5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
Взаимосвязь между типом психологической интерпретации невербального поведения и успешностью решения различных социально-перцептивных задач стала предметом рассмотрения в этой части изучения способности личности к адекватному пониманию невербального поведения. Были сопоставлены показатели типов сложившихся интерпретационных схем с показателями успешности решения социально-перцептивных задач. Математическая обработка данных осуществлялась следующим образом. В матрицу показателей были введены индексы рангов «вкладов» каждого участника эксперимента в организацию общегрупповьгх показателей структуры способностей к адекватному пониманию невербального поведения и индексы рангов «вкладов» в описанные выше типы интерпретационных схем.
Матрицы данных составлялись для группы руководителей и студентов отдельно, так как эти группы отличаются типами ведущих интерпретационных схем и количественными показателями соотношения подсистем способностей.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа данных группы руководителей. В табл. 37 отражены связи между индексами рангов «вкладов» каждого испытуемого-руководителя в общегрупповую успешность решения задач, диагностирующих уровень развития трех подсистем способностей, и индексами рангов «вкладов» в типы интерпретационных схем невербального поведения.
В результате анализа интерпретационных схем руководителей были определены их структурные, содержательные характеристики и наиболее типичные сочетания психологических значений невербального поведения. Они следующие: 1) интеллектуально-волевой, статус, роль; 2) формы взаимодействия — действия; 3) эмоции — отношения; 4) качества личности — эмоционально-оценочные суждения. В табл. 37 первые три показателя соответствуют трем подсистемам способностей, последующие — типам интерпретационных схем.
Результаты корреляционного анализа демонстрируют ряд связей между типом интерпретационных схем и уровнем успешности решения задач, демонстрирую-
Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
425
щих определенную подсистему способностей. Тип интерпретационной схемы — «формы взаимодействия» (5) с показателями успешности решения различных социально-перцептивных задач, типы интерпретационных схем — «интеллектуально-волевой, статус, роль» (4), «эмоции — отношения» (6) коррелируют только с задачами, диагностирующими способности к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения. Типы интерпретационной схемы — «качества личности — эмоционально-оценочные суждения» (7)
Таблица37
Матрица корреляций показателей успешности решения
социально-перцептивных задач и индексов типов
интерпретации невербального поведения
(руководители — 120 человек)
Номера | Номера показателей | ||||||
названия показателей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 «Индивидуально-индикативная» подсистема способностей | 1,00 | 0,18 | -0,09 | 0,25 | 0,36 | 0,45 | 0,10 |
2 «Интерактивно-регулятивная» подсистема способностей | 0,18 | 1,00 | -0,16 | -0,04 | 0,35 | 0,05 | 0,16 |
3 «Элементы-сравне-ние» подсистемы способностей | -0,09 | -0,16 | 1,00 | -0,12 | 0,25 | -0,08 | -0,27 |
4 «Интеллектуально-волевой статус, роль» — тип интерпретации | 0,25 | -0,04 | -0,12 | 1,00 | -0,01 | 0,04 | 0,15 |
5 «Формы взаимодействия — действия» — тип интерпретации | 0,36 | 0,35 | 0,25 | -0,01 | 1,00 | 0,01 | -0,03 |
6 «Эмоции — отношения» — тип интерпретации | 0,45 | 0,05 | -0,08 | 0,04 | 0,01 | 1,00 | 0,21 |
7 «Качества личности — эмоционально-оценочные суждения» — тип интерпретации | 0,10 | 0,16 | -0,27 | 0,15 | -0,03 | 0,21 | 1,00 |
отрицательно коррелируют с показателями успешности решения задач, диагностирующих уровень развития способности к установлению связей между различными элементами невербального поведения. Наиболее интенсивные связи наблюдаются между показателями успешности решения задач, диагностирующих уровень развития способности к адекватному пониманию индивидуального невербального поведения (1), и типом интерпретационных схем — «эмоции — отношения» (6).
На основе коэффициентов корреляционных связей между показателями успешности решения социально-перцептивных задач и индексов типов интерпретационных схем можно сделать следующие выводы:
Во-первых, среди руководителей наиболее успешно решают все виды социально-перцептивных задач те, которые могут интерпретировать невербальное поведение не только как показатель психологических характеристик личности, но и как показатель социально-психологических процессов, разворачивающихся в группе, диаде (формы взаимодействия, взаимоотношения).
Во-вторых, руководители, у которых интерпретационные схемы включают, главным образом, психологические значения «эмоции», «отношения», «интеллектуально-волевые процессы», более успешно решают задачи на установление связей между индивидуальным невербальным поведением и психологическими характеристиками личности, чем задачи на невербальную интеракцию.
В-третьих, руководители, у которых в структуре интерпретационных схем преобладает подсистема «качества личности — эмоционально-оценочные суждения», решают социально-перцептивные задачи менее успешно, чем руководители с другими типами интерпретационных схем. Личностно-оценочный тип интерпретации оказывает отрицательное воздействие на решение социально-перцептивных задач, диагностирующих способности к установлению связей между элементами невербального поведения, к созданию целостного образа на основе психологического содержания отдельных элементов невербального поведения.
Из результатов корреляционного анализа также следует, что в «новых» условиях общения (предъявления социально-перцептивных задач) наиболее успешно будут справляться с решением социально-перцептивных задач те руководители, которые владеют социально-психологическим уровнем анализа невербального поведения, и менее успешно те, у которых развит преимущественно психологический анализ невербального поведения.
