logo
лабунская

3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации

Изучение невербальных интеракций совпадает с расцветом различных психотерапевтических направлений и с активизацией деятельности практикующих психоло­гов, специализирующихся в области социально-психоло­гического тренинга. Богатый материал о проксемико-кинесическом взаимодействии накоплен представителями театрального и киноискусства. В их работах можно найти подробные описания мизансцен, включающие расположение действующих лиц в соответствии с их отношениями, опосредованными статусно-ролевыми и поло-ролевыми параметрами общения. Дистанция меж­ду персонажами, ориентация их фигур относительно друг друга — это основа живописного группового пор­трета. Во многих искусствоведческих произведениях представлены вместе с анализом самой живописи вы­воды относительно кинесико-проксемических перемен­ных, использованных художником с целью создания психологического образа группы изображенных лиц, отношений между ними. Например, «Книга о живопи­си мастера Леонардо да Винчи. Живописца и скульп­тора Флорентийского» включает специальный раздел, в котором Леонардо дает советы, как необходимо изоб­ражать группу людей в зависимости от темы общения и их отношений. Он пишет: «... если же в этой теме разъясняются различные доводы, то делай так, чтобы говорящий держал двумя пальцами правой руки один палец левой, загнув предварительно два меньших; лицо должно быть решительно обращено к народу; рот дол­жен быть приоткрыт, чтобы казалось, что человек го­ворит; если же он сидит, то должно казаться, что он несколько приподнимается, подавшись головой вперед; если же ты делаешь его на ногах, то делай его несколь­ко наклонившимся грудью и головой к народу, который ты изобразишь молчащим и внимательным; все долж­ны смотреть оратору в лицо с жестами удивления. Сде­лай рот у какого-нибудь старика закрытым, в изумле­нии от услышанных изречений, с опущенными углами, увлекающими за собой многочисленные складки щек; брови должны быть приподняты в месте их соединения и образовывать много складок на лбу. Некоторые дол­жны сидеть с переплетенными пальцами рук, держа в них усталое колено; у других — одно колено поверх другого, и на нем — рука, держащая локоть другой руки, которая своей кистью поддерживает бородатый подбородок какого-нибудь согбенного старца» (66. С. 185—186).

Таким образом, человек, участвуя в различных кол­лективных действиях, наблюдая за поведением групп людей, созерцая различные произведения искусства, создавая «бытовые мизансцены общения», овладевает «законами» функционирования невербальной интерак­ции, невербального группового поведения, умениями анализировать экспрессивное поведение диады, группы лиц в качестве показателя их отношений и взаимоот­ношений.

В отечественной психологии категории «отношения» и «взаимоотношения» занимают центральное место. Сложилась определенная традиция изучения отноше­ний в общении, в формировании которой главенству­ющую роль сыграли работы В. Н. Мясищева и А. Ф Ла-зурского. В настоящее время существует огромное количество научной и научно-практической литературы, в которой так или иначе фигурируют понятия «от­ношение», «взаимоотношение», «связь» и т. д. Во мно­гих работах подчеркивается однопорядковость понятий «отношение» и «связь».

В социальной психологии предметом изучения явля­ются преимущественно субъект-субъектные отношения или отношения человека к другим людям (межличнос­тные отношения) и к самому себе. Они исследуются в связи с проблемой аттракции, аффилиации и рассмат­риваются как эмоционально-оценочная система, как чувства, имеющие определенную направленность. Наи­более принятым в психологии определением отноше­ний является определение, данное В. Н. Мясищевым. Он считал, что «отношения человека представляют со­знательную, избирательную, основанную на опыте, пси­хологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях...» (124. С. 48). В контексте психологии экспрессивного, невербального поведения представляет особый интерес та часть опре­деления отношений, в которой подчеркивается их связь с действиями, реакциями, иными словами, с экспрес­сивными формами обращения одного человека к дру­гому, к миру и к себе. Экспрессивные компоненты вхо­дят в структуру отношений личности, которые являются устойчивыми образованиями. «Личность, — писал В. Н. Мясищев, — характеризуется, прежде все­го, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дро­бить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каж­дое из них всегда остается личностным» (124. С. 48). Следовательно, экспрессивные компоненты отношений входят в структуру внешнего Я личности.

