2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ,
личности способствуют распознанию его состоянии, выявлению психологической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассматривает те свойства голоса, которые не входят в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений, и замещают сферу несловесных коммуникаций.
К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Другими словами, просодия — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. В словаре эпитетов русского литературного языка (40) указывается на то, что для обозначения силы, громкости, чистоты, продолжительности звучания голоса используются самые разнообразные определения. Одни из них затрагивают возраст человека (детский, молодой, старческий), другие имеют отношение к полу (бабий, девичий, мужской), третьи касаются состояний человека, его переживаний (жалобный, подавленный, веселый, радостный, раздраженный, тревожный), четвертые символизируют сферу отношений (безразличный, безучастный, вежливый, дружественный, благожелательный, заискивающий, мстительный, подобрострастный), пятые указывают на интегральные характеристики личности (авторитетный, ангельский, истеричный, капризный, застенчивый, гордый, настойчивый, строптивый, уверенный.
Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т. д. (71). В контексте экстралингвистики пауза, молчание наделяются функцией знака. С учетом коммуникативных ролей дифференцируется их значение в речевой деятельности. Выделяют молчание-внимание; молчание-невнимание; молчание-отчуждение, охлаждение отношений. Есть ритуальное молчание, ритуальные паузы, которые подчеркивают серьезные события. Одна из функций паузы заключается в группировке слов по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность.
Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам: 1) характер движения основного тона во фразе и завершении; 2) уровень частотного максимума фразы, 3) частотный диапазон фразы; 4) частотные интервалы глав-ноударного слога и завершения фразы; 5) крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения; 6) длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слова и фразы (112). Исследование интонации как элемента просодической структуры невербального поведения ведется также в плане восприятия и идентификации эмоциональных состояний в общении. Показано, что на распознание эмоциональных интонации, предъявляемых для аудирования, влияют не только акустические признаки, но и модальность состояния, что независимо от лексики и семантики высказывания, интонация играет большую роль в передаче состояния говорящего.
Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирования речевого потока, акцентирования внимания на той или иной части вербального сообщения, интонация, как в целом просодика и экстралингвистика, выполняет оригинальную функцию: функцию экономии речевого высказывания. В данном случае, как подчеркивает Т. В. Колшанский, речь идет не об экономии самой системы языка, а об экономии использования языковых средств в коммуникации. «В естественном общении, безусловно, достигается необходимая в конкретных ситуациях экономия языковых средств» (71. С. 8). Особую роль в этом случае выполняют темп, интенсивность высказывания, ударения, паузы.
Точность расшифровки состояния на основе просодических характеристик очень высока, так как трудно поддаются контролю со стороны человека интонационно-ритмические характеристики его речи. Управление интонациями — большое искусство. Поэтому интонация, как никакой другой элемент просодической структуры, «выдает» состояние человека, кроме того, интонация создает целостный психологический образ человека. Людям, жившим долгое время до «эпохи телевидения», когда основным средством массовой информации было радио, хорошо известен эффект создания образа «героя» с помощью интонаций. В радиоспектаклях используются интонационные стереотипы поведения людей различного статуса, возраста, мировоззрения.
Интонацию трудно отделить от речи, но на ее основе достаточно легко установить отношение человека к сказанному, к собеседнику. Рассогласования между содержанием речи и ее интонацией — признак неискренности человека. Различия мужских и женских голосов носит универсальный характер. В разных культурах степень этого различия варьируется. Сопоставительные данные по семи языкам и диалектам показывают, что наибольшие различия в произносительном стандарте наблюдается у мужчин и женщин, проживающих в Англии, затем в США, Франции, Швеции и Голландии (194). В зависимости от типа диалекта изменяются представления об уровне компетентности, интеллекта, высоты социального положения. Женщины, владеющие престижным диалектом, воспринимаются как утонченные.
В зависимости от статуса мужчин и женщин возникает интонационное неравенство. Оно проявляется не только в тембре, высоте голоса, но и в темпе, в длительности реплик и пауз (194). Лидер, как следует из данных Т. А. Шевченко, имеет более широкий диапазон варьирования мелодики и громкости, уверенней прибегает к средствам замедления темпа. Зависимый собеседник ограничен в проявлении своих интонационных возможностей (195).
Одним из важных вопросов психологии невербального общения является вопрос о возможностях психодиагностики личности по ее голосу и речи (112). В. X. Манеров разделяет диагностику личности по голосу и речи. Он отмечает трудности разработки классификационных схем применительно к голосу, как сложному поливариантному объекту. В качестве конкретных причин В. X. Манеров называет трудности перевода звуковых ощущений в вербальную форму, придание им количественных оценок, влияние социокультурным норм в отношении речи и традиции научных школ. Перечисленные им причины, тормозящие кодирование голосовых проявлений человека, практически совпадают с теми, которые указаны нами в разделе, касающемся проблемы кодирования экспрессивного, невербального поведения человека. Возможности психодиагностики личности определяются соединением голосовых, речевых, ситуативных признаков и факторов. По мнению В. X. Манерова, основные признаки голоса имеют динамический, меняющийся, не вполне поддающийся формализованному описанию статус. Поэтому каждое психодиагностическое решение относительно просодических и экстралингвистических параметров голоса человека предполагает, как и в отношении всех элементов экспрессивного Я личности, согласование различных выразительных компонентов ее поведения и всей ситуации общения. В своей книге «Психодиагностика личности по голосу и речи» В. X. Манеров, ссылаясь на Шпрагнера, приводит описание голоса и речи людей, относящихся к различным личностным типам (112). Например, властный, доминантный тип имеет сильный, скорее низкий голос, твердую, жесткую окраску, ритм напряженный, четкая артикуляция, смысл речи, ее содержание служат утверждению своего доминирования, выходу чувств превосходства. Вместе с этим В. X. Манеров отмечает противоречивость сведений, касающихся проблемы взаимосвязи между различными параметрами голоса, речи человека и его индивидно-личностными характеристиками.
Таким образом, просодические, экстралингвистические компоненты экспрессии человека выполняют в общении различные функции. Они не только передают состояние человека, отношения к нему, но и свидетельствуют о дифференциально-психологических, социально-психологических особенностях личности, становясь тем самым важным элементом экспрессивного Я личности.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246