3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
Из всех элементов невербальной интеракции наиболее часто изучались в культурно-сравнительном плане, с точки зрения различных социально-психологических особенностей общения жесты и их разновидность жесты-прикосновения. Они являются важными элементами невербальной интеракции, сообщающие ей динамизм, так как непосредственно связаны с темпераментом человека и с его отношениями к партнеру. Во второй главе мы подробно рассматривали классификации жестов и их основные характеристики. Среди характеристик жестов и их видов отсутствуют такие, которые бы не имели значения для понимания психологической сути невербальной интеракции, отношений между партнерами. Но особую роль в придании невербальной интеракции психологической модальности играют так называемые аффективно-коммуникативные жесты (одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; жесты, передающие растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг и т. д.). Невербальная интеракция осуществляется на базе жестов вступления в контакт, поддержания, усиления контакта и его завершения.
Специальная область психологии невербального поведения занимается изучением жестов-прикосновений, исследованием физических контактов людей. Она получила название такесика. Известно, что тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением. Однако в определенных ситуациях общения, особенно там, где имеется сенсорная депривация, эта система отражения формирует представления о положении тела в пространстве, несет информацию о наличии объектов, в том числе и другого человека, в целом способствует созданию схемы тела, как определенной структуры (63).
Таким образом, тактильно-кинестезическое отражение дает представление о такесической структуре невербального поведения и входящих в него элементах: физическом контакте и расположении тела в пространстве.
Как и многие области психологии невербального общения, так и такесика привлекла внимание исследователей как фактор развития личности, как способ регуляции отношений, как средство культурно-нормативного и социально-психологического управления обшением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействий личности с окружающим миром. С помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Психологи во всем мире рассматривают прикосновения в качестве фактора формирования первого опыта общения ребенка, предполагая, что благодаря им складывается картина мира, имеющая определенную эмоциональную модальность. Иными словами, такесическому контакту, который предшествует визуальному, отводится роль фундаментального средства, определяющего на долгие годы жизни человека его отношение к миру. С помощью рук матери и близких людей, посредством интенсивности и модальности прикосновений удовлетворяются не только биологические потребности ребенка, но и социальные (в безопасности, одобрении, эмоциональной поддержке и т.д.). С помощью тех же прикосновений, но имеющих определенные формальные (резкие, сильные, хаотичные и т. д.) и качественные (жестокие, отталкивающие, наносящие физические повреждения) характеристики, а также при их отсутствии или депривации, нарушается процесс удовлетворения социальных потребностей, что приводит впоследствии к искажениям в развитии личности.
Каждый знает о том, как легко наказать маленького ребенка, лишив его прикосновений, но этот же прием используют взрослые люди в общении со своим партнером («уходи, не прикасайся ко мне» — кричит разгневанный человек как взрослому, так и ребенку). Каждый психотерапевт, психолог, занимающийся консультированием семейных пар, знает, что одним из важных показателей деструктивных отношений между супругами является увеличение дистанции общения и соответственно появление запретов на любые виды прикосновений. Самые сильные чувства человек выражает через прикосновения (любовь — ненависть), самые нежные и жестокие отношения включают определенный тип прикосновений. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью особого рода физических контактов (побои, удары и т. д.), психологическое разрушение личности можно также осуществить, используя такой такесический репертуар, как пощечина или принуждая к физическим контактам. В определенные периоды жизни, например в подростковом возрасте, избегание прикосновений взрослых, близких людей становится показателем отчуждения ребенка, стремления демонстрировать независимую позицию и т. д. Как правило, родители, близкие люди переживают нарушение такесического поведения между ними и подростком. В отдельных случаях наблюдается наращивание прикосновений к подростку со стороны родителей, что приводит к возникновению еще больших нарушений в общении, вплоть до конфликтных ситуаций. Из содержания некоторых работ (123) вытекает, что феномен «эскалации такесического поведения» в определенных ситуациях может приводить к негативным последствиям развития личности. Например, в ситуациях общения младенца и матери, которая постоянно озабочена тем, чтобы ребенок подтверждал ее эмоциональную значимость для него, демонстрировал привязанность и любовь к ней. В этих случаях, не считаясь с психическим и физическим состоянием ребенка, мать постоянно ему навязывает невербальное взаимодействие, в котором преобладает такесика. Младенец, устав от такого общения, начинает капризничать, плакать, избегать прикосновений и других невербальных контактов. Мать, раздражаясь, либо увеличивает интенсивность контакта, либо прекращает его полностью, демонстрируя при этом отрицательные эмоции. В результате нарастает отчуждение матери от ребенка, взаимное непонимание, легкие трения превращаются в затяжные сбои взаимодействия, в формирование вербальных и физических форм агрессии.
