2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
Не менее важным элементом экспрессивного поведения человека являются жесты — движения рук или кистей рук. Когда-то Фрэнсис Бэкон написал: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу». Действительно, разве не использует человек свои руки для того, чтобы призывать, грозить, выражать любовь или гнев, удивление или сострадание? Каждый из нас ответит на поставленный вопрос утвердительно. Более того, можно привести множество примеров, свидетельствующих о полифункциональности жестов.
Красноречиво говорит о роли жестов в общении пример из «Работы актера над собой»: «...При объяснении своей мысли Говоркову я усиленно пользовался кистями рук и пальцами. Поэтому он приказал перевязать их салфетками. «Для чего вы это делаете?» — недоумевал я. «Для доказательства от противного: для того, чтобы вы лучше поняли, как мы часто не дорожим тем, что имеем, а «потерявши, плачем». Для того еще, чтоб вы убедились в том, что если глаза — зеркало души, то концы пальцев — глаза нашего тела...» (172. С. 303—304).
Психологию невербального общения жесты интересуют прежде всего как средство выражения и передачи информации, т. е. с точки зрения их диагностических, коммуникативных, регулятивных и выразительных функций. Преобладающей традицией изучения жестов является традиция отношения к ним как к паралингвис-тическим средствам. Наряду с ней существует подход к жестам как к самостоятельным коммуникативным языкам. В этом случае единицы языка жестов интерпретируются в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук — согласные; направления движения — гласные; динамика — ударение; тон, долгота, модели движения — полугласные; референты — предметы, к которым движение рук направлено. Следует отметить, что только незначительная группа жестов поддается таким описаниям. По мнению Т. М. Николаевой (129), к невербальным средствам коммуникации непри-ложима грамматика естественного языка. Более продуктивным подходом к запечатлению жестов является подход, учитывающий тот факт, что у людей, вступающих в общение, нет органов, запечетлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути: 1) указания органа, выполняющего движение; 2) его направленности; 3) цикличности, этапности в совершении движения; 4) его отношения к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания жестов положены в основу создания словарей жестов. Одними из первых А. А. Акиши-на, X. Кано, Т. Е. Акишина составили словарь русских жестов и мимики (3). Он интересен тем, что каждый жест, описанный в словаре, имеет свое название, о нем подробно рассказано и указано его значение. Например, жест, обозначающий угрозу, описывается следующим образом: 1) грозить (пригрозить, трясти, махать пальцем); 2) указательный палец повернут ребром к собеседнику и вытянут, остальные сжаты в кулаках. Рука согнута в локте. Кисть колеблется к себе — от себя. Чем сильнее эмоции, тем чаще колеблется кисть; 3) угроза может сопровождать фразы: «Погоди у меня!», «Ты дождешься!»; выражать недоверие к собеседнику и т. д. Такой принцип описания позволяет не только показать место жестов в экспрессивном репертуаре человека, но и установить их значение в определенной культуре, выявить их межинтернациональный смысл.
Термин «жест» иногда применяется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики, а с целью специализации собственно движений рук употребляется понятие «жестикуляция». Промежуточное положение занимают те определения жеста, в которых кроме движения рук упоминаются движения головы, а жест «понимается как преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации» (121. С.11). В такого рода определениях жесты интерпретируются как невербальная коммуникация и подчеркивается их интенциональ-ность, направленность, семантическая однозначность, что, безусловно, ограничивает рассмотрение функций жестов в общении и не позволяет в полной мере обратиться к ним как к элементу внешнего Я личности, так как в трактовках жеста исчезают такие его параметры, как спонтанность, неосознанность, непроизвольность.
Жесты в процессе общения не только сопровождают речь или заменяют ее, но и говорят об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Классическим примером является шедевр живописи — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Через язык жестов в этой картине раскрывается вся система отношений между персонажами. Известно, что великий художник уделял огромное внимание жестам людей, манере поведения, отличал мужские и женские жесты. В своем трактате он замечает, что «у женщин и девушек не должно быть жестов расставленных или слишком раскрытых, так как это обнаруживает смелость и полное отсутствие стыда: и сдвинутые ноги обнаруживают боязливую стыдливость» (66. С. 187).
