6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
В современной психологии отмечается важная роль типичных форм поведения (норм, паттернов, стереотипов) в регуляции социальных, социально-психологических процессов, происходящих в обществе. Различные группы нацелены на создание институтов, пропагандирующих определенные качества личности и способы их выражения, в том числе невербальные, экспрессивные, которые соответствуют образу жизнедеятельности этих групп, социальных страт. Невербальные паттерны ролевого поведения, т. е. устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого, выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других. В. А. Кузнецова (84) на примере создания образов в кино демонстрирует механизм контроля со стороны общества над невербальными компонентами ролевого поведения. С их помощью, т. е. с помощью социально-маркированных форм поведения, имеющих достаточно очерченный круг значений, общество осуществляет деление его членов на «своих» и «чужих», относит к определенным социальным стратам, фиксирует статусно-ролевую позицию человека. Набор паттернов невербального поведения субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений) указывает на их социокультурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар. Социально-маркированные невербальные средства являются, прежде всего, индикаторами половозрастного и статусно-ролевого поведения. Социокультурная разработка невербальных паттернов статусно-ролевого поведения, так называемых «невербальных масок», осуществляется в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным.
Несколько направлений психологии невербального общения занимаются изучением невербальных паттернов. Одно из них — это интерактивное направление психологии невербального общения, в котором ставится задача описать устойчивые характеристики паттернов невербального поведения в социальной коммуникации. Из работ этого направления следует, что паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него действий, визуальный контакт или его отсутствие, взаимные прикосновения или полное пространственное отчуждение.
Следующий подход, важный для нашего исследования, — это сравнительное изучение невербального поведения представителей различных культур и этнических групп. Результаты работ данного направления свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности невербальных компонентов выражения эмоций, чувств, отношений и относиться к невербальным паттернам как к образованиям динамичным, подверженным влияниям социокультурных переменных. Подтверждают такие выводы данные о существовании так называемых «родных» и «иностранных» кинем ролевого поведения. Мимико-жестовые комплексы или кинесико-проксеми-ческие паттерны, не соответствующие «родным» паттернам невербального поведения, воспринимаются, в лучшем случае, в качестве фона, своеобразного «шума», в худшем варианте — как неадекватные, неприемлемые, недостойные, вульгарные формы поведения.
К первым фундаментальным экспериментальным исследованиям, фиксирующим влияние культурных различий на формирование паттернов невербального поведения, относят сравнительные исследования Д. Эфрона. Не меньшее значение для понимания культурной специфики невербального поведения имели исследования Е. Холла. Еще одна традиция исследования невербального поведения в межкультурном плане сформировалась на основе исследований Р. Бердвистелла. Особое значение в формировании взглядов на роль культурных факторов в создании невербальных паттернов поведения сыграли исследования экспрессии эмоциональных состояний. Исходя из результатов этих работ, был сделан фундаментальный вывод о том, что различия в программах выражения эмоций (паттернах) есть результат влияния культуры на правила проявления эмоциональных состояний. Одновременно с этой точкой зрения существует взгляд на невербальные компоненты ролевого поведения как на алгоритмы, устойчивые формы поведения, которые одинаковы не только у людей одной эпохи, одного круга, но и сходны у представителей различных культур. Эти невербальные компоненты ролевого поведения имеют межкультурный, межэтнический статус.
Основной критерий, который используется исследователями для определения индивидуальных и групповых паттернов невербального поведения, — это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов у одного человека или у группы лиц в различных ситуациях общения. На основе этого параметра установлено, что существуют паттерны невербального поведения, соответствующие дифференциально-психологическим (пол, возраст, темперамент, ведущие эмоциональные состояния, акцентуации характера, патологические изменения личности) и социально-психологическим характеристикам человека (статус, роль, типичные отношения).
Исходя из результатов многочисленных работ, выполненных как в русле межкультурных, так и кросс-культурных подходов к изучению паттернов невербального поведения, можно заключить, что структура невербального паттерна состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными и межкультурными. Невербальные паттерны ролевого поведения являются, с одной стороны, заданными и ограниченными рамками социальной, этнической группы, а с другой стороны, в них входят совокупности элементов, которые имеют межкультурный, межэтнический, межролевой статус. Поэтому элементы невербального поведения, имеющие различное происхождение, отличаются мерой динамичности — устойчивости, мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. К сделанным выводам следует добавить также вывод о том, что трактовка паттернов невербального поведения в направлении заданных культурных, этнических, социальных ориентиров будет определяться тем, насколько оно включено в качестве социального регулятора во взаимодействие людей, существует ли у партнеров не просто «доминанта» на невербальное поведение, а социокультурная, статусно-ролевая, поло-ролевая «доминанта — ожидание».
