1.3. Понятие о невербальной интеракции
На протяжении всей своей истории человечество занимается усовершенствованием способов взаимодействия, разрабатывает его правила и средства. В современной прикладной психологии развиваются именно те направления, которые разрабатывают технологии эффективного взаимодействия. Не отстает в этом плане и психология невербального общения. Например, одна из последних монографий так и называется «Успешное невербальное общение: принципы и рекомендации» (241). Значительное место в ней отводится последовательному рассмотрению элементов различных структур
невербального поведения, пространственно-временным компонентам общения. Но самое интересное — это то, что на базе экспериментальных работ предлагаются условия управления своим невербальным поведением и соответственно управление невербальными интеракциями в процессе интервью, в ситуации поло-ролевых отношений, межкультурного взаимодействия, в условиях различной деятельности. Главы и параграфы данной книги отражают традиции, сложившиеся на протяжении последних пятидесяти лет в американской психологии невербального общения. Подходы к исследованию невербальных интеракций складывались в результате соединения усилий психологов, психиатров, психотерапевтов, работающих в рамках различных направлений и школ. Но объединяет их усилия практическая направленность в изучении невербальных интеракций, которая представлена в традиции ситуативного анализа невербальных интеракций, в традиции рассмотрения их в связи с определенными этапами общения (вступление в контакт, приветствие, консультирование, беседа, выход из общения, переговоры и т. д.).
К сожалению, изучение невербальной интеракции еще в большей степени осталось за пределами внимания отечественной психологии общения, чем изучение отдельных элементов и подструктур невербального поведения человека, несмотря на то, что с активизацией политической, социальной жизни общества увеличивается спрос на «публичные» жанры общения, соответственно, повышается интерес к различным формам взаимодействия, в том числе и невербальным. Невнимание социальных психологов к невербальной интеракции также трудно объяснить, так как в ней по-прежнему одной из главных предметных областей остается изучение малой группы, диады, общения. Но дело не только в этом, драйв том, что для многих видов деятельности являются ведущими коллективные формы взаимодействия. Следовательно, для их участников объектом психологического анализа становится не только индивидуальное невербальное поведение, но и невербальное поведение группы и диады, т. е. невербальные интеракции, как единицы взаимодействия в процессе общения и совместной деятельности.
Исходя из конкретных исследований невербальной интеракции, выполненных на Западе, напрашивается вывод о том, что в их исследовании заинтересованы как политические круги (например, изучение невербальных интеракций как условий ведения переговоров, исследования невербального поведения как показателя лжи, обмана в ситуации принятия решения и т. д.), так и такие институты, как система воспитания, образования, менеджмента, рекламы и т. д. Различные группы нацелены на создание программ, пропагандирующих определенные паттерны взаимодействия, в том числе и невербального, которые соответствуют образу жизнедеятельности этих групп, социальных страт (достаточно напомнить читателям знаменитый телесериал «Санта-Барбара», который на протяжении нескольких лет осуществляет функцию проводника способов вербального и невербального взаимодействия в общении, принятых в американском обществе).
Невербальные паттерны взаимодействия — это относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксе-мики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Они выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к другому, к самому себе, принятия себя и ожидания определенного поведения от других.
Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений) указывает на их социокультурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности. Невербальные интеракции являются, прежде всего, индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений. Социокультурная разработка паттернов невербального взаимодействия осуществляется в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным.
Особое влияние на осмысление специфики феномена «невербальная интеракция» оказало несколько направлений психологии невербального общения. Одно из них — это интерактивное направление психологии невербального общения, в котором ставится задача описать устойчивые характеристики паттернов невербального поведения в социальной коммуникации. Из работ этого направления следует, что паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него действий, визуальный контакт или его отсутствие, взаимные прикосновения или полное пространственное отчуждение.