Уточняя определение феномена «отношение», Т. А. Шкурко (199) обратила внимание на то, что его бо­лее детальная проработка заключается в поиске черт, связующих отношение с глубинными личностными особенностями. Так, отношения человека, в первую очередь, связаны с его социальными потребностями. На примере исследований, проведенных в русле теории привязанности (123), видно, что отношение ребенка к матери детерминировано не только и не столько его физиологическими потребностями, сколько социальны­ми потребностями в защите и безопасности. Широко известна концепция В. Шутца, считавшего, что все меж­личностные отношения опосредованы тремя соци­альными потребностями: во включении в различные социальные группы, в контроле себя и других и в уста­новлении близких отношений. А Кроник и Е. Кроник (81) приводят целый список социально-психологических по­требностей, которые могут быть удовлетворены во взаи­моотношениях; в успехе, в познании и исследовании, в сочувствии, в опеке, в аффилиации (близости), в самоу­тверждении, потребность быть нужным, значимым.

Не менее важной чертой отношений является их связь с формой выражения и обращения к другому человеку, к группе лиц, связь отношений и содержания образа о другом человеке, социально-психологической интерпретации личности. В ряде эмпирических иссле­дований были обнаружены в структуре интерпретации особые образования, которые включают в себя эмоци­ональную оценку человека и являются показателями отношений между людьми. В. Н. Панферов назвал эти образования «интегральными определениями личнос­ти». А. А. Бодалев назвал их «оценкой личности в це­лом». В наших работах они обозначены как «эмоцио­нально-оценочные суждения». В экспериментальном исследовании А. И. Тащева описала феномен «эмоцио­нально-оценочной генерализации восприятия брачного партнера», отражающий определенный уровень сло­жившихся между супругами отношений (204).

Для обозначения межличностных отношений приня­то использовать термин «взаимоотношение», для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или

взаимоотношения есть результат взаимного восприя­тия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть «не­который идеальный продукт взаимных усилий». Кроме этого, термин «взаимоотношения» применяется с целью обозначения разных этапов динамики отношений. Так, в работе Л. Я. Гозмана (39) показано, что на этапе за­рождения отношение представляет собой «индивиду­альный феномен», характеризующийся направленнос­тью от субъекта отношения к объекту отношения. Затем, по мере развития, индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение или «диадическое отношение». Я. Л. Коломинский также подчеркивает, что «взаимоотношение — специфический вид отноше­ния человека к человеку, в котором имеется возмож­ность непосредственного или опосредованного, одно­временного или отсроченного ответного личностного отношения» (68. С. 12).

Как отношение, так и взаимоотношения имеют структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения парт­неров придает внешний рисунок взаимоотношениям. Многообразие видов отношений ставит проблему кри­териев их классификации, на основе которых возмож­но сравнение различных отношений в системе отноше­ний человека, их измерение, анализ изменений отношений и выделение различных видов отношений. В настоящее время существует довольно большое ко­личество параметров отношений, которые могут быть использованы для их классификации. Почти все иссле­дователи отношений и взаимоотношений выделяют та­кие параметры, как:

1. Знак отношения или его «валентность», направ­ленность. Данный параметр разделяет отношения на негативные и позитивные, на отношения к себе и к другому.

2. Модальность отношения, раскрывающая конкрет­ную, содержательную, качественную сторону от­ношения,

3. Интенсивность отношения — это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения.

4. Степень осознанности отношений.

5. Дифференцированность отношений, т. е. «обилие оттенков» или многообразие отношений.

6. Степень взаимности отношений.

7. Степень глубины отношений.

8. Степень устойчивости отношений.

9. Степень активности отношения.

10. Степень определенности отношения.

11. Степень типичности, стереотипности отношения.

12. Степень этичности отношения.

13. Степень соответствия внешнего выражения отно­шения его внутреннему содержанию.

114. Степень эмоциональности отношения. 15. Стилевая сторона отношений (степень самокон­троля в отношении, степень самоограничения в от­ношении, степень самоактуализации в отношении).

Все перечисленные характеристики отношений ав­томатически становятся критериями анализа проксемико-кинесических компонентов, входящих в структуру отношений и взаимоотношений: знак, модальность, интенсивность, степень осознания, степень взаимнос­ти, устойчивости, типичности, этичности (соответствия принятым нормам), стиль выражения отношения, его соответствие переживаемым личностью отношениям.