Невербальные интеракции, в основе которых лежит такесика, изменяются (разрушаются или возобновляются и продолжаются) под влиянием огромного количества факторов. Но центральное место среди них занимает система отношений людей друг к другу. Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика. Еще сохраняется визуальный контакт, еще улыбка появляется на лице при встрече партнера, но исчезли прикосновения (объятия, поцелуи, рукопожатия, поглаживания и т. д.) — это верный признак, что чувства, отношения изменились. Различные виды прикосновений являются показателями эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина), Они помогают справиться с эмоциональным напряжением. Так, М. Осориной замечено, что дети, слушая страшную историю, чаще, чем обычно, дотрагиваются друг до друга, обнимаются, берутся за руки. Взрослые также часто прикасаются к себе (аутоприкосновения) и к своему партнеру в экстремальных ситуациях.
Такесическая структура невербальной интеракции находится не только под контролем тактильно-кинесте-зической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения, слухового анализатора, что способствует созданию условий дифференцированной оценки всех нюансов физического контакта Особенно важно помнить об этом в связи с развивающими функциями такесики.
В зависимости от ограничений, накладываемых культурой на использование жестов, предложена их классификация У. Лаберром (64). В соответствии с ней жесты-прикосновения могут быть систематизированы следующим образом: 1) прикосновения, имеющие сильную врожденную базу и распространенные во всем мире (прижаться, схватить другого человека, испугавшись чего-нибудь); 2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами, приветствуя друг друга); 3) социально-нормированные прикосновения (поцелуи); 4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).
В экспериментальной психологии невербального общения изучаются прикосновения чаще всего в качестве показателей различных этапов взаимодействия (вступление в контакт — приветствие, выход из контакта — прощание), как индикаторы видов общения (интимное, жестокое, деловое), как средства выражения отношений и их изменений.
Из многочисленных работ известно, что многие народы при встрече и прощании используют прикосновения к различным частям тела. Рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Но частота его использования в общении ограничена культурными нормами Рукопожатие чаще используется в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин В США рукопожатия не приняты, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с применением рукопожатия в русской культуре (126). Рукопожатие является одним из видов этикетной интеракции. Об отношениях между партнерами свидетельствуют следующие характеристики рукопожатия, кто первым подает руку; пожимают руку особе противоположного пола или не пожимают; пожимают руку всем присутствующим или не всем; эмоциональная окраска и техника исполнения (15).
В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновения партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек только при полной потере самоконтроля, либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы и представители Южной Европы касаются друг друга в процессе диалога. Удар по ладони собеседника в момент или после произнесения удачной шутки, остроты — это обычай египтян, сирийцев, жителей Йемена. Не ударить ладонью об ладонь собеседника — это значит обидеть его. С их точки зрения, не касаться собеседника — значит вести себя холодно, недружелюбно (126).
Изменчивость культурных норм прикосновений является одной из самых характерных черт такесическо-го поведения человека. В соответствии с культурной традицией распространенные прикосновения (поцелуи, рукопожатия, объятие, и т. д) могут изменять свой психологический смысл. Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство У восточных народов и многих европейских прикасание друг к другу развито намного меньше, чем у русских (русские ходят, держа друг друга под руку, также ходят друг с другом и женщины, что очень удивляет иностранцев; беседуя, постоянно прикасаются к своему собеседнику; целуются). «Активное использование поцелуев в этикетном поведении восточных славян не раз привлекало внимание иностранцев», — замечают А. К. Байбурин и А. Л. Топорков (15). В русской традиции использовать поцелуй при встрече и прощании. Поцелуй — приветствие, особенно в губы, выражает чувство приязни и дружеского единения, а поцелуй рук, плеч, ног является знаком подчинения, почтительности. И прощание, и прощение скрепляются у русских поцелуем как знаком дружеского отношения. Поцелуй наблюдается в русской культуре в общении и мужчин, и женщин. У англичан он встречается редко, только при интимных отношениях. А у народов Северного Кавказа применяются поцелуи для приветствия только в определенных ситуациях и, как правило, между родственниками.
Культурные традиции прикосновений распространяются на такие переменные общения, как пол, возраст, статус, степень знакомства, родства, вид взаимодействия (деловое — личностное). Например, похлопывание по спине и плечу возможно при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся. В ситуации деловой беседы усиливаются ограничения на прикосновения даже у тех народов, которые отличаются развернутым такесическим поведением. Перенос такесического репертуара, приемлемого для личностного общения, в деловую сферу приводит к затруднениям в общении и к последующему избеганию партнера (типичный пример — это попытка навязать «внеслужебные» отношения с помощью прикосновений, отличающихся интимностью). Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, попытки погладить его, похлопать по плечу не просто приводят к трениям в общении, а свидетельствуют о том, что демонстрирующий такие способы взаимодействия человек имеет невысокий уровень развития социального интеллекта. Возможно, он использует прикосновения, ущемляющие статус партнера, с целью создания атмосферы эмоционального напряжения и осуществления манипуляций с целью контроля поведения.