Следующий подход — это сравнительное изучение невербального поведения представителей различных культур и этнических групп. Результаты работ данного направления свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности невербальных компонентов выражения эмоций, чувств, отношений и относиться к невербальным паттернам как к образованиям динамичным, подверженным влияниям социокультурных переменных. Подтверждают такие выводы данные о существовании так называемых «родных» и «иностранных» кинем в структуре невербальной интеракции. Мимико-жестовые комплексы или кинесико-проксемические паттерны, не соответствующие «родным» паттернам невербального поведения, воспринимаются, в лучшем случае, в качестве фона, своеобразного «шума», в худшем варианте, как неадекватные, неприемлемые, недостойные, вульгарные формы поведения.
К первым фундаментальным экспериментальным исследованиям, фиксирующим влияние культурных различий на формирование паттернов невербальной интеракции, относят сравнительные исследования Д. Эфрона. Не меньшее значение для понимания социокультурной, социально-психологической специфики невербальной интеракции имели исследования Е. Холла (234). Еще одна традиция исследования невербальной интеракции сформировалась на основе исследований Р. Бердвистелла (214), создавшего новые способы фиксации невербальных коммуникаций и обратившегося к анализу невербальных интеракций, появляющихся на различных этапах общения.
Особое значение в формировании взглядов на структуру невербальной интеракции сыграли исследования экспрессии эмоциональных состояний (227), так как их главным результатом стало то, что все элементы, образующие паттерн, можно разделить на те элементы, которые универсальны, и те, которые зависят от культуры, от личностных, индивидуальных особенностей участников взаимодействия. Следовательно, невербальные интеракции, как и невербальное поведение, можно расположить на шкале, одна точка которой — это межкультурные, межэтнические, межгрупповые формы невербальной интеракции, а противоположная точка — это культурно- и этноспецифические, соответствующие той или иной группе, людям определенного возраста, статуса и т. д.
Основной критерий, который используется исследователями для определения типичных и специфических паттернов невербальной интеракции, — это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов в диаде или в группе лиц в различных ситуациях общения. Исходя из данного критерия, можно заключить, что структура паттерна невербальной интеракции состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными и межкультурными. Невербальные интеракции, с одной стороны, являются заданными и ограниченными рамками социальной группы, невербальным репертуаром каждого из участников общения, а с другой стороны, в них входят совокупности элементов, которые имеют межкультурный, межэтнический, межролевой статус. Поэтому элементы невербальной интеракции, имеющие различное происхождение, отличаются мерой динамичности — устойчивости; степенью дискретности — континуальности; степенью произвольности — непроизвольности; степенью осознанности — неосоз-наности невербального поведения; степенью целенаправленности — нецеленаправленности; степенью ин-тенциональности — непреднамеренности; степенью определенности — неопределенности; степенью абстрактности — конкретности; степенью устойчивости — вариабельности; степенью однозначности — многозначности; мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий.
Структура невербальной интеракции, соотношение в ней вышеперечисленных параметров невербального поведения определяется тем, насколько она включена в качестве социального регулятора во взаимодействие людей, существует ли у партнеров не просто «доминанта» на невербальное поведение, а социокультурная, статусно-ролевая, поло-ролевая «доминанта — ожидание».
В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Поэтому они наиболее устойчивые образования в структуре поведения человека и его невербальных интеракций, выполняющие важные социокультурные и социально-психологические функции. В этой связи их постоянно изучают специалисты, работающие в области имиджелогии, конфликтологии, в профориентационной психологии и т. д.
