3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
Изучение невербальных интеракций совпадает с расцветом различных психотерапевтических направлений и с активизацией деятельности практикующих психологов, специализирующихся в области социально-психологического тренинга. Богатый материал о проксемико-кинесическом взаимодействии накоплен представителями театрального и киноискусства. В их работах можно найти подробные описания мизансцен, включающие расположение действующих лиц в соответствии с их отношениями, опосредованными статусно-ролевыми и поло-ролевыми параметрами общения. Дистанция между персонажами, ориентация их фигур относительно друг друга — это основа живописного группового портрета. Во многих искусствоведческих произведениях представлены вместе с анализом самой живописи выводы относительно кинесико-проксемических переменных, использованных художником с целью создания психологического образа группы изображенных лиц, отношений между ними. Например, «Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи. Живописца и скульптора Флорентийского» включает специальный раздел, в котором Леонардо дает советы, как необходимо изображать группу людей в зависимости от темы общения и их отношений. Он пишет: «... если же в этой теме разъясняются различные доводы, то делай так, чтобы говорящий держал двумя пальцами правой руки один палец левой, загнув предварительно два меньших; лицо должно быть решительно обращено к народу; рот должен быть приоткрыт, чтобы казалось, что человек говорит; если же он сидит, то должно казаться, что он несколько приподнимается, подавшись головой вперед; если же ты делаешь его на ногах, то делай его несколько наклонившимся грудью и головой к народу, который ты изобразишь молчащим и внимательным; все должны смотреть оратору в лицо с жестами удивления. Сделай рот у какого-нибудь старика закрытым, в изумлении от услышанных изречений, с опущенными углами, увлекающими за собой многочисленные складки щек; брови должны быть приподняты в месте их соединения и образовывать много складок на лбу. Некоторые должны сидеть с переплетенными пальцами рук, держа в них усталое колено; у других — одно колено поверх другого, и на нем — рука, держащая локоть другой руки, которая своей кистью поддерживает бородатый подбородок какого-нибудь согбенного старца» (66. С. 185—186).
Таким образом, человек, участвуя в различных коллективных действиях, наблюдая за поведением групп людей, созерцая различные произведения искусства, создавая «бытовые мизансцены общения», овладевает «законами» функционирования невербальной интеракции, невербального группового поведения, умениями анализировать экспрессивное поведение диады, группы лиц в качестве показателя их отношений и взаимоотношений.
В отечественной психологии категории «отношения» и «взаимоотношения» занимают центральное место. Сложилась определенная традиция изучения отношений в общении, в формировании которой главенствующую роль сыграли работы В. Н. Мясищева и А. Ф Ла-зурского. В настоящее время существует огромное количество научной и научно-практической литературы, в которой так или иначе фигурируют понятия «отношение», «взаимоотношение», «связь» и т. д. Во многих работах подчеркивается однопорядковость понятий «отношение» и «связь».
В социальной психологии предметом изучения являются преимущественно субъект-субъектные отношения или отношения человека к другим людям (межличностные отношения) и к самому себе. Они исследуются в связи с проблемой аттракции, аффилиации и рассматриваются как эмоционально-оценочная система, как чувства, имеющие определенную направленность. Наиболее принятым в психологии определением отношений является определение, данное В. Н. Мясищевым. Он считал, что «отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях...» (124. С. 48). В контексте психологии экспрессивного, невербального поведения представляет особый интерес та часть определения отношений, в которой подчеркивается их связь с действиями, реакциями, иными словами, с экспрессивными формами обращения одного человека к другому, к миру и к себе. Экспрессивные компоненты входят в структуру отношений личности, которые являются устойчивыми образованиями. «Личность, — писал В. Н. Мясищев, — характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным» (124. С. 48). Следовательно, экспрессивные компоненты отношений входят в структуру внешнего Я личности.
