5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
В отечественной и зарубежной психологии фактически отсутствуют исследования, в которых был бы проведен сравнительный анализ развития способности к психологической интерпретации невербального поведения с точки зрения сензитивных периодов становления личности как субъекта общения, исследования, охватывающие длительный период жизни человека, периоды его максимальной активности в сфере общения. Возрастная социальная психология практически не касается этой проблемы, несмотря на то, что вопрос о развитии социального интеллекта, социальной компетентности, социальных способностей все больше и больше волнует психологов, практикующих в различных областях. Особенности функционирования социальных способностей личности на разных этапах ее жизнедеятельности — это проблема, решение которой помогло бы объяснить многие трудности, которые возникают у человека на различных этапах его жизнедеятельности.
Рассматривая эту проблему, мы обратились к анализу процессов структурирования способности к психологической интерпретации невербального поведения, учитывая те возрастные периоды, которые отмечены в психологической литературе как периоды кризисов, личностных изменений, коррекции жизнедеятельности. В исследовании приняли участие 95 человек в возрасте от 14 до 20 лет — 45 мужчин и 50 женщин и 100 человек в возрасте от 25 до 40 лет — 70 мужчин и 30 женщин. С целью диагностики способности к психологической интерпретации невербального поведения была использована разработанная нами методика (см. приложение 2).
Результаты проведенного исследования (см. табл. 26) свидетельствуют, что тенденция повышения уровня развития изучаемой способности носит устойчивый характер. Если в подростковом возрасте (14—15 лет) всего 22% испытуемых обнаружили высокий и выше среднего уровень развития способности, то к 16—17 годам их количество увеличивается более чем в 2,5 раза — 61%, а в старшем юношеском возрасте статистически значимо (при р < 0,01) увеличивается количество тех, у которых уровень развития способности выше среднего в сравнении с первой группой, в старшем — с высоким уровнем развития способности к психологической интерпретации невербального поведения по сравнению с первой и второй группами (см. табл. 26).
Таблица 26
Возрастные изменения уровня развития способности к психологической интерпретации невербального поведения (%)
"Уровень развития способности | Номер группы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Возраст испытуемых | ||||||
14— 151 16-17 | 19-20 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | ||
Высокий | 6 | 9 | 32 | - | - | - |
Выше среднего | 16 | 52 | 44 | 28 | 62 | 50 |
Средний | 39 | 39 | 24 | 72 | 38 | 50 |
Ниже среднего | 39 | — | — | — | — | — |
Низкий | - | - | - | - | - | - |
Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте 16—17 лет, о чем свидетельствует резкое уменьшение испытуемых, имеющих ниже среднего уровень развития способности. В возрасте 25—30 лет намечается несколько иная тенденция в развитии способности. Она заключается в том, что точность восприятия падает. Подавляющее количество испытуемых этого возраста имеют средний уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. В последующих возрастах процент испытуемых, обладающих уровнем развития способности выше среднего статистически значимо увеличивается.
В предыдущих исследованиях мы отмечали сужение «поля» психологических значений, уменьшение его дифференцированности, увеличение индивидуальных вариаций в интерпретации одних и тех же изображений невербального поведения у взрослых людей. Этим можно, на наш взгляд, объяснить «спад» в развитии способности к психологической интерпретации невербального поведения. Содержание понятия становится у части испытуемых более индивидуализированным, оно не укладывается в статистические рамки адекватности, поэтому они получают более низкие баллы, которые соответствуют среднему уровню развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. У другой части испытуемых сохраняется «типичный» взгляд на невербальное поведение. Они получают более высокие оценки за решение предложенных задач. Происходит как бы поляризация в развитии способности: тенденция к индивидуализации содержания понятия и сохранение типичного в невербальном поведении. С этой точки зрения нарастание уровня развития способности у испытуемых подрост-кового и юношеского возрастов происходит за счет овладения типичным психологическим содержанием невербального поведения, а у взрослых людей за счет сочетания типичного и индивидуального в его интерпретации
В соответствии с нашим представлением о структуре данной способности обратимся к рассмотрению уровня развития ее составляющих, используя для этого показатели успешности решения каждой социально-перцептивной задачи. В табл. 27 представлено соотношение испытуемых, имеющих высокую и выше среднего успешность решения задач различного вида. Из результатов следует, что во всех возрастах адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики. Эту особенность можно объяснить исходя из следующих I фактов. Мимика и позы отличаются по своим диагностическим и коммуникативным возможностям. Известный приоритет мимики в усвоении невербального репертуара сказывается на более раннем овладении ее ■ типичными психологическими значениями. В дальнейшем такого рода семантизация не всегда бывает адекватна контексту общения. Субъект познания начинает искать индивидуальные значения мимики, поз, что и приводит к снижению уровня развития способности к точному восприятию поз и мимики.