В реальном акте общения невербальное поведение партнеров представляет различные уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования невербального поведения друг друга до полного рассогласования между ними, приводящего к разрушению самого феномена «невербальная интеракция». Центральной характеристикой, создающей эффект «невербальной интеракции», является взаимодействие между кинесической, такесической структурами невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. Структура невербального поведения и его подструктуры (ки-несика, такесика, просодика, ольфакторная структура) были рассмотрены во втором параграфе данной главы. Поэтому обратимся к описанию пространственно-временных параметров общения. К ним относятся: вид ориентации партнеров в момент общения, дистанция между ними, место расположения партнеров, персональное пространство каждого из них. Структурная схема невербальной интеракции приведена на рис. 2. Исследователи, работающие в области проксемики общения, утверждают, что пространство и время в общении структурируются определенным образом под влиянием различных факторов. Одним из первых Е. Холл (234), опираясь на идеи «территориальности» поведения человека, выделил три уровня проксемичес-кого поведения: первый уровень вытекает из филоге-
ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ
кинестическая структура невербального поведения первого партнера
дистанция
персо | кинесико- |
наль- | проксемичес- |
ное | кие формы |
про- | невербальной |
стран- | интеракции |
ство | ориентации |
место расположения партнеров
кинестическая структура невербального поведения второго партнера
Рис 2 Структурная схема невербальной интеракции
нетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы), второй уровень обусловлен психофизиологическими составляющими процесса восприятия; и третий уровень появляется в связи со структурированием пространства в зависимости от влияния культуры На этом уровне Е Холл анализирует динамические параметры пространства общения. Им описаны нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия. Эти нормы определены четырьмя расстояниями, которые представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре1 1) интимное расстояние (радиус от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей;
2) персональное (расстояние от 45 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми;
3) социальное (расстояние от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное (расстояние от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями
Факторы, влияющие на установление проксемичес-кой дистанции, различны. В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами, старшими по возрасту, отдаление «незнакомых», приближение «родственников» При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью Высокий уровень тревожности, являясь фактором неполной адаптации, вызывает реакцию «избегания», которая проявляется в увеличении дистанции общения Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, но, несмотря на это, человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме
На выбор дистанции в общении влияют социальный престиж общающихся, национально-этнические признаки, пол, возраст коммуникантов, характер взаимоотношения партнеров, экстравертированность-интра-вертированность и другие личностные характеристики. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения». Дистанция общения увеличивается также между людьми с различным статусом, о чем свидетельствует эксперимент, в котором студенты должны были встретиться с профессором, выпускником школы и студентом. Студенты-испытуемые обычно садились значительно дальше от профессора, чем от других лиц. Саммер попросил выбрать в группах, состоящих из 3—6 человек, лидера для проведения дискуссии, затем всем участникам предложил сесть за стол. Лидер, как правило, выбирал место во главе стола. В модифицированных вариантах такого типа исследований зафиксирован также факт постоянства выбранного расстояния между лидером и другими участниками группы и изменения дистанции в сторону ее увеличения между нелидерами и другими членами группы.
Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную, соответствующую объективным и субъективным переменным, дистанцию взаимодействия.
Ориентация и угол общения — еще один из проксе-мических компонентов невербальной интеракции. Ориентация — это расположение партнеров по отношению друг к другу. Оно может варьироваться от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу. Место, занимаемое, например, партнерами за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола. Обычная беседа, а особенно случайная, дают позицию «наискосок» — через угол стола. Для беседы, связанной с действием, характерно положение на противоположных сторонах, но не напротив, а слегка по диагонали.
Как пространственный компонент общения изучается персональное пространство. По определению Р. Саммера — это пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек. Персональное пространство не является кругообразным, оно больше напоминает «0»-образную форму. По мнению М. Хейдеметса (187), отличие этого направления исследования от исследований дистанции между партнерами заключается, во-первых, в том, что в данном случае изучается пространство субъекта, а, во-вторых, отличие состоит в том, что персональное пространство понимается как минимальная еще приемлемая для человека дистанция общения с другим лицом. В связи с этим персональное пространство рассматривается как одна из форм регуляции пространственного контакта между людьми.
Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». Известно, что при расстоянии 100—125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно вторгается в их пространство. Критическим является расстояние между общающимися, равное 90 см.