В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны половозрастного и статусно-ролевого поведения. Поэтому они наиболее устойчивые образования в структуре поведения человека, выполняющие важные социокультурные и социально-психологические функции. В этой связи к ним постоянно обращаются имиджиологи, специалисты по созданию образа человека, конфликтологи и т. д.
Исследования, направленные на обнаружение межэтнических, межкультурных различий в паттернах невербального поведения, выполнены, главным образом, западными психологами на материале сравнения западных и восточных культур. В этих работах зафиксированы кинесико-проксемические паттерны ролевого поведения, свойственные для данных культур. Так как сравнительные социо-этнопсихологические исследования невербальных компонентов общения практически отсутствуют в отечественной психологии, то невозможно определить масштабы распространения на территории России форм поведения, выявленных западными психологами, их соответствие российской ментальнос-ти. Кроме этого, ситуация, сложившаяся в сфере межнациональных отношений, заставляет разворачивать • исследования этнического самосознания, ядром которого являются представления о характерных чертах и особенностях поведения своего и чужого народа. Социальная психология все чаще обращается к данному феномену, понимая, какую огромную роль играют в эскалации затруднений, конфликтов не только реально существующие, но и представляемые поведенческие модели. Особенно важны такого рода исследования для решения психологических проблем, конфликтов на Северном Кавказе. Как известно, невербальные компоненты общения, невербальные ритуалы, невербальные табу играют большую роль в статусно-ролевом, в половозрастном общении народов Северного Кавказа (20, 21). Но они практически не изучены в рамках экспериментальной этно-социопсихологии.
Изучение невербальных паттернов поведения сопровождается рядом проблем, подробный ана\из которых представлен в предыдущих главах этой книги. Поэтому в данной статье мы не будем останавливаться на проблемах фиксации и кодирования невербальных паттернов поведения, а перейдем к их эмпирическому изучению, предложив для этих целей методику, включающую вербальные и графические способы фиксации
различных элементов и компонентов невербального поведения и проксемики общения.
Цель настоящего исследования провести сравнительное изучение представлений о невербальных паттернах ролевого поведения. В данной работе ставится задача рассмотреть представления о невербальных паттернах трех ролевых позиций: «коллега», «ученик», «родственник». Выбранные социальные роли охватывают широкий круг отношений и обнаруживают себя в различных ситуациях взаимодействия.
Исходя из данных, полученных в психологии невербального общения, нами сформулировано предположение, что в каждой этнической группе представления о невербальных паттернах ролевого поведения включают совокупность элементов, относящихся к различным структурам невербального поведения. Под влиянием этноролевого фактора изменяются некоторые элементы невербальных паттернов (рисунок поведения), психологические нюансы, но остается неизменной совокупность элементов, принятых для выражения ролевой позиции в межэтническом пространстве общения.
В эксперименте приняли участие учителя сельских и городских школ Кабардино-Балкарии (балкарцы, кабардинцы, русские), в возрасте от 19 до 55 лет, женщины, всего 300 человек. В сборе данных принимала участие аспирантка факультета психологии Ростовского университета М. Т. Ногерова. Все этнические группы имели равный количественный состав и соотношение участников исследования по возрастному критерию. Каждый участник исследования принимал в нем участие трижды. В процессе каждой встречи он давал отве-|ты на вопросы разработанной нами методики «Невер-I бальные характеристики общения» (см. приложение 4). Инструкция к опроснику выглядела следующим образом: «Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и. т. д.). Ниже перечислены неречевые характеристики поведения. Ваша задача заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик неречевого поведения те, которые, как Вы считаете, соответствуют определенным нормам общения коллеги, ученика, родственника».