Таблица27
Возрастные изменения успешности решения социально-перцептивных задач (%)
№ задачи | Уровень успешности решения задач в различных возрастных группах | |||||||||||
Выше среднего | Ниже среднего | |||||||||||
14-15 | 16-17 | 19-20 | 25-30 | 31-35 | 36-40 лет | 1 | 16-17 | 19-20 | 25-30 | 31-35 | 36-40 лет | |
1 | 33 | 57 | 24 | 60 | 39 | 46 | 9 | 21 | 64 | - | - | - |
2 | 48 | 21 | 36 | И | 31 | 35 | 18 | 69 | 56 | - | - | - |
3 | 18 | 57 | 44 | 56 | 62 | 17 | 3 | 16 | 28 | - | - | - |
4 | 42 | 39 | 16 | 44 | 56 | 58 | 15 | 60 | 80 | - | - | - |
5 | 54 | 39 | 36 | 22 | 31 | 24 | 18 | 33 | 40 |
| - | - |
6 | 15 | 42 | 56 | 28 | 16 | 18 | 15 | 18 | 32 | - | - | - |
Далее эти элементы, составляющие невербальное поведение человека, отличаются друг от друга по степени целостности. Позы оформляют, завершают картину невербального поведения. Для определения их сущности необходимо субъекту познания проанализировать различные движения, входящие в ее структуру. Этим объясняется более низкий уровень развития способности к психологической интерпретации и семантизации целостного невербального поведения (позы) по сравнению с уровнем развития способности к психологической интерпретации его элементов (мимики).
Третья задача направлена на диагностику способности адекватно определять отношения и взаимоотношения на основе невербального поведения диады и группы. Она решается подростками менее успешно, чем предыдущие 2 (различия значимы р < 0,01). Такой же уровень успешности решения этой задачи демонстрируют испытуемые в возрасте от 36—40 лет. Для них является характерным видеть за невербальным поведением диады, группы статусно-ролевые особенности изображенных людей. Взрослые испытуемые значительно меньше уделяют внимания качественным характеристикам отношений, состояний общающихся людей. Они ограничиваются в интерпретации невербального поведения установлением соподчиненности между ними. Проделав такой анализ, взрослые участники эксперимента переходят к определению состояний, качеств личности, но в рамках функционально-ролевых характеристик ими же установленных.
Данная техника анализа группового невербального поведения приводит, в конечном итоге, к снижению точности его понимания. Юноши — участники эксперимента стремятся, как правило, к психологическому анализу невербального поведения и на его основе выделяют типы взаимоотношений изображенных людей, их функционально-ролевые характеристики. Отсутствие у них ярко выраженной тенденции типизировать
людей на основе их социально-психологического статуса способствует более адекватному анализу невербального поведения диады и группы, что соответствует высокому или выше среднего уровню развития данной способности. Более успешно по сравнению с предыдущими задачами подростки и юноши решают четвертую. Результаты ее решения позволяют заключить, что у них достаточно развита способность к установлению психологических связей между отдельными элементами и целостными формами невербального поведения. Успешность их психологической интерпретации выше в этих возрастах в случае, если вербальные способы находятся ближе к практике непосредственного общения (сравнение, классификация, моторное подражание и т. п.). Та же особенность наблюдается и у взрослых участников эксперимента.
Характерным для подростков является более успешное решение пятой задачи по сравнению с шестой (различия значимы при р<0,01). У подростков более развита способность использовать мимику как средство создания эмоционально-отрицательных отношений, чем с ее помощью регулировать отношения в эмоционально-положительную сторону. Эти результаты дают основание считать, что успешная идентификация мимики другого человека еще не обеспечивает овладения ею как средством регуляции. Таким образом, способность к адекватному восприятию и оценке невербального поведения в подростковом возрасте развита выше, чем способность к адекватному использованию его как средства регуляции отношений в общении.