Уточняя определение феномена «отношение», Т. А. Шкурко (199) обратила внимание на то, что его более детальная проработка заключается в поиске черт, связующих отношение с глубинными личностными особенностями. Так, отношения человека, в первую очередь, связаны с его социальными потребностями. На примере исследований, проведенных в русле теории привязанности (123), видно, что отношение ребенка к матери детерминировано не только и не столько его физиологическими потребностями, сколько социальными потребностями в защите и безопасности. Широко известна концепция В. Шутца, считавшего, что все межличностные отношения опосредованы тремя социальными потребностями: во включении в различные социальные группы, в контроле себя и других и в установлении близких отношений. А Кроник и Е. Кроник (81) приводят целый список социально-психологических потребностей, которые могут быть удовлетворены во взаимоотношениях; в успехе, в познании и исследовании, в сочувствии, в опеке, в аффилиации (близости), в самоутверждении, потребность быть нужным, значимым.
Не менее важной чертой отношений является их связь с формой выражения и обращения к другому человеку, к группе лиц, связь отношений и содержания образа о другом человеке, социально-психологической интерпретации личности. В ряде эмпирических исследований были обнаружены в структуре интерпретации особые образования, которые включают в себя эмоциональную оценку человека и являются показателями отношений между людьми. В. Н. Панферов назвал эти образования «интегральными определениями личности». А. А. Бодалев назвал их «оценкой личности в целом». В наших работах они обозначены как «эмоционально-оценочные суждения». В экспериментальном исследовании А. И. Тащева описала феномен «эмоционально-оценочной генерализации восприятия брачного партнера», отражающий определенный уровень сложившихся между супругами отношений (204).
Для обозначения межличностных отношений принято использовать термин «взаимоотношение», для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения или
взаимоотношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Кроме этого, термин «взаимоотношения» применяется с целью обозначения разных этапов динамики отношений. Так, в работе Л. Я. Гозмана (39) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения. Затем, по мере развития, индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение или «диадическое отношение». Я. Л. Коломинский также подчеркивает, что «взаимоотношение — специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного или опосредованного, одновременного или отсроченного ответного личностного отношения» (68. С. 12).
Как отношение, так и взаимоотношения имеют структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения партнеров придает внешний рисунок взаимоотношениям. Многообразие видов отношений ставит проблему критериев их классификации, на основе которых возможно сравнение различных отношений в системе отношений человека, их измерение, анализ изменений отношений и выделение различных видов отношений. В настоящее время существует довольно большое количество параметров отношений, которые могут быть использованы для их классификации. Почти все исследователи отношений и взаимоотношений выделяют такие параметры, как:
1. Знак отношения или его «валентность», направленность. Данный параметр разделяет отношения на негативные и позитивные, на отношения к себе и к другому.
2. Модальность отношения, раскрывающая конкретную, содержательную, качественную сторону отношения,
3. Интенсивность отношения — это количественный параметр, который показывает силу проявления отношения.
4. Степень осознанности отношений.
5. Дифференцированность отношений, т. е. «обилие оттенков» или многообразие отношений.
6. Степень взаимности отношений.
7. Степень глубины отношений.
8. Степень устойчивости отношений.
9. Степень активности отношения.
10. Степень определенности отношения.
11. Степень типичности, стереотипности отношения.
12. Степень этичности отношения.
13. Степень соответствия внешнего выражения отношения его внутреннему содержанию.
114. Степень эмоциональности отношения. 15. Стилевая сторона отношений (степень самоконтроля в отношении, степень самоограничения в отношении, степень самоактуализации в отношении).
Все перечисленные характеристики отношений автоматически становятся критериями анализа проксемико-кинесических компонентов, входящих в структуру отношений и взаимоотношений: знак, модальность, интенсивность, степень осознания, степень взаимности, устойчивости, типичности, этичности (соответствия принятым нормам), стиль выражения отношения, его соответствие переживаемым личностью отношениям.
