logo search
лабунская

2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я

Известно, что многочислен­ные характеристики голоса человека создают его образ,

личности способствуют распознанию его состоянии, выявлению психологической индивидуальности. Основная нагруз­ка в процессе восприятия голосовых изменений чело­века ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассмат­ривает те свойства голоса, которые не входят в систе­му собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений, и замещают сферу несловесных коммуникаций.

К просодической структуре относятся явления вы­соты, тона, длительности, силы звука, ударения, темб­ра голоса. Другими словами, просодия — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. В словаре эпитетов русского литературного языка (40) указывается на то, что для обозначения силы, громкос­ти, чистоты, продолжительности звучания голоса ис­пользуются самые разнообразные определения. Одни из них затрагивают возраст человека (детский, молодой, старческий), другие имеют отношение к полу (бабий, девичий, мужской), третьи касаются состояний челове­ка, его переживаний (жалобный, подавленный, весе­лый, радостный, раздраженный, тревожный), четвертые символизируют сферу отношений (безразличный, безу­частный, вежливый, дружественный, благожелатель­ный, заискивающий, мстительный, подобрострастный), пятые указывают на интегральные характеристики лич­ности (авторитетный, ангельский, истеричный, капризный, застенчивый, гордый, настойчивый, строптивый, уверенный.

Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологичес­ких проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т. д. (71). В контексте экстралингвистики пау­за, молчание наделяются функцией знака. С учетом коммуникативных ролей дифференцируется их значе­ние в речевой деятельности. Выделяют молчание-вни­мание; молчание-невнимание; молчание-отчуждение, охлаждение отношений. Есть ритуальное молчание, ритуальные паузы, которые подчеркивают серьезные события. Одна из функций паузы заключается в груп­пировке слов по логическим требованиям. Длитель­ность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность.

Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие сво­им источником психику человека. Вся область экспрес­сивной интонации может быть зафиксирована объек­тивно по отдельным физическим параметрам: 1) характер движения основного тона во фразе и завер­шении; 2) уровень частотного максимума фразы, 3) ча­стотный диапазон фразы; 4) частотные интервалы глав-ноударного слога и завершения фразы; 5) крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основ­ного тона завершения; 6) длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слова и фразы (112). Исследование интонации как элемента просодической структуры невербального поведения ведется также в плане восприятия и идентификации эмоциональных состояний в общении. Показано, что на распознание эмоциональных интонации, предъявляемых для аудирования, влияют не только акустические призна­ки, но и модальность состояния, что независимо от лек­сики и семантики высказывания, интонация играет боль­шую роль в передаче состояния говорящего.

Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регу­лирования речевого потока, акцентирования внимания на той или иной части вербального сообщения, инто­нация, как в целом просодика и экстралингвистика, выполняет оригинальную функцию: функцию эконо­мии речевого высказывания. В данном случае, как под­черкивает Т. В. Колшанский, речь идет не об экономии самой системы языка, а об экономии использования языковых средств в коммуникации. «В естественном общении, безусловно, достигается необходимая в кон­кретных ситуациях экономия языковых средств» (71. С. 8). Особую роль в этом случае выполняют темп, ин­тенсивность высказывания, ударения, паузы.

Точность расшифровки состояния на основе просо­дических характеристик очень высока, так как трудно поддаются контролю со стороны человека интонацион­но-ритмические характеристики его речи. Управление интонациями — большое искусство. Поэтому интонация, как никакой другой элемент просодической структуры, «выдает» состояние человека, кроме того, интонация создает целостный психологический образ человека. Людям, жившим долгое время до «эпохи телевидения», когда основным средством массовой информации было радио, хорошо известен эффект создания образа «героя» с помощью интонаций. В радиоспектаклях используют­ся интонационные стереотипы поведения людей раз­личного статуса, возраста, мировоззрения.

Интонацию трудно отделить от речи, но на ее основе достаточно легко установить отношение человека к ска­занному, к собеседнику. Рассогласования между содержанием речи и ее интонацией — признак неискреннос­ти человека. Различия мужских и женских голосов но­сит универсальный характер. В разных культурах сте­пень этого различия варьируется. Сопоставительные данные по семи языкам и диалектам показывают, что наибольшие различия в произносительном стандарте наблюдается у мужчин и женщин, проживающих в Англии, затем в США, Франции, Швеции и Голландии (194). В зависимости от типа диалекта изменяются пред­ставления об уровне компетентности, интеллекта, вы­соты социального положения. Женщины, владеющие престижным диалектом, воспринимаются как утончен­ные.

В зависимости от статуса мужчин и женщин возни­кает интонационное неравенство. Оно проявляется не только в тембре, высоте голоса, но и в темпе, в длитель­ности реплик и пауз (194). Лидер, как следует из дан­ных Т. А. Шевченко, имеет более широкий диапазон варьирования мелодики и громкости, уверенней прибе­гает к средствам замедления темпа. Зависимый собесед­ник ограничен в проявлении своих интонационных возможностей (195).

Одним из важных вопросов психологии невербаль­ного общения является вопрос о возможностях психо­диагностики личности по ее голосу и речи (112). В. X. Манеров разделяет диагностику личности по голо­су и речи. Он отмечает трудности разработки класси­фикационных схем применительно к голосу, как слож­ному поливариантному объекту. В качестве конкретных причин В. X. Манеров называет трудности перевода звуковых ощущений в вербальную форму, придание им количественных оценок, влияние социокультурным норм в отношении речи и традиции научных школ. Пе­речисленные им причины, тормозящие кодирование го­лосовых проявлений человека, практически совпадают с теми, которые указаны нами в разделе, касающемся проблемы кодирования экспрессивного, невербального поведения человека. Возможности психодиагностики личности определяются соединением голосовых, рече­вых, ситуативных признаков и факторов. По мнению В. X. Манерова, основные признаки голоса имеют ди­намический, меняющийся, не вполне поддающийся формализованному описанию статус. Поэтому каждое психодиагностическое решение относительно просоди­ческих и экстралингвистических параметров голоса человека предполагает, как и в отношении всех элемен­тов экспрессивного Я личности, согласование различ­ных выразительных компонентов ее поведения и всей ситуации общения. В своей книге «Психодиагностика личности по голосу и речи» В. X. Манеров, ссылаясь на Шпрагнера, приводит описание голоса и речи людей, относящихся к различным личностным типам (112). На­пример, властный, доминантный тип имеет сильный, скорее низкий голос, твердую, жесткую окраску, ритм напряженный, четкая артикуляция, смысл речи, ее со­держание служат утверждению своего доминирования, выходу чувств превосходства. Вместе с этим В. X. Мане­ров отмечает противоречивость сведений, касающихся проблемы взаимосвязи между различными параметрами голоса, речи человека и его индивидно-личностными характеристиками.

Таким образом, просодические, экстралингвистичес­кие компоненты экспрессии человека выполняют в общении различные функции. Они не только переда­ют состояние человека, отношения к нему, но и свиде­тельствуют о дифференциально-психологических, со­циально-психологических особенностях личности, становясь тем самым важным элементом экспрессивно­го Я личности.