Временные характеристики общения могут быть так же, как и пространственные, рассмотрены в контексте невербального поведения и с точки зрения организации общения в целом. Частота, длина взгляда, паузы, темп речи, частота смены движений — это собственно временные характеристики невербального поведения личности и невербальной интеракции. Время достаточно часто рассматривается как атрибут невербальной коммуникации, невербальных средств общения. Так, по мнению А. Шефлена, наибольшее количество информации об общающихся индивидах, о стиле их взаимодействия передается в первые 20 минут. Время общения свидетельствует о социальных статусах общающихся (время официального приема), о сложившейся системе отношений. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих, они пытаются установить на основе этого факта форму и содержание общения. Время, отведенное для высказываний в групповом и диад-ном общении, также изменяется под влиянием социокультурных детерминант, пола и возраста общающихся. В определенный отрезок времени происходит соответствующее ему изменение в проксемике общения, которое также определяет изменения в невербальном поведении личности. Как верно отметил Г. А. Ковалев, «...отдельные части (язык тела, пространство и время) складываются в одно целое — невербальное и вербальное поведение...» (67).
Выше было отмечено, что главным моментом, влияющим на возникновение эффекта «невербальной интеракции», является взаимодействие между кинесической, такесической структурами невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. Поэтому в качестве элементов невербальной интеракции выступают наряду с основными составляющими проксемики: контакт глаз; позы, жесты-прикосновения, экспрессия лица. Их сочетание с пространственными компонентами общения несет информацию о социально-психологическом содержании взаимодействия, о психологических и социально-психологических особенностях каждого из партнеров.
Существует множество попыток найти закономерности изменения кинесики, такесики под влиянием проксемики и, наоборот, обнаружить устойчивые тенденции изменения пространства общения под влиянием кинесико-такесического или просодического репертуара партнеров. В качестве объяснительных принципов в ход идут различные ситуативные переменные, индивидно-личностные особенности партнеров, особенности переработки информации в различных сенсорных системах и идеи, связанные с их взаимодействием. Но, к сожалению, какой-то единой точки зрения, объясняющей эффекты взаимодействия проксемики и различных структур невербального поведения, пока еще не найдено. Известно то, что с увеличением расстояния между партнерами усиливается жестикуляция, повышается громкость голоса, но до того предела, пока партнеры имеют возможность отчетливо видеть друг друга. Интересной попыткой указать на взаимосвязь невербального поведения личности и пространственных компонентов общения является гипотеза М. Аргайла и Д. Дина о равновесии между такими системами невербального поведения, как такесика (физический контакт), визуальное взаимодействие (контакт глаз) и дистанция. Смысл гипотезы сводится к тому, что при слишком интенсивном использовании одной из этих систем происходит торможение проявления других элементов невербального поведения. Изменение соотношения интенсивностей проявления подструктур невербального поведения создает условия оптимального контакта. Например, интенсивный тактильный контакт сопровождается исчезновением контакта глаз. Чем меньше дистанция общения, тем реже ориентация собеседников «лицом к лицу», тем реже прямой визуальный контакт.
В результате изучения кинесических элементов интеракции был сформулирован закон «переключения параязыка» при изменении некоторых параметров общения, например, при смене социальных ролей собеседников, а также установлен факт, что изменчивость элементов интеракции и их психологических значений определяется социокультурными факторами.
Как уже отмечалось, исследования, направленные на изучение паттернов невербальной интеракции, выполнены, главным образом, западными психологами на материале сравнения западных и восточных культур, или сравнения общения в группах с разным статусом, или в рамках тендерного направления, или с точки зрения психологии развития, с целью определения динамики невербальных интеракций на определенных этапах онтогенеза, или в контексте определенных видов совместной деятельности, например, взаимодействие учителя и ученика, психотерапевта и клиента. В этих работах зафиксированы кинесико-проксемические паттерны невербальной интеракции, свойственные для данных культур и сформировавшихся в них социальных групп. Обзор работ, проделанный П. Буллом (217), дает представление об особенностях изучения невербальных интеракций в различных ситуациях общения. В частности, П. Булл собрал сведения о роли невербальных интеракций в психотерапевтической ситуации, в ситуации «интервью», «психологического эксперимента», в ситуации взаимодействия учителя и ученика, в ситуации «просьба о помощи» и в ситуации «преднамеренной лжи». Особый интерес для нас представляет психотерапевтическая ситуация и ситуация «интервью», в которых можно наблюдать живые спонтанные невербальные интеракции.