Кроме этого, В. Н. Мясищев выделяет ряд парамет­ров, которые относятся к системе отношений человека и описывают ее с точки зрения взаимосвязей между иерархически организованными отдельными уровнями отношений: 1. Доминантность, т. е. существование до­минирующих отношений, которые определяют направ­ленность личности 2. Целостность отношений. Они имеют внутреннюю связность, характеризующуюся либо гармоничностью, либо конфликтностью, противо­речивостью.

Применяя вышеперечисленные параметры к анали­зу невербального, экспрессивного поведения, можно получить полное представление о системе отношений личности и ее составляющих.

Несмотря на обширный материал по проблеме отно­шений и разнообразие предлагаемых классификаций, до сих пор они изучаются в интраспективном плане либо с помощью различных опросов, на основе анали­за речевого поведения, иногда с привлечением методов социометрии. Только в последнее время с целью из­учения детско-родительских отношений стали приме­няться рисуночные проективные методы, которые в качестве критериев отношений используют проксеми-ческие параметры общения. Но и эти методы базиру­ются на сведениях, которые получены в зарубежных работах, касающихся анализа кинесико-проксемичес-ких паттернов общения.

В отечественной психологии еще недостаточно ис­следований, которые были бы направлены на изучение кинесико-проксемических паттернов выражения отно­шений и взаимоотношений. Данный факт удивляет тем больше, чем больше понимаешь, что существующие правила общения касаются, главным образом, речево­го поведения и только в некоторой степени экспрессив­ного, что эти правила слабо дифференцированны, что они создают условия для маневра в пределах речевого-неречевого поведения. Поэтому в обыденном общении отношения демонстрируется не столько через речь (здесь запреты очевидны, особенно негативные отноше­ния), а с помощью экспрессивного невербального по­ведения (например, отвернуться от собеседника — «сде­лать вид, что ты его не заметил»). Такое поведение партнер фиксирует и интерпретирует соответствую­щим образом, но, как правило, не может прямолиней­но (вербально) отреагировать на него. Эффект «ускользания» экспрессивного невербального поведения от нравственно-этических и других оценок способствует тому, что в ответ на определенное выражение отноше­ния партнер прибегает к соответствующим способам экспрессивного поведения. Иными словами, общающи­еся индивиды предпочитают проявлять модальность своих взаимоотношений в невербальной интеракции, в то время как речевое поведение (контролируемое, оце­ниваемое) может им не соответствовать.

Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Данный факт объясняется тем, что экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, в связи с чем она непосредственно передает различные движения души человека. Одна из последних книг, в которых невер­бальные интеракции рассматриваются как «язык» под­сознания, написана А. Ю. Панасюк (134). В ней автор подробно анализирует ряд невербальных интеракций делового общения, подчеркивая каждый раз мысль о том, что элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются уровнем осознанности и целенаправленно­сти. Данный вывод подтверждает нашу точку зрения по поводу отличительных особенностей экспрессивного невербального поведения и невербальной интеракции, изложенных в первой главе. Среди них первое место занимает факт преобладания в структуре невербально­го, экспрессивного поведения неосознаваемых, неинтенциональных, слабоконтролируемых элементов. По­этому для психологии представляет интерес изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отноше­ний людей друг к другу. Кроме этого, интересным яв­ляется и тот факт, что отношения, как и состояния в момент их переживания (до и после непосредственно­го общения), слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экс­прессию. Именно в связи с этим появляется необходи­мость в развитии личности как субъекта невербального общения, в создании программ, актуализирующих экспрессивный репертуар.

Важным как для теории, так и для практики являет­ся вопрос о том, какие виды отношений передаются с помощью невербального поведения, экспрессии лично­сти. В параграфе четвертом первой главы, когда обсуж­дался вопрос о соотношении речевого и неречевого поведения, мы ссылались на исследования М. Аргайла и других авторов, в которых определялась роль невер­бального экспрессивного поведения в передаче каче­ства интерперсональных отношений. Изученный ими спектр отношений и взаимоотношений соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосход­ство и включает: дружеские, враждебные, подчинен­ные, доминантные, искренние, неискренние; эмпатич-иые, отчужденные и т. д. отношения. Исходя из этих работ, был сделан вывод о том, что невербальные ин­теракции выступают индикатором всех видов взаимо­отношений. Особенно наглядно в них проявляются враждебные, доминантные отношения, неискренность, стремление выделиться. В целом особенности экспрес­сивного невербального поведения являются более зна­чимыми в ситуации распознания взаимоотношений партнеров, чем их речевое поведение.

