logo
лабунская

2.2.2. Позы человека и его походка

Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завер­шенной позы, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежу­ток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.

Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. В силу культурных, групповых традиций одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Сидеть, развалившись на стуле или по­ложив ноги на стол, в присутствии стоящего партнера в нашем обществе не принято. На такие позы существу­ет запрет, они классифицируются как вульгарные. По­этому как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствуют об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент вос­приятия какой-то необычной информации человек мо­жет повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову вбок, показать пальцем на источник информа­ции, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам».

Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социаль­ного и социально-психологического статуса. В повсед­невной жизни мы часто слышим: «он принял позу по­бедителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.

Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограниче­ния, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника муж­чинами и женщинами. Замечено, что женщины в ситу­ации эмоционального напряжения, недоверия к парт­неру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают рас­слабленную позу. Мужчины в этой же ситуации при­нимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны (217).

Смысл позы определяется ее рисунком. Однознач­ность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинством опрошенных нами людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретирова­лась как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. А поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивле­ние, недоумение, непонимание.

Позы людей, испытывающих эмоциональное напря­жение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В пси­хологии невербального общения известны позы агрес­сивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партне­ру, туловище наклонено вперед».

Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. (3). Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из име­ющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отноше­ний и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (на­пряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спи­не); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).

Классификация поз предполагает анализ позы парт­нера. Поэтому позы чаще всего изучаются как важные компоненты невербальной интеракции. Исходя из это­го, мы остановимся на рассмотрении поз, их психоло­гической сути в третьей главе. Несмотря на эти особен­ности в изучении позы, они могут быть описаны и как экспрессивные элементы индивидуального невербаль­ного поведения. Например, поза приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямить­ся». Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Поза, выражающая неуверенность, нерешительность: «сесть на краешек сидения стула, чуть подавшись вперед». Во всем мире выглядит одно­образно поза отдыха: «глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоня­ется назад».

В словаре эпитетов русского литературного языка (40) приводится около 70 определений позы, касающих­ся ее внешнего рисунка. Вот некоторые из них: антич­ная, безобразная, грациозная, живописная, забавная, заученная, излюбленная, изысканная, милая, напряжен­ная, небрежно-изящная, прекрасная, расслабленная, скованная, удобная, уродливая, элегантная и т. д. Исхо­дя из этих определений, отражающих нюансы внешне­го рисунка позы, следует, что она (поза) может быть расположена на шкалах, фиксирующих различные взгляды на нее. По критерию происхождения поза рас­полагается на шкале «естественная — искусственная»; на основе критерия динамичности — на шкале «статич­ная — динамичная»; по критерию психофизиологичес­кому на шкале «напряженная — расслабленная»; «энер­гичная — пассивная»; по критерию психологическому на шкале «психологически однозначная — многознач­ная»; на основе эстетического критерия на шкале «уродливая — прекрасная» и по критерию распростра­нения на шкале «типичная — индивидуальная» и т. д. Из словаря эпитетов русского языка следует, что суще­ствует около 75 психологических значений позы, кото­рые приводятся в произведениях русских писателей. В них говорится о позе, как о выражении состояния, на­строения, черт характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задум­чивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т. д. Богатство языка созвучно с богатством поз, кото­рые может принимать человек, испытывая то или иное состояние, отношение. Но художник, писатель, созда­вая ту или иную позу и наделяя ее определенным пси­хологическим значением, не претендует на научность своих наблюдений. Поэтому многие замечания о пси­хологической специфике позы, имеющие место в художественнои литературе, не находят применения в со­временной психологии невербального общения. Пара­докс заключается в том, что экспериментальная психо­логия невербального общения, пренебрегая сведениями из художественной литературы, пренебрегая обыден­ным опытом, практически не добилась большего успе­ха, а порой ее данные выглядят более фрагментарны­ми, чем описания писателями различных поз, или полностью совпадают с ними.