Ссылаясь на ряд авторов, П. Булл отмечает, что проблема невербальной интеракции в психотерапевтическом процессе возникла в результате постоянного обращения как теоретиков, так и практиков к идее «ненормального поведения», под которым обычно понимается такое межперсональное невербальное поведение, в процессе которого партнеры с помощью невербальных средств непрерывно провоцируют реакции, которые они не намеривались получить и не могут их объяснить. Поэтому одной из задач психотерапевта является задача определения собственного невербального стиля поведения, приводящего к саморазрушению. Отталкиваясь от данной задачи, исследователи изучали вклад речи, телодвижений, дистанции и ориентации в оценку уровня эмпатичности консультанта, беседующего с клиентом. В этих исследованиях принимали участие профессиональные консультанты, которым предъявляли видеозаписи бесед психотерапевтов с
клиентами. Обычно для создания видеозаписей применяется проверенный многими работами прием: психотерапевт, консультант меняет по заданию экспериментатора кинесико-проксемические характеристики общения и речь (контакт глаз или его отсутствие; наклон туловища вперед или назад; постоянная или изменяющаяся ориентация тела, уровни дистанции). На основе сочетания речи и вышеперечисленных движений тела, проксемики создаются короткие фильмы, которые предъявляются экспертам в случайном порядке и оцениваются ими по заданным шкалам. Результаты этих экспериментов свидетельствуют, что такие показатели, как контакт глаз, наклон туловища, дистанция, определенное оформление вербальных утверждений, позволяют очень точно оценить степень эмпатичности психотерапевта, иными словами, вид отношения и способ взаимодействия с клиентом.
Результаты серии экспериментов, в которых была смоделирована беседа по типу интервью, показали, что невербальное поведение интервьюера влияет на то, как он воспринимается опрашиваемым. В одном из экспериментов предъявлялась видеозапись беседы, в которой было представлено только невербальное поведение и ответы опрашиваемого. Наблюдатели оценивали ответы опрашиваемых как более непринужденные, дружеские, располагающие в том случае, когда невербальное поведение интервьюера было поддерживающим: улыбка, кивки головой, контакт глаз. Такое поведение в другом исследовании расценивалось как привлекательное, дружеское, помогающее кандидату (в ситуации приема на работу) чувствовать себя более раскованно.
П. Булл приводит исследование, в котором сравниваются суждения студентов с мнениями представителей отдела кадров по поводу приема на работу того или иного кандидата. Обе группы видели видеозапись беседы, в которой актер или актриса играли роль человека, поступающего на работу и участвующего в интервью. В одном случае «интервьюируемые» демонстрировали интенсивное невербальное поведение (неотрывно смотрели в камеру, жестикулировали, улыбались, выражали свои чувства и отвечали на вопросы стандартного интервью без запинок). В другом случае актеры демонстрировали неинтенсивное невербальное поведение (отводили взгляд, мало выражали свои чувства, практически не жестикулировали, говорили запинаясь). Обе группы судей оценивали профпригодность интервьюируемых по 7-балльной шкале, описывали их различные характеристики и в результате в каждой из них были получены более высокие оценки и благоприятные характеристики для тех «интервьюируемых», которые демонстрировали интенсивное невербальное поведение, направленное к партнеру, они много жестикулировали, улыбались, выражали свои чувства. 83% работников отдела кадров и 87% студентов, принявших участие в исследовании, наняли бы их на работу. Но студенты в отличие от работников отдела кадров проявили снисходительность и к тем, кто демонстрировал другое невербальное поведение. 30% студентов изъявили желание взять их на работу. Но никто из работников отдела кадров не заявил о подобном намерении. Данное исследование подтверждает сильное влияние невербального поведения, невербальных интеракций на оценку претендента со стороны квалифицированных сотрудников отдела кадров.