Каждый раз участнику исследования предлагалась в инструкции одна из ролевых позиций. Список характеристик невербального поведения был составлен в соответствии с представлениями о структуре невербального поведения. В него вошли элементы такесической, кинесической, про-ксемической подструктур невербального поведения. Элементы такесики, кинесики были представлены в виде их вербальных описаний (например, обнимать; целовать; смотреть в глаза; скользить взглядом по другому человеку; сидеть слегка наклонившись вперед; сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу за другую; держать руки в карманах; прикрывать рот рукой; выражать радость; выражать гнев; говорить быстро и т. д.). Основные компоненты проксемики были даны в графическом виде и сопровождались дополнительными указаниями к инструкции: «После того как Вы выбрали из 53 характеристик неречевого поведения те, которые с Вашей точки зрения должны быть присущи «коллеге», «ученику», «родственнику», укажите, пожалуйста, на расположение партнеров относительно друг друга, которое может быть, на Ваш взгляд, когда общаются: 1) коллеги; 2) учитель и ученик; 3) родственники. На схеме приведены условные обозначения расположений от «лицом к лицу» до «спина к спине»; под каждым «рисунком» указан номер. Занесите в опросный лист номера рисунков, выбранных Вами, для каждого вида ролевого общения: 1) коллеги; 2) учитель — ученик; 3) родственники».
После выполнения предыдущего задания каждому участнику эксперимента предлагалось: «Выберите расстояние между партнерами, которое должно быть, если общаются коллеги, учитель — ученик, родственники. Для того чтобы Вам легко было выполнять данное задание, посмотрите на рисунки, на которых изображены различные виды расстояний. Рисунки пронумерованы. Выберите 2—3 рисунка для каждой ролевой позиции и занесите их номера в соответствующие разделы опросного листа: «коллеги», «учитель — ученик», «родственники».
Собранные с помощью вышеприведенной методики серии данных (на «коллегу», «ученика», «родственника») обрабатывались по программе «описательных статистик», математической процедуры ANOVA (двухфак-торный дисперсионный анализ Фридмана), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона.
Результаты исследования
На основе частотного анализа ответов участников исследования получены невербальные паттерны ролевого поведения: «коллеги»; «ученика»; «родственника». Из данных, приведенных в табл. 39, следует, что частота выбора элементов невербального поведения зависит от ролевой позиции партнера, что структура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями — ожиданиями, которые соответствуют определенным статусно-ролевым характеристикам партнера. Невербальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «родственника», составленные представителями различных этнических групп (балкарцами, кабардинцами, русскими), сравнивались между собой с помощью Z критерия Уилкоксона. В результате математического анализа частот выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций представителями различных этнических групп были получены данные, свидетельствующие о существовании значимых различий. Математические расчеты показали, что во всех этнических группах существуют значимые различия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций.
Качественный анализ невербальных паттернов ролевого поведения осуществлялся на основе, во-первых, положения о том, что определенную психологическую интерпретацию получает тот или иной паттерн невер-
Таблица 39
Результаты оценки влияния ролевого фактора на частоту
выбора элементов невербального поведения (по методике
двухфакторного дисперсионного анализа Фридмана)
Friedman analysis of VFR1. К, VFR1. U, VFR1. R no 72 REP | ||
Level | Sample Size | Average Rank |
1 | 72 | 1 68750 |
2 | 72 | 1 74306 |
3 | 72 | 2 56944 |
Test statistic = 35. 7527 Significance level = /. 7235E-8 |
Пояснения 1 — К — коллега, 2 — U — ученик, 3 — R — родственник — ролевые позиции
бального поведения благодаря структурированию его элементов во времени и пространстве, благодаря его внутренней целостности и завершенности. Во-вторых, на основе положения о психосемантическом пространстве отдельных элементов, которое изменяется (сужается или расширяется) за счет взаимосвязи конкретных элементов друг с другом. Кроме этих особенностей невербального поведения следует напомнить также и о том, что ряд элементов невербального поведения, входящих в его многообразные подструктуры, имеют различный «рисунок», но одно и то же психосемантическое поле или весьма близкое по своему психологическому значению. Все эти особенности невербального поведения наводят на мысль о том, что могут быть различия в частоте выбора того или иного элемента невербального поведения внутри его подструктур («кинесики», «кон- I такт глаз», «прикосновения», «проксемика», но отсутствовать различия в психосемантических полях или отсутствовать различия в частоте выбора элементов, имеющих одно и то же психологическое значение, но отличающихся по своему «рисунку».