Кроме этого, В. Н. Мясищев выделяет ряд параметров, которые относятся к системе отношений человека и описывают ее с точки зрения взаимосвязей между иерархически организованными отдельными уровнями отношений: 1. Доминантность, т. е. существование доминирующих отношений, которые определяют направленность личности 2. Целостность отношений. Они имеют внутреннюю связность, характеризующуюся либо гармоничностью, либо конфликтностью, противоречивостью.
Применяя вышеперечисленные параметры к анализу невербального, экспрессивного поведения, можно получить полное представление о системе отношений личности и ее составляющих.
Несмотря на обширный материал по проблеме отношений и разнообразие предлагаемых классификаций, до сих пор они изучаются в интраспективном плане либо с помощью различных опросов, на основе анализа речевого поведения, иногда с привлечением методов социометрии. Только в последнее время с целью изучения детско-родительских отношений стали применяться рисуночные проективные методы, которые в качестве критериев отношений используют проксеми-ческие параметры общения. Но и эти методы базируются на сведениях, которые получены в зарубежных работах, касающихся анализа кинесико-проксемичес-ких паттернов общения.
В отечественной психологии еще недостаточно исследований, которые были бы направлены на изучение кинесико-проксемических паттернов выражения отношений и взаимоотношений. Данный факт удивляет тем больше, чем больше понимаешь, что существующие правила общения касаются, главным образом, речевого поведения и только в некоторой степени экспрессивного, что эти правила слабо дифференцированны, что они создают условия для маневра в пределах речевого-неречевого поведения. Поэтому в обыденном общении отношения демонстрируется не столько через речь (здесь запреты очевидны, особенно негативные отношения), а с помощью экспрессивного невербального поведения (например, отвернуться от собеседника — «сделать вид, что ты его не заметил»). Такое поведение партнер фиксирует и интерпретирует соответствующим образом, но, как правило, не может прямолинейно (вербально) отреагировать на него. Эффект «ускользания» экспрессивного невербального поведения от нравственно-этических и других оценок способствует тому, что в ответ на определенное выражение отношения партнер прибегает к соответствующим способам экспрессивного поведения. Иными словами, общающиеся индивиды предпочитают проявлять модальность своих взаимоотношений в невербальной интеракции, в то время как речевое поведение (контролируемое, оцениваемое) может им не соответствовать.
Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Данный факт объясняется тем, что экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, в связи с чем она непосредственно передает различные движения души человека. Одна из последних книг, в которых невербальные интеракции рассматриваются как «язык» подсознания, написана А. Ю. Панасюк (134). В ней автор подробно анализирует ряд невербальных интеракций делового общения, подчеркивая каждый раз мысль о том, что элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются уровнем осознанности и целенаправленности. Данный вывод подтверждает нашу точку зрения по поводу отличительных особенностей экспрессивного невербального поведения и невербальной интеракции, изложенных в первой главе. Среди них первое место занимает факт преобладания в структуре невербального, экспрессивного поведения неосознаваемых, неинтенциональных, слабоконтролируемых элементов. Поэтому для психологии представляет интерес изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу. Кроме этого, интересным является и тот факт, что отношения, как и состояния в момент их переживания (до и после непосредственного общения), слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Именно в связи с этим появляется необходимость в развитии личности как субъекта невербального общения, в создании программ, актуализирующих экспрессивный репертуар.
Важным как для теории, так и для практики является вопрос о том, какие виды отношений передаются с помощью невербального поведения, экспрессии личности. В параграфе четвертом первой главы, когда обсуждался вопрос о соотношении речевого и неречевого поведения, мы ссылались на исследования М. Аргайла и других авторов, в которых определялась роль невербального экспрессивного поведения в передаче качества интерперсональных отношений. Изученный ими спектр отношений и взаимоотношений соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосходство и включает: дружеские, враждебные, подчиненные, доминантные, искренние, неискренние; эмпатич-иые, отчужденные и т. д. отношения. Исходя из этих работ, был сделан вывод о том, что невербальные интеракции выступают индикатором всех видов взаимоотношений. Особенно наглядно в них проявляются враждебные, доминантные отношения, неискренность, стремление выделиться. В целом особенности экспрессивного невербального поведения являются более значимыми в ситуации распознания взаимоотношений партнеров, чем их речевое поведение.