Жест может сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. По мнению П. Экмана и др., жест не только несет информацию о качестве психического состояния, но также и об интенсивности переживания человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление целенаправленной или спонтанной активности человека. В связи с этим мы будем придерживаться той интерпретации жеста, которая вытекает из определения невербального, экспрессивного поведения и отвечает сложившимся в отечественной психологии представлениям об экспрессии, о выразительных движениях, как сопряженных с психическими состояниями личности, ее отношениями к другому человеку и к самой себе. Такой подход к жесту не означает, что для психологии невербального общения становятся не важными классификации жестов, их характеристики, описания, которые были разработаны с иной точки зрения. Наоборот, он предполагает отношение к нему как к элементу экспрессии, имеющему различные уровни рассмотрения и соответствующие им связи со структурой личности и ее общением.
Психология невербального общения не имеет своей собственной классификации жестов. В исследованиях приняты за основу те из них, которые были созданы в психолингвистике, лингвистике, семиотике и т. д. Но объединяет представителей различных наук мнение о том, что язык жестов один из самых древних языков, способных передавать довольно сложную информацию о человеке. Самая широкая классификация — это деление жестов на две группы: 1) естественные и 2) искусственные языки жестов. К последним относят язык жестов глухонемых, или те движения рук, которые имеют конкретное практическое назначение: жесты дирижера, «ручной язык» биржевиков.
Такие жесты входят в экспрессивный репертуар человека, но имеют в нем автономное положение. Они не столько выражают состояния человека, сколько замещают речь. Естественный язык жестов, как правило, спонтанный. Человек использует его с целью передачи информации и выражения своего отношения к сказан-
Демотические знаки
(7) щелчок ногтем
(10) скрещенные пальцы
(2) знак рукой от локтя (3) знак одним пальцем
(б) фига
(5) рога
(8) кольцо
(9) поднятый большой палец
(11) движение от подбородка
(12) поворот пальцем у виска
(13) дотрагивание до уха (14) сжать и покрутить щеку
Рис.3
ному. В «Энциклопедии знаков и символов» Джона Доли (46) представлена более дробная классификация жестов, отражающая их функциональную направленность и психологическую суть: 1) демотические жесты, включающие жесты-иллюстраторы, сопровождающие нашу речь, чтобы пояснить то, что мы говорим; жесты-обозначения, применяемые для того, чтобы показать отсутствующий предмет (соединение двух пальцев для обозначения ножниц) или выступить в качестве символа, например «поднятый большой палец»; 2) профессиональные языки жестов (жесты биржевиков, крупье в казино, водителей и т. д.); 3) альтернативные жестовые языки, которые разрабатываются специально для того, чтобы заменить речь (например, жестовый язык индейцев Северной Америки); 4) первичные знаковые языки, т. е. жестовый язык глухонемых. Каждый из перечисленных языков жестов рассматривается в соответствующих областях науки, но чаще всего в лингвистике, в теории коммуникации, в теоретических схемах развития языка и мышления.
Для нас представляют интерес те работы, в которых жесты анализируются в контексте определенной деятельности, например, в педагогической, политической (публичные выступления) и т. д. Так, в исследовании Е. А. Петровой (145) жесты рассматриваются в связи с деятельностью учителя. Исходя из специфики педагогического процесса, Е. А. Петрова выделяет визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически-тактильные жесты. Данная классификация отличается от предыдущей тем, что в ней не столько представлена степень автономности жестов и их «информатизационная специализация», сколько указывается на системы отражения жестов (визуальная, слуховая, тактильно-кинестетическая). Тем самым указывается на то, с помощью каких систем отражения Жест представлен другому человеку и какие виды образов (визуальные, аудио-, тактильные) могут возникать ° себе и партнере на основе восприятия жеста.