Учитывая особенности невербального поведения, выделенные выше, обратимся к анализу ролевых паттернов невербального поведения, полученных в различных этнических группах В табл. 40 занесены те элементы невербального поведения, частота выбора которых соответствует верхнему квартилю в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы по всем ролевым позициям. Это означает, что от 75 до 100% участников исследования, принадлежащих к различным этническим группам, выбрали именно эти элементы, описывая паттерны невербального поведения.
Как видно из приведенной табл. 40, во всех этнических группах большинство из участников исследования апеллировали к тем элементам невербального поведения, которые в своей совокупности демонстрируют уважительное отношение к другому человеку. Заслуживает внимания также и тот факт, что участники исследования, независимо от их этнической принадлежности, четко представляют проксемические компоненты паттерна ролевого поведения.
Невербальный паттерн ролевого поведения «коллеги» — это сочетание проксемических компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к партнеру, умеренная функциональная (паралингвистиче-ская) жестикуляция. Комплекс элементов невербального поведения сообщают полученному паттерну его основной психологический смысл: уважение к партнеру, сдержанность в общении, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет).
В группе «балкарцы» наряду с теми элементами невербального поведения, которые выделены представителями всех этнических групп, включены в паттерн невербального поведения «коллеги» ряд характеристик позы, что придает паттерну невербального поведения дополнительный психологический смысл, «коллега» выглядит сдержанным, скромным и гордым.
Таблица 40 Типичные ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах
Элементы невербального поведения (НП)
Ролевые паттерны невербального поведения
Продолжение табл 40
Жесты | 33 | использовать жесты, подчеркивающие слова | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
34 | использовать жесты для описания предметов | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
37 | брать под руки |
|
|
|
|
|
| + | + | + | ||||||||||||
39 | выражать радость | + | + | + | + | + | + | + |
| + | ||||||||||||
Мимика | 40 | выражать гнев |
|
|
|
|
| + |
|
|
| |||||||||||
41 | выражать удивление | + | + | + | + | + | + | + | + |
| ||||||||||||
42 | выражать страдание |
| + | + |
|
|
| + | + | + | ||||||||||||
44 | выражать восхищение | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
47 | выражать любовь | + | + |
| + | + |
| + | + | + | ||||||||||||
Экстра лингвист | 49 | говорить быстро |
| + |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
50 | говорить медленно |
| + |
|
| + | + |
| + |
| ||||||||||||
51 | говорить громко |
|
|
|
| + |
|
|
|
| ||||||||||||
52 | смеяться | + | + | + | + |
| + |
| + | + | ||||||||||||
54 | сидеть близко лицом к лицу | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Прок-семика | 55 | сидеть лицом к лицу наискосок друг от друга | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
56 | сидеть лицом к лицу под прямым углом друг к ДРУГУ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Прок-семика | 58 | сидеть, повернув лица в одну сторону | + | + | + | + | + |
|
|
|
| |||||||||||
64 | находиться на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки по направлению друг к другу, можно было слегка прикоснуться к партнеру | + | + |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
65 | находиться на расстоянии двух вытянутых рук |
|
|
|
| + | + |
|
|
| ||||||||||||
66 | расстояние немного дальше одной вытянутой руки | + |
| + | + |
| + |
|
|
| ||||||||||||
6? | находиться на расстоянии одной вытянутой руки | + |
| + |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
70 | находиться на расстоянии одного локтя | + |
|
|
|
| + | + |
|
| ||||||||||||
М | Объем паттерна невербального поведения | 19 | 21 | 18 | 15 | 17 | 19 | 18 | 18 | 17 |
В паттерне невербального поведения «коллеги», составленного «кабардинцами», имеется также ряд элементов (характеристики позы, темп речи), которые отличают их представления о невербальном поведении коллеги от представлений балкарцев и русских. Элементы невербального поведения, которые выделены только группой «кабардинцы», придают ролевому паттерну невербального поведения дополнительный психологический смысл: «коллега» выглядит более раскованным, доброжелательным, направленным к партнеру, чем в представлениях группы «балкарцы».
Такие же элементы невербального поведения, как и в группе «кабардинцы», включены группой «русские» в ролевой паттерн поведения «коллеги». Наряду с этими признаками в него вошли те, которые характерны для группы «балкарцы». Совокупность элементов невербального паттерна поведения «коллеги», полученных в группе «русские», указывает на его промежуточное положение между паттернами, составленными группами «кабардинцы» и «балкарцы». Следовательно, и поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллеги» придает ему иной психологический смысл, отражает другие ожидания. С точки зрения русских, невербальный паттерн ролевого поведения коллеги должен создавать впечатление о нем как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем искренность и раскованность, но все-таки соблюдающем дистанцию.