Из этих и многих других публикаций следует, что значение невербальной интеракции, ее отдельных составляющих может быть понято только в соответствии с различными переменными контекста или ситуации общения. В качестве главных переменных, оказывающих влияние на формирование в общении паттерна невербальной интеракции, выступают отношения между участниками; цели, ради которых они общаются, вид общения; средства установления контакта, способ отражения партнерами друг друга. Невербальные интеракции указывают на различные отношения, в том числе на отношения аффилиации и власти, а также формируют эти отношения. Они является важным атрибутом ролевого поведения и межличностного взаимодействия. Например, в паре мать — ребенок наблюдается невербальная интеракция как обмен выражениями. Изучение супружеских отношений показывает, что «плохие» супружеские отношения сопровождаются сбоями в невербальной интеракции и пониженной чувствительностью к невербальному поведению партнера.
Таким образом, закономерности формирования невербальной интеракции, выступая в качестве предметной области психологии невербального общения, могут быть раскрыты при условии их изучения в определенных контекстах общения, с точки зрения различных критериев анализа ее структуры и принципов объяснения взаимодействия между составляющими ее элементами. Но несмотря на многообразие точек отчета в понимании специфики невербальной интеракции, закономерностей ее формирования, главным объяснительным принципом остается биосоциальная природа невербального поведения, его связь с развитием личности и ситуации общения, представленность в общении невербального поведения, целостность, континуальность, динамичность невербальных интеракций.
Исследования невербальных интеракций, выполненные в соответствии с западными стандартами экспериментального изучения невербального общения, отсутствуют в отечественной психологии, поэтому невозможно определить масштабы распространения на территории России форм невербальной интеракции, выявленных западными психологами, или адекватность психологических интерпретаций невербальных интеракций, предложенных, например, в книге А. Пиза «Язык жестов». Поэтому отечественный читатель, обращающийся к такого рода публикациям, может попасть в весьма неприятную для себя ситуацию, предположив, что приведенные в них интеракции и их психологические смыслы соответствуют той социокультурной группе, к которой он принадлежит. В этой связи для отечественной психологии невербального общения является первостепенной задачей описание паттернов невербальных интеракций, характерных для различных видов общения (манипулятивного, примитивного, диалогического, доверительного, личностно- и социально-ориентированного), для различных социальных и этнических групп, для различных видов взаимоотношений. Некоторые сведения об особенностях формирования невербальных интеракций накоплены в смежных с психологией областях науки (этология, этнография, психолингвистика, психология стресса и т.д.). Например, Л. А. Китаева-Смык (63) пишет о том, что характер про-ксемических переменных, как было обнаружено в его исследовании, усложняется в ситуации длительной групповой изоляции, в условиях скученности, создающей наряду с другими факторами дистресс у человека. В этих ситуациях происходит совмещение персонального пространства и персонализированной территории, вследствие чего возникает эффект наслоения их друг на друга. Увеличение числа приближающихся индивидов, предметное окружение — все это действует как информационная нагрузка. В случае перегрузки возникает стресс и дистресс. Далее, например, работа А. И. Галичева (38), в которой он описал около 440 кинем и проксем, встречающихся в общении русских и немцев. Он установил, что взаимодействие между кинесически-ми и проксемическими компонентами общения является основой интерперсональных отношений по вертикали и по горизонтали как у русских, так и у немцев. В этой связи проксемика наряду с кинесикой несет информацию о статусно-ролевых характеристиках партнеров как для русских, так и для немцев.