Из огромного количества западных работ, которые мы рассмотрим ниже, становится ясным, что с помощью невербальных интеракций передаются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь) — отталкивание, ненависть; 2) доминирование— подчинение; 3) включенность—«отсутствие». Ведущими критериями классификации отношений в отечественной психологии остаются направленность-объектность отношений, степень осознанности, уровень актуальности-реалистичности, знак отношений и их модальность. Но проблема заключается в том, что одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В. Н. Мясищев говорит оботношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды А. Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В. В. Столиным эмпирически выделены 3 биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяя позитивные-негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие-далекие отношения. Пристальный анализ каждой из этих классификаций отношений указывает на то, что, несмотря на различия в обозначениях осей, координат, измерений отношений, они сходны по содержанию. Так, виды отношений, входящих в измерение «дистанция», сходны по своему психологическому значению с отношениями, составляющими ось «включенность в социальный контекст — выключенность из социального контекста», «зависимость — независимость», «привязанность — автономность». Измерение «позиция» включает те же отношения, что и ось «контроль—подчинение», «доминирование — подчинение», «уважение — неуважение». Измерение «валентность» состоит из отношений, близких по своему психологическому содержанию к отношениям оси «эмоциональная близость — эмоциональная холодность», «симпатия — антипатия», «доброжелательность — враждебность».
Таким образом, совокупность отношений субъекта -общения располагается в пространстве трех координат, каждая из которых имеет полюс негативный и позитивный. В эти координаты вписываются три группы отношений: 1) степень аффилиации (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть); 2) доминирование — подчинение; 3) включенность — «отсутствие».
Первый непосредственный опыт невербального экспрессивного взаимодействия формируется у человека в результате его общения с близкими родственниками. Всем известный «комплекс оживления» есть не что иное, как один из первых кинесико-проксемических паттернов общения. Об экспрессивном взаимодействии матери и ребенка, как условии полноценного развития, написано немало работ. Проблемы экспрессивного взаимодействия как фактора, обеспечивающего позитивные результаты, касаются исследователи психотерапевтического общения. Из этих работ следует, что трудно проранжировать элементы кинесико-проксемических паттернов по критерию значимости для возникновения отношений определенного типа, практически невозможно отделить экспрессию лица, контакт глаз, интонационно-ритмические характеристики голоса и прикосновения, интенсивность и направленность которых сопряжены с дистанцией общения. Поэтому акцент на изучении каких-либо составляющих кинесико-проксемических паттернов не столько обусловлен практикой общения, сколько задачами исследования. Исходя из них изучаются контакт глаз и отношения между партнерами, обмен прикосновениями на различных этапах онтогенеза, в соответствии с типом общения и статусно-ролевым поведением его участников. Прослеживается связь между экспрессией лица, жестами, интонациями и динамикой проксемических компонентов в различных формах взаимодействия (беседа, переговоры, интервью и т. д.). Рассматриваются кинесико-про-ксемические паттерны различных этапов общения. Например, изучаются виды рукопожатий в момент встречи с партнером и их связь с отношениями между ними. Объединяет различные направления исследований невербальной интеракции то, что она рассматривается как показатель отношений и взаимоотношений, имеющих определенный знак, модальность и интенсивность выражения, сочетание которых указывает на вид отношения, на его принадлежность к одной из вышеназванных координат. Общим для многих исследований является также и то, что в них наряду с рисунком невербальной интеракции и модальностью соответствующих ей отношений рассматривается вопрос об их роли в организации общения, в создании ситуаций затрудненного и незатрудненного взаимодействия.
Ниже мы рассмотрим кинесико-проксемические паттерны отношений и взаимоотношений, опираясь на сложившуюся традицию их изучения, т. е. превращая какой-либо элемент экспрессии или проксемики в «фигуру», а остальные элементы в «фон», понимая, что такое деление носит условный характер.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246