Рассмотрим далее представления о невербальных паттернах поведения «ученика» (см. табл. 40). С точки зрения большинства членов группы «балкарцы», ученик может включать в свое поведение следующие элементы: смотреть в глаза, смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчеркнуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивление, восхищение, любовь; смеяться; использовать различный угол ориентации по направлению к партнеру или от него; находиться на расстоянии одной-двух вытянутых рук. В группе «кабардинцы», кроме перечисленных элементов невербального поведения, отмечаются следующие: смотреть пристально (имеется в виду внимательно); приподнять голову вверх (видимо, смотреть на учителя); говорить медленно и громко; сидеть, слегка наклонившись вперед. В то же время большинство участников исследования, принадлежащих к группе «кабардинцы», не включают в паттерн невербального поведения ученика такой элемент, как смех. Представления «русских» о невербальном поведении ученика, с одной стороны, включают большинство из тех элементов, которые введены в паттерн невербального поведения ученика в группах «балкарцы» и «кабардинцы», а, с другой стороны, — в представлениях русских имеются элементы, которые придают паттерну невербального поведения «ученика» дополнительный психологический смысл: ученик может выражать гнев, но ему не обязательно смотреть на учителя и выражать любовь.
Таким образом, если сравнить паттерны невербального поведения «ученика», составленные в каждой этнической группе, то можно сделать вывод о том, что они включают те элементы, которые свидетельствуют о внимательном отношении и входят в неписаные правила «хорошего» поведения. Большинство учителей, принадлежащих к различным этническим группам, не включили в невербальный паттерн поведения ученика такое выражение лица, как страдание. Ученик может демонстрировать радость, удивление, восхищение, любовь, но только не страдание. Он также не должен смеяться, по мнению большинства участников исследования. Наиболее требовательной к поведению ученика выглядит группа «кабардинцев». В ней чаще, чем в других группах, фиксируются движения, свидетельствующие о внимании, уважении и любви. За ней по данному критерию следует группа «балкарцы», и замыкает этот ряд группа «русские». Невербальный паттерн ролевого поведения, составленный данной группой и отражающий ожидания русских учителей относительно поведения ученика, свидетельствует о том, что ученику «разрешено» гневаться и от него не «требуется» проявление любви.
Первое, что необходимо отметить, сравнивая невербальные паттерны поведения «родственника», полученные в различных этнических группах, так это то, что они существенно отличаются по своему психологическому смыслу от паттернов поведения «коллеги» и «ученика». В паттерны невербального поведения «родственника» вошли элементы, относящиеся к такесической структуре невербального поведения, которые свидетельствуют о дружеских, доверительных отношениях. Второе, паттерны невербального поведения «родственника, созданные в различных этнических группах, не столько отличаются психологическими значениями элементов, образующих их, сколько «внешним рисунком» проявления родственных чувств. В представлениях балкарцев «родственник» проявляет свои чувства более сдержанно, чем в представлениях кабардинцев, которые включают в репертуар невербального поведения поцелуй.
Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 40, и выполненного нами сравнительного анализа паттернов невербального поведения, созданных каждой этнической группой, можно сделать предварительный вывод: статистически зафиксированные значимые различия в паттернах невербального поведения между этническими группами возникают за счет предпочтений в выборе тех или иных элементов невербального поведения, относящихся к одной и той же подструктуре и имеющих идентичный психологический смысл, но отличающихся «внешним рисунком». Эти предпочтения в выборе элементов невербального поведения говорят о том, что в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств.
Полученные данные говорят в пользу одного из известных положений П. Экмана о том, что различия в паттернах, программах невербального поведения есть результат влияния культуры на правила проявления эмоций, чувств, отношений. Иными словами, различия в представлениях о невербальном поведении партнера между этническими группами возникают за счет того, что каждая этническая группа проявляет к определенным поведенческим элементам повышенную сензитив-ность. Поэтому паттерны невербального поведения, составленные каждой этнической группой, отличаются друг от друга формально-структурными характеристиками (рисунком поведения), психологическими нюансами, но не психологическим значением, подчеркивающим ролевой статус.