Не менее интересным является сравнительное исследование жестов русских и англичан, выполненное Аршавской (126). В нем она подробно описывает жесты, которые имеют одинаковый рисунок, но отличаются полем значений, которые им приписывают русские и англичане. Ею выделены также те жесты, которые характерны только для невербального репертуара либо русских, либо англичан, также приведены жесты, имеющие одинаковый рисунок и значения. Из последних работ, помогающих понять особенности «родных» невербальных интеракций, можно назвать работу А. А. Акишиной, X. Кано, Т. Е. Акишина «Жесты и мимика в русской речи» (3). Они пишут, что у русских очень невежливо показывать пальцем на что-либо, а особенно на человека. Для народов, мало жестикулирующих, русское общение кажется сильно насыщенным жестами. А. А. Акишина и др. отмечают, что если сравнивать русские жесты с европейскими, то можно указать на то, что «русские почти не пользуются синхронными движениями обеих рук, жестикуляция осуществляется одной рукой — правой.....Часто движение руки заменяют движениями головой, плечами.....
Представители других наций не всегда правильно понимают стилистику жеста, то есть, когда и с кем можно употреблять жест, а когда нужно себя в этом ограничивать. Русская жестикуляция, мимика, поза определяются ситуацией, отношениями говорящих и их социальной принадлежностью» (3). Отсутствие у русских строгих регламентации на употребление жестов в статусно-ролевой и половозрастной сфере может служить основанием для возникновения затруднений в общении с представителями других культур и народов. Этнографические исследования, проведенные на Северном Кавказе, также дают представление об особенностях общения жителей этого региона России. Из них следует, что наиболее интенсивно регулируются, подвергаются правилам коммуникации и различным табу проксемические аспекты общения. Они лежат в основе традиции избегания, гостеприимства. Б. X. Бгажнаков (20) подчеркивает историческую обусловленность проксемических правил и предлагает говорить о проксемике как «об особом слое культуры общения», влияющем на возникновение «своеобразных мизансцен взаимодействия» (21. С. 72). Из его наблюдений за поведением нескольких народов, проживающих на Северном Кавказе, следует, что регламентируются все элементы пространственной организации общения, но особенно дистанция общения между мужчиной и женщиной. Она должна соответствовать полутора метрам, при этом исключаются формы телесного контакта «Это ограничение распространяется в равной мере на малознакомых, близкознакомых, супружеские пары — словом, на все типичные ситуации социального взаимодействия» (21 С. 74).
Репертуар семиотически значимых параметров пространства у многих народов Северного Кавказа одинаков, что проявляется, прежде всего, в противопоставлении позиций «почетный — менее почетный», «центр — ближе, дальше от центра». Очередность занятия определенных позиций соответствует социальному статусу взаимодействующих лиц. Она особенно четко представлена в концепции «почетного места», которая на поведенческом уровне наблюдается в ситуации рассаживания гостей: все присутствующие стремятся уступить более почетное место другому. Проксемические табу представлены в обычае избегания (рассаживание мужчин и женщин, старших и младших в отдельные комнаты). Правила проксемического поведения тесно связаны с правилами употребления невербального репертуара. Например, не принято на Северном Кавказе говорить громко, обнаруживать свое волнение, перебивать собеседника, смеяться, хлопать человека по плечу, делать какие-либо резкие движения, нарушать пространство общения.
Из немногочисленных источников (106) известно, что проксемика общения русских не имеет таких строгих регламентации, как проксемика общения народов Северного Кавказа. Несмотря на это, обыденные наблюдения позволяют заключить, что и у русских существует «концепция пространственного общения». Расстояние общения у русских намного меньше, чем у большинства восточных народов. Официальная зона общения русских равна длине двух рук, протянутых для рукопожатия, зона дружеская — длине двух согнутых в локте рук (3). Для народов Северного Кавказа является правилом «достойное» поведение, которое распознается через умеренную жестикуляцию. Чрезмерная жестикуляция может быть расценена как проявление фамильярности. Л. П. Чкадуа подробно описывает жесты, используемые абхазами для выражения различных состояний и отношений к партнеру. Среди них есть типично абхазские жесты, например, жест возмущения «кисть руки с плотно прижатыми и слегка согнутыми пальцами подносится ко лбу, глаза при этом сощурены». Среди жестов, неприемлемых для женщин, находится жест тамады (протянутая вперед рука, с покачиванием кисти книзу). «Вообще адыгскому мужчине часто достаточно взгляда, мимического движения, жеста там, где женщина не обходится без речевых действий» (125).