Из огромного количества западных работ, которые мы рассмотрим ниже, становится ясным, что с помо­щью невербальных интеракций передаются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, лю­бовь) — отталкивание, ненависть; 2) доминирование— подчинение; 3) включенность—«отсутствие». Ведущими критериями классификации отношений в отечественной психологии остаются направленность-объектность отно­шений, степень осознанности, уровень актуальности-реалистичности, знак отношений и их модальность. Но проблема заключается в том, что одни и те же отноше­ния обозначаются различными терминами, что приво­дит к псевдоразличиям в классификациях видов отно­шений. Так, например, В. Н. Мясищев говорит оботношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды А. Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Столиным эмпирически выделены 3 биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «вален­тность», «позиция» и «дистанция», также выделяя по­зитивные-негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие-далекие отношения. При­стальный анализ каждой из этих классификаций отно­шений указывает на то, что, несмотря на различия в обозначениях осей, координат, измерений отношений, они сходны по содержанию. Так, виды отношений, вхо­дящих в измерение «дистанция», сходны по своему пси­хологическому значению с отношениями, составляю­щими ось «включенность в социальный контекст — выключенность из социального контекста», «зависи­мость — независимость», «привязанность — автоном­ность». Измерение «позиция» включает те же отношения, что и ось «контроль—подчинение», «доминирование — подчинение», «уважение — неуважение». Измерение «валентность» состоит из отношений, близких по свое­му психологическому содержанию к отношениям оси «эмоциональная близость — эмоциональная холод­ность», «симпатия — антипатия», «доброжелатель­ность — враждебность».

Таким образом, совокупность отношений субъекта -общения располагается в пространстве трех координат, каждая из которых имеет полюс негативный и позитив­ный. В эти координаты вписываются три группы отно­шений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) доминирование — подчи­нение; 3) включенность — «отсутствие».

Первый непосредственный опыт невербального эк­спрессивного взаимодействия формируется у человека в результате его общения с близкими родственниками. Всем известный «комплекс оживления» есть не что иное, как один из первых кинесико-проксемических паттер­нов общения. Об экспрессивном взаимодействии мате­ри и ребенка, как условии полноценного развития, на­писано немало работ. Проблемы экспрессивного взаимодействия как фактора, обеспечивающего позитив­ные результаты, касаются исследователи психотерапев­тического общения. Из этих работ следует, что трудно проранжировать элементы кинесико-проксемических паттернов по критерию значимости для возникновения отношений определенного типа, практически невоз­можно отделить экспрессию лица, контакт глаз, инто­национно-ритмические характеристики голоса и при­косновения, интенсивность и направленность которых сопряжены с дистанцией общения. Поэтому акцент на изучении каких-либо составляющих кинесико-проксе­мических паттернов не столько обусловлен практикой общения, сколько задачами исследования. Исходя из них изучаются контакт глаз и отношения между парт­нерами, обмен прикосновениями на различных этапах онтогенеза, в соответствии с типом общения и статус­но-ролевым поведением его участников. Прослежива­ется связь между экспрессией лица, жестами, интона­циями и динамикой проксемических компонентов в различных формах взаимодействия (беседа, перегово­ры, интервью и т. д.). Рассматриваются кинесико-про-ксемические паттерны различных этапов общения. Например, изучаются виды рукопожатий в момент встречи с партнером и их связь с отношениями между ними. Объединяет различные направления исследова­ний невербальной интеракции то, что она рассматри­вается как показатель отношений и взаимоотношений, имеющих определенный знак, модальность и интенсив­ность выражения, сочетание которых указывает на вид отношения, на его принадлежность к одной из выше­названных координат. Общим для многих исследований является также и то, что в них наряду с рисунком невербальной интеракции и модальностью соответствую­щих ей отношений рассматривается вопрос об их роли в организации общения, в создании ситуаций затруд­ненного и незатрудненного взаимодействия.

Ниже мы рассмотрим кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений, опираясь на сложившуюся традицию их изучения, т. е. превращая какой-либо элемент экспрессии или проксемики в «фи­гуру», а остальные элементы в «фон», понимая, что та­кое деление носит условный характер.