Чтобы удостовериться в справедливости сделанных выводов, обратимся к сравнительному анализу частот выбора элементов невербального поведения, которые входят в нижний квартиль, отмеченный в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы.
В табл. 41 приведены элементы невербального поведения, которые выбраны в качестве характерных для определенного ролевого поведения менее чем 25% участников, принадлежащих к различным этническим группам. Исходя из того, что частота выбора элементов невербального поведения, представленных в табл. 41, является существенной для изучаемых групп, но нетипичной, назовем паттерны невербального поведения, состоящие из них, «нетипичными» для изучаемых этнических групп.
Представители изучаемых этнических групп с завидным постоянством не включают в паттерн невербального поведения «коллеги» такие элементы невербального поведения, как: класть руки на плечи и шею партнера, скользить глазами по телу партнера, иметь напряженную позу, втягивать голову в плечи, сжимать руки в кулаки, выражать страх, сидеть спиной к партнеру или наоборот — очень близко лицом к лицу. Не трудно заметить, что именно эти параметры невербального поведения рассматриваются большинством авторов как нежелательные для использования в общении, как комплексы проксемико-кинесических элементов поведения, затрудняющих деловую коммуникацию.
Учителя, принявшие участие в исследовании, единодушно считают, что в паттерн невербального поведения ученика не должны входить такие элементы, как: класть руки на плечи, шею; отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; сидеть скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; втягивать голову в плечи; держать руки в карманах; прикасаться к различным частям лица; потирать лицо и другие части тела; держать руки на бедрах; брать под руки; сидеть спиной к партнеру или очень близко лицом к лицу. Совокупность нежелательных для демонстрации учеником элементов невербального поведения несколько отличается от «нежелательного» паттерна невербального поведения «коллеги». Имеющиеся различия касаются увеличения «запретов» на использование в общение с учителем такесических элементов, ряда жестов и некоторых видов контакта глаз. Думается, так как участниками исследования были учителя, то вполне вероятно, что единогласно отмеченные ими «нежелательные» для общения ученика элементы невербального поведения отражают поведенческие запреты во взаимодействии ученика с учителем.
«Нетипичный», не характерный для родственника паттерн невербального поведения: скользить взглядом по телу человека, иметь напряженную позу, опускать голову, втягивать голову в плечи, сжимать руки перед . собой и позади себя, потирать различные части лица и туловища, сидеть спиной друг к другу. Такие же элементы вошли в паттерны невербального поведения «коллеги» и «ученика», что дает основание считать, что именно этот такесико-кинесико-проксемический комплекс поведения человека способствует возникновению затрудненного общения Такое единство во мнениях участников изучаемых этнических групп приводит к выводу о том, что есть достаточно устойчивые требования к поведению партнера, которые объединяют народы и являются основанием для нормального, т. е. незатрудненного общения между ними.
Несмотря на общность взглядов на поведение партнера в ролевом общении, имеются некоторые отличия между этническими группами в выборе элементов невербального поведения, не характерных для описываемых ролевых позиций (см табл. 41). Так, такое поведение, когда партнер отводит глаза при встрече с глазами партнера, в большей степени неприемлемо для русских, чем для балкарцев и кабардинцев. Данный факт может быть интерпретирован как культурная традиция (у русских смотреть в глаза, а у балкарцев и кабардинцев при определенных обстоятельствах отводить их в сторону). Кабардинцы и русские не включают в паттерн невербального поведения «родственника» напряженную позу, такой элемент, как «голова втянута в плечи». Кабардинцы и балкарцы в отличие от русских не включают ни в один невербальный паттерн ролевого поведения такой жест, как «держать руки в карманах» Для балкарцев и кабардинцев является неприемлемым невербальное поведение ученика, если он сидит, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую. Русские относятся к демонстрации учеником такой кинесики с меньшим негативным оттенком. На наш взгляд, такие различия в сензитивности между изучаемыми этническими группами обусловлены полем психологических значений этого кинесического паттерна поведения (он выражает отчужденность, высокомерие, агрессивность и может выражать состояния страха, тревоги, неуверенности) В зависимости от сочетания этого кинесическо-
Таблица 41 «Нетипичные» ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах
