1.2. Понятие о невербальном поведении
Противоречивые мнения относительно статуса невербального поведения как способа выражения психологических особенностей личности, как средства регуляции общения и контроля являются следствием многих причин. Главная причина кроется в самом феномене невербального поведения, в необычайной трудоемкости его экспериментального изучения, обусловленной многокомпонентностью невербального поведения, раз-ноуровневостью взаимосвязей между ними, огромным разнообразием тех процессов, посредством которых формируется невербальное поведение личности. Но, несмотря на всю сложность изучения невербального поведения, в данной области психологии ставятся и решаются важные задачи: осуществляется поиск инвариантных, независимых от ситуации компонентов невербального поведения человека и группы лиц; разрабатываются критерии выделения «паттернов» невербального поведения, соответствующих определенным этапам различных видов взаимодействия; определяются направления изменения невербального поведения в соответствии с социокультурными нормами поведения; выясняются особенности взаимодействия вербального и невербального поведения; создаются методы фиксации невербального поведения и т. д. Интегрирует различные направления исследований центральная проблема психологии невербального поведения — проблема взаимосвязи невербального поведения с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности и группы. Ее решение включает ответы на ряд вопросов: 1) какое происхождение имеют связи между невербальным поведением и психологическими особенностями человека в филогенетическом и онтогонети-ческом планах; 2) какие существуют критерии выделения невербального поведения из общей структуры поведения человека; 3) какие психологические и социально-психологические явления соответствуют тем или иным паттернам невербального поведения; 4) какова ценность невербальных паттернов поведения как средств диагностики и коммуникации (знаковые функции): 5) возможно ли адекватное познание психических свойств, состояний, процессов человека по его невербальному поведению в обыденном и профессиональном общении?
Поиск ответов на эти вопросы характеризует психологию невербального поведения на протяжении всего двадцатого столетия. Но в последние 20—30 лет интерес к ним усилился в связи с попытками определить статус невербального поведения с точки зрения задач теоретической и практической психологии. Несмотря на огромный интерес практиков к этой области психологии и многочисленные попытки западных психологов проникнуть в суть невербального поведения человека, данная проблема остается не до конца решенной. Вместе с этим широкое и глубокое обсуждение проблем психологии невербального поведения на рубеже 80—90-х годов привело к развитию личностного подхода к невербальному поведению, к рассмотрению его природы в рамках социокультурных и социально-психологических факторов. Об этом свидетельствуют направления исследований в области «невербального языка» и то, как структурируются данные работ в монографиях и коллективных трудах. В них невербальное поведение рассматривается в связи с индивидными и личностными характеристиками, изучаются те особенности поведения, которые дают возможность говорить о человеке как об индивидуальности и субъекте общения. Такая тенденция является достаточно устойчивой и в определенной степени совпадает с подходами к пониманию поведения, сформировавшимися в отечественной психологии. Уже в ранних работах Л. С. Выготского поведение рассматривается как биосоциальная система и формируется тезис о неразрывной связи между поведением и психикой человека, отмечается, что самые тонкие реакции психики есть «не что иное как особо организованные и особо сложные формы поведения», развитие которых представляет «не останавливающийся ни на минуту процесс возникновения новых связей» (36. С. 190), включающих в качестве социального компонента поведение других людей, а также культурные формы поведения. Мысль о единстве психики и поведения является центральной при рассмотрении С. Л. Рубинштейном выразительного поведения. Им подчеркивается, что оно (поведение) — «воочию представленное и осязаемо данное» (158. С. 152—163). Положение о взаимосвязи поведения и психики, о взаимосвязи развития личности и поведения обсуждается Б. Г. Ананьевым, для которого поведение выступает в качестве «практического взаимодействия с людьми в различных социальных структурах» (6. С. 160). По его мнению, анализ факторов поведения в связи с конкретными условиями жизни делает принципиально возможными выявление алгоритмов процессов поведения и их приуроченность к определенным результатам внешних влияний и свойств человека» (там же. Т. 2. С. 14). Современные социолингвистические этнопсихологические исследования, а также многочисленные данные о влиянии среды на невербальное поведение человека подтверждают факт существования устойчивых форм поведения (алгоритмов «паттернов») у людей одной эпохи, одного круга, одного уровня культуры, в которых представлены сочетания индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными.