Что же происходит с развитием этой способности в последующих возрастах? Прежде всего существенной особенностью, отличающей 16—17-летних школьников от подростков, является значимое повышение успешности решения всех типов задач. В младшем юношеском возрасте увеличиваются как показатели адекватности идентификации состояний, качеств личности и отношений, так и показатели, свидетельствующие о владении невербальным поведением как средством регуляции. Особого внимания заслуживают результаты выполнения третьего задания. Они показывают, что в младшем юношеском возрасте происходит скачок в развитии способности к психологической интерпретации группового невербального поведения.
Для юношей 19—20 лет является характерным более успешное по сравнению с предыдущими возрастными группами решение задач, в которых требуется с помощью невербального поведения регулировать отношения между общающимися. В группах взрослых участников эксперимента наблюдается резкое снижение успешности решения задач на регуляцию отношений с помощью невербального поведения. Качественный анализ данных показывает, что испытуемые этих возрастов не столько соотносят выбранное мимическое выражение с ситуацией общения, сколько с тем, как бы они отреагировали на невербальном уровне в той же самой ситуации. Исходя из такой тактики с целью создания эмоционально-отрицательных отношений, они выбирают радостные, внимательные лица, считая, что такая мимика спровоцирует конфликт еще в большей степени, чем откровенное презрение или гнев. В ситуации налаживания конфликтных отношений (6-я задача) взрослые испытуемые действуют по той же схеме. Выбирают мимические выражения нейтральные по своему значению. Все вместе приводит к тому, что они получают более низкие оценки за решение 5-й и 6-й задачи, чем подростки и юноши.
Соотношение между уровнями развития способностей, образующих структуру, указывает на то, что в подростковом возрасте четко выделяются два блока способностей, отличающихся по уровню развития (при р < 0,01) В первый блок входят: способности определять действия, состояния, качества личности на основе мимики, способность к установлению психологических связей между различными элементами невербального поведения и способность к адекватному использованию мимики как средства создания эмоционально-отрицательных отношений, выступающих моментом регуляции общения. Второй блок образуют: способность к психологической интерпретации невербального поведения диады и группы; способность определять качества и отношения человека на основе позы и способность к адекватному использованию мимики как средства регуляции.
Отличаются эти блоки по формам невербального поведения (индивидуальное или групповое, или целостное), по его содержанию, по эмоциональному знаку регуляции отношений, с помощью невербального поведения. Из этого, на наш взгляд, следует, что развитие способности к идентификации невербального поведения и к использованию его как средства регуляции осуществляется одновременно. Вместе с тем диапазон совместного проявления способностей к идентификации и регуляции психологических характеристик с помощью невербального поведения весьма ограничен. С одной стороны, он опосредован формами невербального поведения, спецификой его содержания, модальностью взаимоотношений, с другой — определен конкретной практикой общения подростков. Последнее подтверждается тем, что в ситуациях статусно-ролевого взаимодействия, в которых открытое вербальное поведение ограничено нормами общения, используются невербальные каналы в качестве регуляторов отношений. Конкретная практика общения подростка со взрослыми перенасыщена запретами, что способствует, на наш взгляд, более быстрому овладению невербальным поведением как средством создания эмоционально-отрицательных отношений. Такая практика общения закрепляется и приводит к тому, что в более зрелых возрастах наблюдается та же особенность: успешная регуляция отношений в эмоционально-отрицательную сторону с помощью невербального поведения.
Структура способностей в юношеском возрасте более сбалансирована, различия между выделенными блоками сглаживаются. На высоком уровне функционируют как способность к идентификации индивидуального и группового невербального поведения, так и способность регулировать отношения с помощью средств невербального поведения. Структура по уровню функционирования представляет единое целое.
В возрастных группах от 25 до 40 лет наблюдается та же особенность в функционировании способностей к психологической интерпретации невербального поведения Они сбалансированы. Вместе с тем уровень их развития понижается за счет тех факторов, которые были названы выше.
Таким образом, на всех этапах становления личности как субъекта общения наблюдаются различные тенденции в развитии способности к психологической интерпретации невербального поведения. Сужение круга общения, преобладание деловых, статусно-ролевых отношений у взрослых людей, накопление ими опыта индивидуального видения невербального поведения в рамках этих видов взаимодействия приводит к ограничениям в развитии способности к психологической интерпретации невербального поведения. Дальнейшее развитие способности, повышение уровня ее функционирования возможно, если создать условия, при которых бы изменялись представления взрослых людей о типах взаимодействия и способах их выражения на невербальном уровне. В качестве ситуации, которая могла бы оказать влияние на развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения, может выступать социально-психологический тренинг.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246