Под сгрук туры Н П | № эле мен та | Элементы невербального поведения (Н П) | Балкар цы | Кабар динцы | Русские | Балкар цы | Кабар динцы | Русские | Балкар цы | Кабар динцы | Русские |
Ролевые паттерны невербального поведения | коллега | ученик | родственник | ||||||||
Таке сика | 3 | целовать | + | + | + | + |
| + |
|
|
|
4 | класть руки на шею, плечи ит д | + |
| + |
|
|
|
|
|
| |
Взгляд | 10 | отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера |
|
| + |
| + | + | + | + | + |
12 | скользить взглядом по другому человеку |
|
|
|
|
|
| + |
|
| |
Поза | 13 | сидеть, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую |
|
|
| + | + |
|
|
|
|
18 | напряженная поза |
|
|
|
|
|
|
| + | + | |
22 | i олову опустить вниз |
|
|
|
| + |
|
|
|
| |
23 | голову втянуть в плечи |
| + | + |
| + | + |
| + | + |
■о
Жесты | 25 | держать руки перед собой крепко сжатыми | + |
|
|
| + |
| + | + | + |
26 | держать руки сжатыми за спиной | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
27 | держать руки в карманах |
|
|
| + | + | + |
| + | + | |
28 | прикрывать рот рукой | + |
|
|
| + | + | + |
| + | |
29 | прикасаться рукой к различным частям лица |
|
| + | + | + | + | + | + | + | |
30 | потирать различные части лица и туловища | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
31 | перекрещивать руки на груди |
|
|
| + |
|
|
|
|
| |
32 | интенсивно жестикулировать |
|
|
|
|
|
|
| + |
| |
36 | держать руки на бедрах | + | + | + | + | + | + |
|
| + | |
37 | брать под руки |
|
|
|
|
| + |
|
|
| |
Проксе-мика | 62 | сидеть спиной к спине | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
72 | находиться на близком расстоянии (максимальный контакт тела) |
| + |
|
|
|
|
|
| + | |
М | объем паттерна Н П | 8 | 10 | 9 | 7 | 12 | 9 | 8 | 11 | 11 |
го паттерна с другими элементами невербального поведения происходит выбор «нужного» значения из всего поля психологических значений невербального поведения и в соответствии с этим выбором включение в паттерн или исключение элемента невербального поведения из невербального паттерна ролевого поведения.
В целом, поле психологических значений элементов, систематически не включаемых в невербальные паттерны, состоит из тех значений, которые обозначают такие характеристики личности, как повышенная тревожность, неуверенность (отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; иметь напряженную позу; втягивать голову в плечи; прикасаться руками к различным частям лица; потирать различные части лица, туловища, рук), и такие отношения, как неприязненные, доминантные (скользить взглядом по другому человеку; сидеть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; держать руки в карманах; сидеть спиной к спине), или отношения, свойственные интимному общению (класть руки на плечи, шею; общаться на очень близком расстоянии, соприкасаясь частями тела).
Таким образом, в изучаемых этнических группах, во-первых, не принято демонстрировать в ролевых позициях «коллега», «ученик», «родственник» такое невербальное поведение, которое свидетельствует о стремлении доминировать, или такие его элементы, которые появляются только в ситуации близких, интимных отношений, либо такую кинесику, которая имеет место тогда, когда человек встревожен, не уверен в себе, стремится к подчиненной позиции. Во-вторых, выделенные «типичные» и «нетипичные» комплексы элементов невербального поведения являются основой возникновения общения, которому можно найти место на шкале «эффективное — затрудненное», или базой для формирования взаимоотношений, располагающихся на шкале «дружба—вражда», или условием форм взаимодействия «контакт — конфликт». Именно эти комплексы признаков являются общими для всех ролевых позиции и свидетельствуют о наличии некого пространства межэтнического общения, объединяющего этнические группы, говорят о совместимости представлений — ожиданий определенного поведения партнера.
В-третьих, психологическое содержание каждого паттерна невербального поведения раскрывается при условии отношения к нему как к целостному динамическому явлению, включающему совокупность взаимосвязанных и взаимосовместимых элементов. Различия, детерминированные этническим фактором, могут быть объяснены только при условии качественного анализа паттернов невербального поведения, так как различия в частоте выбора элементов невербального поведения не являются в полной мере показателями различий в психологических значениях невербальных паттернов ролевого поведения. В-четвертых, в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств, следовательно, психологическими нюансами, но не полем психологических значений, соответствующих определенной ролевой позиции партнера.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246