В отечественной психологии принято подчеркивать, что в качестве причин того или иного поведения выступает, как правило, не отдельное событие, а система событий, ситуация в целом. Если ситуацию рассматривать соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует, то при таком подходе не только ситуация изменяет поведение, но и поведение личности может изменять ситуацию ее жизнедеятельности. Особая роль в этом процессе принадлежит субъективным отношениям личности, которые проявляются в формах обращения людей друг к другу (т. е. в поведении) и маскируются с их же помощью. Успешность воздействия отношений на ситуацию, например, общения, предвидение его результатов затруднены тем, что в поведенческую модель структуры отношений личности входят наряду с интенциональ-ными, осознаваемыми, конвенциальными формами поведения — неинтенциональные, неосознаваемые, неконвенциальные. Эффективность воздействия системы отношений на ситуацию также прямо зависит от уровня развития умений участников ситуации устанавливать связи между поведенческой моделью и структурой личности, системой ее отношений, иными словами, с умением раскрывать внутреннее психологическое, социально-психологическое, социокультурное содержание поведения, с умением, которое формируется в результате совместной деятельности людей.
Одним из первых в нашей психологии Б. Д. Парыгин (141) поставил вопрос о возможности изучения динамической структуры личности на основе ее поведенческой модели. Он указывает на взаимосвязь поведенческих структур и структур психических состояний, на их приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени или деятельности человека. В терминологии В. Н. Панферова (137) поведенческая модель личности — это ее объектные свойства, а психологические, социально-психологические особенности человека — это его субъектные свойства. Между объектными и субъектными свойствами, т. е. между внешним и внутренним существует сложная и противоречивая связь, на направление которой достаточно интенсивно влияет социокультурная среда. По мнению В. Н. Панферова, каждая общность воспроизводит в своих членах те качества личности и способы их выражения, которые соответствуют ее образу жизнедеятельности. Понятно, что «... объективизация индивидом в собственном теле позиции социума является условием окультуривания телесности — превращения природных предпосылок человеческого существования в универсальные орудия и знаки... превращения в своеобразный текст, сгусток социальной памяти» (178). Ясно вместе с этим и другое, а именно то, что «окультуривание телесности», осуществляемое в «авторитарном режиме», является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над его личностью, так как общество через поведение человека воспроизводит социально-желаемый спектр черт, которые должны иметь четкое внешнее выражение и, благодаря этому, легко диагностироваться окружающими. Перечень этих черт может меняться в различные исторические эпохи, он может быть различен для разных социальных групп. Но важно одно, то, что поведенческая модель этих черт должна соответствовать социальным ожиданиям, в ней должны быть представлены идеологические запросы времени, нравственно-этические требования к личности. Сказанное хорошо иллюстрирует книга В. Кузнецовой «Кинофизиогномика» (84). В ней автор подробно рассматривает типажные характеристики актеров с точки зрения определенных социальных ожиданий, смену отношения к актеру в соответствии с изменением требований времени к его внешнему облику. Данная книга еще интересна и тем, что на примере создания образов в кино демонстрируется достаточно четко механизм контроля со стороны общества над личностью зрителя, приходящий в действие с помощью внесения определенных поведенческих образов, жестко закрепленных за тем или иным комплексом черт. Так с помощью социально-маркированных форм поведения осуществляется обществом деление на «своих» и «чужих». В этой связи, изучая поведенческие модели, наиболее распространенные в обществе, можно составить представление о его ценностных ориентациях относительно личности.
Но несмотря на признание социальных функций невербального поведения, его составляющие не имеют прочно закрепленных значений. Даже такое невербальное движение, как улыбка, которое чаще всего рассматривается в качестве признака удовольствия, изменяет свое значение в зависимости от вида взаимодействия, от культуры («японская улыбка», «американская улыбка» и т. д.).