Корреляционный анализ данных группы руководителей показал также, что личностно-оценочный тип интерпретации отрицательно влияет в «новых» условиях общения на адекватность понимания невербального поведения. Иными словами, социально-перцептивные образования, сформировавшиеся в результате общения и деятельности субъекта, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на успешность решения социально-перцептивных задач. Если учесть также тот факт, что ведущими типами интерпретационных схем руководителей-«производственников» являются такие типы, ядро которых состоит из психологических значений: интеллектуально-волевые процессы, действия, статус, роль, а центральным моментом ведущих интерпретационных схем руководителей-«общественников» являются личностно-оценочные суждения, то можно считать, что более высокое развитие у них способностей к адекватному пониманию индивидуального поведения по сравнению с уровнем развития способностей к адекватному пониманию невербальной интеракции определяется не только общими тенденциями в формировании способностей, но и детерминируется «запросами» деятельности, ведущими критериями оценки другого человека.
Таким образом, адекватность понимания невербального поведения, как и содержание интерпретационных схем, опосредовано развитием личности руководителя как субъекта общения и совместной деятельности Следовательно, и направления в развитии способностей к адекватному пониманию невербального поведения задаются не только объективными обстоятельствами — формальными, содержательными, функциональными характеристиками самого невербального поведения, но и критериями оценки личности, сформировавшимися в связи с ее жизнедеятельностью.
В целом количественные показатели коэффициентов корреляций указывают на то, что отмеченные связи являются достоверными, статистически значимыми и вместе с тем не настолько интенсивными, чтобы можно было утверждать, что в «новых» условиях общения ранее сложившиеся социально перцептивные образования (интерпретационные схемы) жестко предопределяют успешность решения социально-перцептивных задач.
В табл. 38 приведены коэффициенты корреляций между успешностью решения социально-перцептивных задач студентами и индексами типов интерпретационных схем невербального поведения. Результаты корреляционного анализа данных групп студентов показывают, что отсутствуют как значимые положительные, так значимые отрицательные связи между успешностью решения социально-перцептивных задач и типом сложившихся интерпретационных схем.
На основе результатов корреляционного анализа можно говорить о возникновении некоторых тенденций взаимосвязей между успешностью решения социально-перцептивных задач и типом интерпретационных схем.
Так, показатели успешности решения задач, диагностирующих уровень развития способностей к адекватному пониманию невербальной интеракции, способностей к регуляции отношений с помощью невербального поведения (1), имеют положительные связи с типом интерпретационной схемы, ядром которой являются психологические значения формы взаимодействия, действия, статус, роль (5) Этот же тип интерпретационной схемы коррелирует положительно с успешностью решения задач, диагностирующих уровень разви-
Таблица38
Матрица корреляций показателей успешности
решения социально-перцептивных задач и индексов
типов интерпретации невербального поведения
(студенты — 61 человек)
Номера | Номера показателей | |||||
названия показателей | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 «Интерактивно- |
|
|
|
|
|
|
регулятивная» под- | 1,00 | 0,12 | 0,01 | -0,05 | 0,12 | -0 09 |
система способностей |
|
|
|
|
|
|
2 «Индивидуально- |
|
|
|
|
|
|
индикативная» под- | 0,12 | 1,00 | -0,21 | 0,05 | -0,10 | 0,03 |
система способностей |
|
|
|
|
|
|
3 «Элементы-сравне- |
|
|
|
|
|
|
ние-мимико-индика-тивная» подсистема | 001 | -0,21 | 1,00 | 0,08 | 0,14 | -0,10 |
способностей |
|
|
|
|
|
|
4 «Эмоционально- |
|
|
|
|
|
|
отношенческий тип | -0,05 | -0,05 | 0,08 | 1,00 | -0,34 | -0 50 |
интерпретации |
|
|
|
|
|
|
5 «Формы взаимодей- |
|
|
|
|
|
|
ствия — действия» — | 0 12 | -0,15 | 0 14 | -0 34 | 100 | -0,05 |
тип интерпретации |
|
|
|
|
|
|
6 «Интеллектуально- |
|
|
|
|
|
|
волевые процессы — качества личности | -0 09 | 0 03 | -0 10 | -0 50 | -0 05 | 1 00 |
оценки» |
|
|
|
|
|
|
тия способностей к установлению связей между элементами невербального поведения, к созданию целостного психологического образа
В студенческом возрасте влияние ранее сформировавшихся результатов социально-перцептивной деятельности на адекватность понимания невербального поведения менее интенсивное, чем в группе руководителей Вместе с тем как в группе руководителей, так и в группе студентов наблюдается одна и та же особенность Лица, у которых развит социально-психологический анализ невербального поведения, т е они рассматривают личность не только как субъект действий, переживаний, но и как субъект общения, решают более адекватно различные социально-перцептивные задачи.
Таким образом, индивидуально-типологические различия в успешности решения социально-перцептивных задач можно объяснить, если рассматривать ситуацию их предъявления как модель изменяющихся условий общения, как ситуацию, новую для субъекта познания. В таком контексте границы адекватности понимания, индивидуальные отклонения от общих тенденций решения социально-перцептивных задач будут задаваться не только объективными обстоятельствами общения (формальными, содержательными, функциональными характеристиками социально-перцептивных задач), но и ранее сформировавшимися у субъекта социально-перцептивными образованиями
Интенсивность воздействия содержания интерпретационных схем субъекта познания на адекватность понимания невербального поведения не является величиной постоянной Воздействие содержания интерпретационных схем субъекта познания на адекватность понимания увеличивается или уменьшается под влиянием различных факторов Среди них одно из первых мест занимают «фазы жизненного пути» человека, сопряженные с его возрастом, общением, деятельностью
С переходом к новым условиям общения, с появлением однозначных критериев оценки личности, опосредованных деятельностью, увеличивается интенсивность влияния содержания интерпретационных схем, которые сформировались в контексте этой деятельности, на адекватность понимания невербального поведения Этот вывод подтверждают как результаты исследования студентов, так и руководителей.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246