Проблема изучения позы заключается в том, что поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. Поэтому она, как и вся экспрессия, «ускользает» от непосред­ственного анализа, для ее фиксации требуется исполь­зование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа. И если технические вопросы решаются до­вольно легко, то представляет трудность выделение та­ких единиц анализа, которые бы были адекватны пси­хологическому смыслу позы и не разрушали бы его.

В целом из экспериментальной психологии невер­бального общения известно, что позы могут выполнять следующие функции: расчленять поток речи на едини­цы, выражать состояние, отношение, статус человека, его качества личности и регулировать межличностные отношения в диаде и группе, возможно, и отношения между группами.

Выше мы отмечали, что позы человека оформляют его экспрессивный репертуар и влияют на другие эле­менты экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: «пристально ог­лядеть человека сверху — вниз или снизу — вверх, го­лову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад». Но такие из элементов экспрессии, как жесты, мимика, могут быть рассмотрены вне позы человека. Наряду с ними существуют такие элементы экспрессии, которые теснейшим образом связаны с позой, — это движения ног и походка. Например, человек может топтаться на одном месте, т. е. стоя на од­ном месте (поза) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нереши­тельность. Поза мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации не­зависимости. Свободная непринужденная поза сопро­вождается тем, что человек сидит, расставив ноги, по­ставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском язы­ке есть такое выражение «шаркнуть ножкой». В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня «шаркнуть ножкой» — это проявить в шутливой фор­ме услужливость.

Позы и походка придают осанку человеку. Вместе с этим существует традиция самостоятельного изучения походки как элемента экспрессивного Я личности. «По­ходка — лицо тела», — сказал Бальзак. Ему принадле­жит один из первых трактатов, посвященных психоло­гии походки человека, — «Теория походки» (16). В нем Бальзак вопрошал: «Разве нет ничего необыкновенно­го в том, чтобы заметить, что с тех пор, как человек на­учился ходить, никто не заинтересовался, почему он ходит, каким образом он ходит, может ли он научиться ходить лучше, какие движения он совершает во время ходьбы, нет ли способа заставить его ходить так, а не иначе, нет ли возможности изменить, изучить его поход­ку; меж тем эти вопросы тесно связаны со всеми фило­софскими, психологическими, политическими система­ми, какие существовали в мире» (16. С. 256). В перечне вопросов предлагается научная программа изучения по­ходки человека в психологии, которая значительно от­стала в этом вопросе от физиологии, рассматривающей бег и походку в связи с проблемами физиологии спорта

«Теория походки» — это произведение человека, который для изучения выбранного предмета использо­вал наблюдение и его разновидность — включенное наблюдение. Так можно было бы обозначить способы и приемы сбора информации о походке на современ­ном языке. Несмотря на то, что «Теория походки» была впервые опубликована более ста пятидесяти лет назад (в 1833 году), ее можно назвать трудом, заложившим основы гуманитарного подхода к изучению экспрессии. Из своих наблюдений Бальзак сделал ряд выводов, ко­торые, если не знать когда и кем сформулированы, зву­чат современно, порой новаторски по сравнению с не­которыми умозаключениями современных авторов. Вот, например, одно из них: «Взгляд, голос, дыхание, походка равно выразительны; но поскольку человек не в силах уследить за всеми четырьмя различными и од­новременными выражениями своей мысли, ищите то, что говорит правду, и тогда вы узнаете все о человеке» (16. С. 269).