На рис. 1 изображена структура невербального поведения. Главная из них та, что отражается с помощью оптической системы. Зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица принято называть кинесикой. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику. По мнению С. Г. Геллерштейна и П. М. Я-кобсона, выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешним выражением этих состояний, а. также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности. Данная точка зрения поддерживается значительным числом исследователей, о
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
I Невербальное поведение человека динамическое прикосновение
Рис 1 Структурная схема невербального поведения человека' 1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека, 2 — структуры; 3 — подструктуры,
4 — компоненты; 5 — элементы
чем свидетельствует тот факт, что динамические компоненты экспрессии изучаются в психологии невербального поведения, главным образом, как показатели эмоциональных состояний и отношений личности, т. е. как структурные элементы динамических характеристик личности.
Еще одной подструктурой кинесики являются движения глаз или «контакт глаз». В этом разделе кинесики изучаются способы обмена взглядом во время беседы, длительность и частота фиксации взгляда на партнере, направление движения глаз.
Следующая структура невербального поведения — просодическая. Она отражается с помощью акустического канала. К ней примыкает экстралингвистическая структура, состоящая из речевых пауз, различных психофизиологических реакций человека: плач, кашель, смех, вздох и т. д
Следующая система отражения невербального поведения — тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, поцелуя, насколько близко находится другой человек. Начиная с раннего возраста физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством развития личности. По этой причине они выделены в отдельную область изучения и представляют еще одну структуру невербального поведения — такесику. Такесическая структура находится под контролем не только тактильно-кинестезической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения (например, амплитуда движения при рукопожатии), слухового анализатора, что способствует оценке всех нюансов физического контакта.
Следующая структура невербального поведения — ольфакторная. Она получила свое название в соответствии с ольфакторной системой отражения, базирующейся на обонянии человека. Данная структура включает искусственные и естественные запахи (запах тела и косметики).
В качестве основных характеристик невербального поведения, с помощью которых можно описать любую из его структур (кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов), выступают следующие: «степень дискретности — континуальности»; «степень произвольности — непроизвольности»; «степень осознанности — неосознаности невербального поведения»; «степень целенаправленности — нецеленаправленности; «степень интенциональности — непреднамеренности»; «степень определенности — неопределенности»; «степень абстрактности — конкретности»; «степень устойчивости — вариабельности»; «степень однозначности — многозначности»; «линейность — пространственно-временная целостность».
Соотнесение крайних позиций на каждой из шкал дают два абстрактных типа невербального поведения. Первый тип невербального поведение имеет такие характеристики, как высокая степень дискретности, произвольности, осознаваемости, целенаправленности, интенциональности, определенности, высокая степень отчужденности от действительных состояний и отношений личности, устойчивости (внеситуативности), однозначности и линейности. Второй тип невербального поведения представляет собой образование, имеющее такие характеристики, как континуальность, непроизвольность, неинтенциональность, неопределенность, высокая степень связи с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности, вариабельность (зависимость от контекста общения) многозначность, пространственно-временная целостность. Между этими двумя типами невербального но ведения располагается все многообразие форм и паттернов невербального поведения личности, которые представляют собой совокупность движений, отличающихся сочетанием выше перечисленных параметров невербального поведения. Поэтому структура невербального поведения может быть представлена с точки зрения соотношения в ней движений определенного вида.
Традиционно считается, что собственно невербальное поведение — это явление, в структуре которого преобладают непроизвольные, неосознаваемые, неинтенциональные, но сопряженные с психологическими особенностями личности комплексы движений, которые представляют собой целостность, трудноразложимую на отдельные единицы. Поэтому невербальное поведение «верно передает душу во всем ее бессознательном и сознательном составе... — передает... гораздо больше, чем сами сознают и чем могут выразить словами люди» (57. С. 132)
Невербальное поведение считается многими исследователями той частью невербального общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Психологическую суть невербального поведения как сложно опровергнуть, так и нелегко подтвердить. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение, которое не имеет безусловных формальных характеристик и остается как бы «невидимым» как для субъекта, так и для партнера, но оказывает заметное влияние на все стороны общения.