В общении жесты выполняют разнообразные функции. Классификации жестов на основе их ведущей функции в общении разработаны многими авторами. Наиболее полная, включающая не только особенности жестов, но и разнообразные стороны общения — функциональная классификация разработана Е. А. Петровой (144. С. 16). Аффективно-коммуникативная функция представлена в эмотивной функции (выражение чувств, воли, желаний и других состояний), в функции выражения процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), в модальной функции (выражение отношений, установок, оценок, объектов, себя, субъектов). Регулятивно-коммуникативная функция реализуется в фатических жестах (вступление в контакт), в конатативных (поддержание и усиление контакта), в «эндных» (завершение контакта), в побудительных функциях (активационная). Информативно-коммуникативные функции выражены в презентации информации об объекте, о себе, о другом.
В классификации жестов, разработанных Н. И. Смирновой (126), также представлен контекст общения, в котором центральное место занимает соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации. Первая группа жестов, выделенная Н. И. Смирновой, — это коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка. К ним относятся жесты приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения; дразнящие, встречающиеся в общении детей; жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение, а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.
Вторая группа жестов называется описательно-изобразительными, подчеркивающими жестами. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл. Третья группа — это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к экспрессивным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям, к окружающей среде: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты, передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Кроме этих представлений о роли жестов в общении существует точка зрения, четко сформулированная М. С. Андриановым (9), о том, что жесты выражают общую «тональность» общения. На основе этого критерия общение можно разделить на возвышенное, нейтральное, нейтрально-обиходное, фамильярное, вульгарное. «Вульгарные» жесты хорошо описаны в книге Д. Доли (см. рис. 3). Таким образом, на основе жестов партнеров формируется общее впечатление не только о них, но и об общении между ними.
Исходя из принципа записи жестов, выделения единиц анализа, также разрабатываются их классификации. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук; и по признаку центробежности или центростремительности. Движения человеческого тела, как известно, совершаются в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях и происходят от вращения его рычагов. Например, у русских жестов — это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки (3).
Кроме приведенной классификации, жесты подразделяются на основе критерия их коммуникативно-психологическои однозначности на жесты, имеющие четкое значение, и на многозначные жесты. Степень однозначности жеста зависит от его распространения. Наблюдается интересная закономерность: чем шире употребляется жест, чем больше область его распространения, тем он однозначней воспринимается и, наоборот, локальное употребление жеста делает его более многозначным (64). Например, жест «поднятая правая рука на уровне головы или над головой вперед ладонью» широко распространен и понимается однозначно как приветствие. Жест «ввинчивание в висок указательного пальца правой руки» также имеет определенный психологический смысл и практически во всех уголках земного шара используется с одной целью — подчеркнуть, что собеседник говорит глупости. А вот жест — «удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы» распространен не так широко. Поэтому он более многозначен. Для египтянина, сирийца такой жест «говорит», что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европейцами то же движение рук может быть понято как проявление неуважения и т. п.
Сила и частота жестикуляции определяется культурными нормами. Английский психолог, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз. От принадлежности к той или иной культуре зависит также рисунок жеста, его значение, появление специфических движений рук (165). Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест «почесывание затылка», передающий у русских старание вспомнить что-то, у тех же англичан встречается сравнительно редко.
Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения (4, 64, 114, 168). Вместе с этим его жесты отражают также особенности его индивидуальности, представляя сочетание произвольных и непроизвольных, типичных или совсем не характерных для него жестов, выражающих его случайные состояния. Для понимания жестового репертуара личности важно знать ее ведущие психические состояния, отношения к себе и к другим, тип темперамента, статус и исполняемые социальные роли. Например, установлено, что интенсивность жестикуляции повышается, если говорящий волнуется или хочет занять лидирующую позицию в общении, если прерывается обратная связь в общении, если человек испытывает затруднения в выражении мысли. Тревожность, неуверенность человека сопровождается хаотическими жестами, однообразными движениями рук, использованием при разговоре какого-либо предмета (постукивание карандашом, снимание-надевание очков и т.д.). Во всех перечисленных ситуациях жестикуляция возникает непроизвольно, едва осознается человеком и является типичной, т. е. она характерна практически для всех людей.