Из разнообразных работ известно, что походка име­ет ряд характеристик: ритм, скорость, длина шага, дав­ление на поверхность. Помимо общих принято выде­лять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы (25). Исходя из общих и индивидуальных характеристик походки, на основе ее рисунка и размера шага, говорят о походке: бесшумной, грациозной, деревянной, легкой, красивой, парящей, плывущей, порывистой, танцую­щей, упругой, устойчивой, элегантной, энергичной и т. д. В соответствии с возрастом человека выделяют по­ходки: малыша, подростка, юношескую и старческую походку. По половому критерию выделяют походки: мужскую и женскую. На основе профессионального критерия описаны походки моряка, топ-модели, бале­рины, «воровская» походка и т. д. С точки зрения ста­туса человека говорят о походке «начальника», «хозяй­ственной» походке («человек проходит как хозяин...л — слова из известной песни) или о поступи Командора, или изрекают: «поступь выдала им богиню». С психо­физиологической точки зрения походка представлена через ее ритм, темп, амплитуду движений, силу давления на поверхность: походка быстрая, медленная, нетороп­ливая, сильная, твердая и т. д. В психологическом плане походка обычно трактуется в связи с состояниями, от­ношениями, чертами характера человека: уверенная, виноватая, властная, вкрадчивая, гордая, ленивая, печаль­ная, смиренная, трусливая, смелая, подхалимская и т. д.

Ходит Спесь надуваючись, С боку на бок переваливаясь, Ростом Спесь аршин с четвертью, Шапка та на нем во целу сажень...

А. К. Толстой

В обыденном сознании характер походки связывает­ся с физическим, психическим самочувствием и возра­стом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структу­ру образа о другом человеке. В экспериментальной пси­хологии невербального общения изучены темпо-ритми-ческие характеристики походки человека и их связь с возрастом, полом, состоянием, типом темперамента. Эти параметры походки легко зафиксировать, их изу­чение носит объективный характер. Психологические ньюансы походки трудно поддаются фиксации, и в этом плане походка как элемент экспрессии не отличается от других ее составляющих. Но, несмотря на это, немно­гочисленные данные, обыденный опыт, художественная литература раскрывают психологическую и социально-психологическую суть походки человека, показывают влияние на нее групповых и культурных традиций (не­торопливая, величественная, горделивая походка царя, лидера, начальника, вожака). В контексте с соответству­ющей позой походка несет информацию о статусе че­ловека, о его состоянии.

Манера походки, ее стиль во многом определяется одеждой, а та в свою очередь модой. Усваивая стиль одежды, человек приобретает соответствующую ему походку. В этой связи можно говорить о «моде» на по­ходку. Но учитывая тот факт, что из всех элементов экспрессивного поведения походка имеет наиболее тес­ную связь с темпераментом человека, соответственно, с его темпо-ритмическими характеристиками, заданны­ми типом нервной системы, ее не так просто изменить. Возможно, выбор стиля одежды осуществляется на ос­нове походки, а не наоборот.

Походка, как и другие элементы экспрессии, рас­сматривается в совокупности со всем экспрессивным репертуаром человека. Кроме позы, которая важна при ходьбе, уделяется особое внимание положению рук во время ходьбы. Г. Ниренберг и X. Калеро (129) приво­дят в своей книге сведения о том, как воспринимаются люди, отличающиеся характеристиками походки и дви­жениями рук во время ходьбы. Они пишут, что если человек ходит быстро, размахивая руками, то он целе­устремленный и решительный. Тот, кто всегда держит руки в карманах при ходьбе — критичен и скрытен, ему нравится подавлять других людей. Человек, находящий­ся в подавленном состоянии, волочит ноги, руки дер­жит в карманах, голова у него опущена, глаза смотрят вниз. Люди, занятые решением какой-либо проблемы, ходят медленно, голова опущена, руки сцеплены за спи­ной. Самодовольные и заносчивые люди ходят с высо­ко поднятым подбородком, двигают руками энергично, ноги у них словно деревянные. Они идут впереди дру­гих людей, на некотором расстоянии от них. Г. Нирен­берг и X. Калеро отмечают, что данные особенности походки в сочетании с проксемикой, позой, движения­ми рук позволяют определить безошибочно, кто лидер в конкретной группе.

Походка человека в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции и поэтому на ее основе можно говорить об устойчивых индивидных характеристиках человека, о его психомоторной активности. В целом, походка выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта, о чертах его личности), регулирует простран­ство общения, выполняет функцию социальной страти­фикации и т. д.