Трактовка невербального поведения как индивидуального выражения, приобретающего смысл в общении, — это только одно из направлений психологии невербального общения. Другое направление строится на том, что поведение — это не только «феномен получателя — посылателя». Оно является социально обусловленной системой взаимодействия, следовательно, имеет ряд формальных критериев и может быть описано с помощью определенных алфавитов. Таким образом, невербальное поведение представляет также собой совокупность движении, включающую как движения, не имеющие четких формальных критериев, смысл которых появляется в результате общения, так и движения, имеющие социально-определенный статус, очерченный круг значений. Данный подход к структуре невербального поведения можно обозначить, как психосемиотический, социолингвистический.
Особенным, как замечает М. М. Бахтин (19) для невербального поведения является также и то, что оно частично представлено самому субъекту. Он не видит напряжения своих мышц, всей пластики своих поз, экспрессии своего лица, экспрессии его отношений к другому, в то время как партнер по взаимодействию может отражать невербальное поведение с помощью оптической, тактильно-кинестетической, акустической, ольфакторной систем, взаимодействие между которыми способствует возникновению многозначных связей между невербальным поведением и психологическими характеристиками личности. Взаимосвязь между различными структурами невербального поведения и системами отражения представлена на рис. 1.
Высокие диагностические возможности невербального поведения, его постоянная представленность другому («осязаемое данное») привели к развитию противоположной назначению невербального поведения функции — функции маскировки действительных переживаний и отношений человека, к развитию на ее основе способностей к управлению невербальным поведением, формирование которых поощряется во всех социальных группах и сообществах. Без таких «невербальных защит» трудно представить процесс социализации и вхождения личности в культуру. Социокультурная разработка «невербальных защит», «невербальных масок» осуществляется, как правило, в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным (см. например, современные руководства по практическому взаимодействию). В психологии невербального поведения представлены работы, в которых отмечается, что оно может управлять социальной жизнью человека, входя в качестве индивидуальной составляющей в структуру его поведения. Благодаря социальной функции, невербальное поведение влияет на формирование аффективных реакций человека, на развитие у него умения нейтрализовать социально-неприемлемые способы взаимодействия. С помощью невербального поведения человек нейтрализует нежелательные состояния, отношения (например, агрессию) и предъявляет социально-желательные экспрессивные «маски». Такое невербальное поведение выполняет дополнительную функцию — оно управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению.
Далеко не случайно возведена в идеал система воспитания манер «gentleman»: статусообразная неподвижность туловища, масковидность лица, ограниченность жестикуляции. Эта манера держаться как бы специально создана для того, чтобы в общении партнеры смогли скрыть свои истинные чувства, отношения друг к другу, ко всей ситуации взаимодействия. Описание различных невербальных «масок» можно найти в книгах по культуре поведения, в «наставлениях» по актерскому мастерству, в трактатах о живописи. Наиболее типичные невербальные «маски» используются человеком для того, чтобы создать нравственно-этический образ для другого человека. Всем известно, что скромный человек «должен» иметь склоненную голову и опущенные глаза.
Формирование невербального поведения личности, ее невербального репертуара осуществляется на стыке природных форм выражения переживаний, отношений и социокультурных способов поведения, взаимодействие между которыми опосредовано обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, центральное место среди которых занимает общение. Иными словами, «...вовлечение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представляет собой учет в этом организме и человеческой телесности, выступающей в своих облагороженных духом культурных, а не только в природных формах» (54. С. 144). Определенные «экспрессивные защиты» или «экспрессивные маски» вводятся в структуру невербального поведения как бы под влиянием внешних условий, несмотря на это они неотделимы от личности и выполняют свои самые разнообразные функции потому, что, как и все невербальное поведение, они являются формой существования и проявления разноуровневых компонентов личности. Индивидуальные «невербальные» привычки, невербальные поведенческие штампы, невербальное «косноязычие», выражающие конкретные черты конкретной личности, входят в структуру ее невербального поведения, раскрывая индивидуальность человека. Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т. д.