Обычно наблюдателю представлены несколько характеристик жестов: их направленность, форма, интенсивность, частота. Исходя из совокупности этих параметров жестикуляции человека, возникает общая оценка жестов (быстрые — неторопливые, грациозные — неловкие, легкие, небрежные, свободные, скованные, сдержанные, обильные и т. д.).
Писатели, художники используют жестовый репертуар человека с целью создания типов людей, описания их ведущих отношений. «Все можно сказать по этим рукам, по тому как они ждут, как хватают, медлят: корыстолюбца — по скрюченным пальцам, расточителя — по небрежному жесту, расчетливого — по спокойному Движению кисти, отчаявшегося — по дрожащим пальцам; сотни характеров выдают себя манерой, с какой берут в руки деньги... я даже не могу вам описать, какие разные бывают руки у игроков: дикие звери с волосатыми скрюченными пальцами, по-паучьи загребающими золото, и, нервные, дрожащие, с бледными ногтями... благородные и низкие, грубые и робкие, хитрые и вместе с тем нерешительные — но каждая в своем роде...» — писал когдг.-то Стефан Цвейг (190. С. 285). В художественной форме им воплощена идея о роли жестов в передаче информации о действительных переживаниях человека. Всем известно, что жесты в большей степени «говорят» о силе переживаемых состояний и меньше, чем мимика, поддаются контролю и регуляции. Поэтому они чаще являются теми элементами экспрессивного репертуара, с помощью которых осуществляется «утечка информации». «... Все или почти все игроки умеют управлять своим лицом, — над белым воротничком виднеется только холодная маска (бесстрастия), они разглаживают складки у рта, стискивают зубы, глаза их скрывают тревогу; они укращают дергающиеся мускулы лица и придают ему притворное выражения равнодушия. Но именно потому, что они изо всех сил стараются управлять своим лицом, которое прежде всего бросается в глаза, они забывают о руках, забывают о том, что есть люди, которые, наблюдая за их руками, угадывают по ним то, что хотят скрыть наигранная улыбка и напускное спокойствие. А между тем руки бесстыдно выдают самое сокровенное...» (190. С. 284—285).
На основе рисунка жестов, их сочетания, интенсивности складываются впечатления о жесте как о выразителе определенных состояний, отношений человека, свойств его темперамента. Существует несколько рисунков жестов, которые позволяют достаточно однозначно судить о знаке состояний человека, их интенсивности, о типе отношения. Так, вяло свисающие вдоль тела руки означают, что человек пассивен, переживает эмоции печали, страдания, грусти. Постоянно скрещенные на груди руки свидетельствуют о том, что человек стремится к дистанцированию, что его обычная позиция в общении — это позиция выжидания. Если человек пытается скрыть что-нибудь, то он прячет свои руки (например, за спину), если же он постоянно держит руки за спиной, то это говорит о сдержанности, пассивности, о склонности к созерцанию людей. Сжатые руки появляются в том случае, если партнер скрывает свое негативное отношение, если его ожидания не оправдываются. Если руки спрятаны в карманы, то у партнера может возникнуть чувство опасности. Такой жест может говорить о том, что человек пытается преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, а может свидетельствовать о нежелании слушать собеседника, о стремлении стать в оппозицию и т. д. Более подробно изложены основные параметры жестов и их психологические значения в книге Аллана Пиза (149), Хорста Рюкле (163), Антона Штангеля (202). Обращаясь к данным работам и им подобным, следует помнить о том, что связь между жестами и состояниями, отношениями человека опосредована многообразными факторами и приведенные описания жестов — это лишь указание на некоторую тенденцию в связях между жестовым репертуаром человека и его психологическими особенностями.
Таким образом, жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности, эффект выраженности контактных процессов, динамичности и направленности поведенческих компонентов отношений личности.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246