Особую роль в регуляции взаимодействия жителей Северного Кавказа играют жесты — прикосновения и такесические параметры невербальной интеракции в ситуации приветствия-прощания. Среди них важное место занимают рукопожатия и отработанные веками формы прикосновения к партнеру в ситуации приветствия. Так, например, адыги, как мужчины, так и женщины, практикуют рукопожатие, но налагается запрет на такого рода приветствия представителей противоположного пола. В знак уважения к тому или иному человеку, особенно к старшему по возрасту, его руку пожимают обеими руками одновременно. Приветствие с рукопожатием требует соответствующего приготовления: нельзя держать левую руку в кармане, курить, стоять в расслабленной позе, сидящий должен встать, мимика лица должна свидетельствовать о благожелательном отношении к партнеру. Но при этом улыбаются чаще женщины, для мужчины улыбка в ситуации приветствия менее характерна и недопустима при приветствии младшим старшего.
В арсенале невербальных интеракций женщин имеются мимические выражения, неприемлемые для мужчин: выпячивание нижней губы, используемое для демонстрации иронического, пренебрежительного отношения к собеседнику. В ситуациях приветствия также практикуются объятия, особенно у женщин, связанных узами родства. Мужчины обнимаются друг с другом очень редко. Этикет приветствия у русских предполагает, что женщина должна первой протягивать руку для рукопожатия.
Многие контактные табу включают запрет на прикосновения между близкими в присутствии других людей: 1) в общении между супругами, 2) между родителями и детьми, 3) между женой и родственниками мужа, 4) между мужем и родственниками жены. Считается неприличным выражать чувство симпатии к мужу или жене в присутствии других людей, иногда даже показываться вместе; мужчины в присутствии других уважаемых лиц не ласкают своих детей. Нарушение этих правил приводит к возникновению затруднений во внутриэтническом и межэтническом общении. У народов Северного Кавказа в связи с обычаем избегания накладываются ограничения на контакт глаз, особенно эти запреты имеют отношение к женщинам и мужчинам младшим по возрасту.
Приведенные в качестве примера исследования из различных областей науки свидетельствуют о том, что изучение невербальных интеракций в отечественной психологии и в смежных с ней областях науки ведутся, но, как правило, в связи с решением других задач, но не как «самостоятельного феномена». Во-вторых, их изучение осуществляют, главным образом, этнографы и психолингвисты, соответственно, невербальные интеракции представлены как элементы нормативного поведения, традиций, ритуалов, социально-маркированных форм поведения или как часть вербального обмена. В-третьих, несмотря на небольшое количество ракурсов рассмотрения невербальной интеракции в отечественной науке, имеющиеся сведения указывают на то, что паттерны невербального взаимодействия существуют как «самостоятельные» феномены, выполняющие разнообразные функции. В-четвертых, эти работы показывают, что кинесические, такесические и проксемические параметры общения, их взаимодействие создают «эффект невербальной интеракции», что определенное взаимодействие между ними выполняет в социальной коммуникации функцию контроля, регуляции, информации, диагностики, коррекции взаимодействия. В-пятых, из данных работ следует, что психологический смысл невербальной интеракции может быть понят только тогда, когда она рассматривается в качестве явления, состоящего из элементов, несущих специфическую информацию, но изменяющую ее в результате взаимодействия с другими элементами. Иными словами, психологическая суть невербальной интеракции определяется целостностью ее восприятия. Попытки понять, что означает та или иная невербальная интеракция, исходя из анализа значений ее отдельных элементов, обречена на провал.
Таким образом, невербальная интеракция, в отличие от индивидуального невербального поведения, представляет собой качественно иное образование. В основе возникновения невербальной интеракции лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения. Актуализация этих механизмов приводит к возникновению паттерна невербального взаимодействия, т. е. относительно устойчивой, взаимообусловленной совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения. Виды паттернов невербальной интеракции будут рассмотрены в третьей главе.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246