Итак, невербальное поведение неотделимо от личности. В нем не просто выражаются какие-то ее психические состояния, особенности темперамента или отношения к другому, а представлены психологические особенности, присущие конкретной личности. Поэтому невербальное поведение индивидуально и неповторимо настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Именно поэтому появляются трудности, связанные с его интерпретацией и точностью понимания в общении.
Невербальное поведение, в отличие от невербальных коммуникаций, — это не просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явлений. Если и можно говорить о невербальном поведении как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира, форма его существования. Невербальное поведение — это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях.
Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению, которое является важной частью поведенческой модели личности и отделяет его от невербальных коммуникаций. Невербальное поведение, если и сообщает «нечто» о человеке, то именно то, что всегда сопряжено с психологическими и социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. О целостности, многокомпонентности невербального поведения, о его соответствии различным аспектам структуры личности, ее внутренним характеристикам свидетельствуют те функции, которые невербальное поведение выполняет в общении. Анализ имеющихся по данному вопросу исследований показывает, что каждая структура и подструктура невербального поведения выполняет информационную (диагностическую), регулятивную, аффективную функции. В этом плане нет приоритета у тех или иных структур или подструктур невербального поведения. Они полифункциональны и выступают регулятором всех типов взаимодействия.
Итак, культурно-историческая, деятельностная, интерперсональная природа психологических и социально-психологических явлений находит выражение в программах невербального поведения личности. Оно представляет социально и биологически обусловленный способ организации невербальных средств выражения личностной структуры. По отношению к невербальному поведению не применимы принципы анализа вербальных знаков, так как оно представляет собой целостность, состоящую из компонентов, отличающихся степенью интенциональности, направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися движениями в него входят те элементы, которые соответствуют динамическим состояниям личности. Они, в свою очередь, накладываются на индивидуально-личностные и групповые программы невербального поведения. В силу этих обстоятельств невербальное поведение не является системой кодов, с жестко закрепленными значениями. Невербальное поведение имеет поле психологических значений.
Основное свойство невербального поведения личности — это движение, это постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. («Покой — молчание тела», — сказал О. Бальзак). Данная совокупность невербальных средств выражения личности состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых для этих целей усилий. В структуру невербального поведения человека входят компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические), и средней, низкой степенью изменчивости. К последним относят индивидно-конституциональные составляющие экспрессии, к компонентам, обладающим средней степенью изменчивости, причисляют прическу, одежду, окружающую среду и т. д.
Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые принято рассматривать в качестве экспрессивного компонента или выразительного поведения.
Развитие невербального поведения человека сопряжено с различными аспектами его жизнедеятельности и, отражая их, оно (поведение) свидетельствует о сложности структурной организации человека. Поведение человека, так же, как и сам человек, представляет собой достаточно сложное системное образование, которое может рассматриваться в различных аспектах. Невербальное поведение, являясь составной частью целостного поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Оно также является одной из форм объективизации внутреннего мира человека, одним из путей его познания. Как и все поведение, оно представляет культурно-исторический, интерперсональный феномен, неразложимое единство неинтенциональных, неконвенци-альных, неосознаваемых движений с осознаваемыми, направленными, имеющими четкие семантические границы. Само невербальное поведение является многокомпонентным, многоуровневым образованием, включающим кинесическую, такесическую, просодическую структуры и систему запахов, обладающим всеми вышеперечисленными характеристиками (см. рис. 1).
Невербальное поведение — феномен, основные характеристики которого становятся очевидными в результате его рассмотрения на пересечении психологии общения и психологии личности, индивидуальности. Невербальное поведение есть одновременно предметная область психологии невербального общения и психологии личности, в которой оно может быть использовано в качестве модели изучения динамических и устойчивых характеристик личности и индивидуальности человека.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246