мические паттерны несут информацию об интерперсо­нальных отношениях как для самих участников взаимодействия, так и для наблюдателя. Субъект вос­приятия диады, группы лиц рассматривает невербаль­ное поведение как нечто целое, свидетельствующее о различных характеристиках общения. Гармоничность, синхронность, идентичность различных элементов не­вербального поведения партнеров, в том числе и поз, продолжительность соответствия — несоответствия поз, их напряжение — расслабленность, направлен­ность являются показателями отношений «позиция», «валентность», «дистанция».

Итак, для практической деятельности важно уметь анализировать кинесико-проксемические формы взаи­модействия в группе в следующих направлениях: рас­сматривать все проксемические характеристики обще­ния: дистанцию между партнерами, направление движения их тел (вперед-назад; вправо-влево; встать-сесть), место расположения в группе (в центре, напро­тив определенных лиц, по диагонали, на периферии от­носительно лидера группы), синхронность появления определенных движений тела (их идентичность, гармо­ничность), динамичность смены паттернов невербально­го поведения или их устойчивость в ситуации диадного, группового взаимодействия, степень расслабленности — напряженности позы, открытость — закрытость позы, «уменьшение себя» — «распространение себя». Важ­ным показателем взаимоотношений в диаде, группе яв­ляется показатель «зеркально-согласованных поз» и Других движений.