В целом, такесика выполняет в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Поэтому неадекватное использование прикосновений приводит к многочисленным конфликтам в общении.
Таким образом, жесты-прикосновения выполняют различные функции на протяжении всего жизненного пути человека. Они вместе с визуальным контактом представлены в обыденном сознании в качестве экспрессивной невербальной интеракции. Функции прикосновений изменяются в соответствии с этапом развития человека, ситуацией общения. Но остается постоянным то, что человек использует прикосновения, как самый непосредственный способ общения для выражения своих сильных чувств, для демонстрации отношений привязанности и отчуждения. Поэтому они так же, как и другие элементы невербальной интеракции, подчиняются социокультурным нормам, требованиям социально-психологических ситуаций и индивидно-личностным особенностям человека.
В связи с эмоциональной силой такесики, обусловленной тем, что она обязательно сопровождается нарушением неприкосновенности физического тела человека, с незапамятных времен существуют в культуре различные запреты, коммуникативные табу. Невыполнение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции приводит к формированию затрудненных форм общения, а в ряде случаев к эскалации интенсивных физических контактов.
Психологическое и социально-психологическое значение прикосновений, их смысл для партнеров и наблюдателей будет определяться именно тем, кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, Ударил; усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность. По данному параметру рукопожатие может быть охарактеризовано как: властное, дружеское, участливое, теплое, холодное, быстрое, короткое, крепкое, вялое, сильное, слабое и т. д.; поцелуй: веселый, горький, дружеский, коварный, подлый, страстный, быстрый, долгий, звонкий, слабый, холодный и т. д,; объятие: братское, дружеское, радостное, холодное, вялое, крепкое, сильное, энергичное, нежное, порывистое и т. д.
Такесическое поведение сопровождается приближением к партнеру, что усиливает роль ольфакторной системы. Речь идет о запахах: естественных и искусственных. Нам представляется, что система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нем образа. С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, как источник межличностных контактов, как характеристика функционально-ролевых ожиданий индивидов, как способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро- или макрогруппе. По нашему мнению, система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры невербального поведения. Главным образом потому, что обоняние в общении, во взаимодействии людей имеет несколько приниженное значение, чем оптическая или акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференцирующую силу только при весьма специфических обстоятельствах, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, в ситуации врач — больной и т. д. Безусловно и то, что общество регулирует интенсивность запахов и сама эта структура невербального поведения является показателем общего уровня культуры человека. К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запахов также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя при описании средств невербального общения многие авторы включают косметику, одежду и т. д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении сделаны в результате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта.
В процессе физического контакта, особенно тогда, когда он нарушает границы персонального пространства (люди стоят, сидят на очень близком расстоянии друг от друга), подключается еще одна система отражения — ольфакторная. Партнеры начинают реагировать на естественные и искусственные запахи, сопровождающие их общение: на этот элемент невербальной интеракции мало обращают внимания исследователи, хотя с незапамятных времен уделяется огромное внимание созданию искусственных запахов. В своей статье «Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей. Ссылаясь на ряд работ, они подчеркивают, что межличностное общение людей нельзя рассматривать как происходящее при отсутствии запахов. Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1,5—3 лет узнавали своих матерей только по запаху (189).
По мнению исследователей роли запахов в коммуникации, они выполняют важную функцию — контролируют непосредственное, социальное общение. Б. Холд и М. Шлейдт специально изучили особенности межличностного распознавания по запаху и связанного с ним эмоционального оценивания участниками взаимодействия друг друга. В их исследовании приняли участие 24 супружеские пары, которые должны были по запаху ночной рубашки определить: какая рубашка имеет их собственный запах; какая рубашка имеет запах их партнера; какая рубашка имеет мужской или женский запах; какие рубашки имеют приятный, нейтральный или неприятный запах? 31% всех участников правильно опознали собственный запах, 33% верно определили запах своего партнера. В то же время в подавляющем большинстве случаев оценивается запах партнера как приятный, реже — как нейтральный и в нескольких случаях — как неприятный. Женщины считают собственный запах в основном приятным, а мужчины чаще оценивают свой запах как неприятный, но в большинстве случаев не могут его опознать.
Известно, что существуют определенные представления по поводу того, как должны пахнуть мужчины и женщины. Об этом свидетельствуют эксперименты Рассела, в которых он предлагал выбрать мужскую рубашку из двух контрольных рубашек. По его данным, 75% участников исследования дали правильные ответы.
В имеющихся работах также установлен факт, что на оценку запаха как более или менее приятного влияет степень знакомства с партнером. В этих же исследованиях подчеркивается, что индивидуальный запах может играть важную роль в установлении дистанции общения. Представители обоих полов склонны отрицательно оценивать мужской запах. При этом мужчины эмоционально более нейтральны, а женщины более амбивалентны. В этой связи расстояние между женщинами в процессе коммуникации может быть значительно меньше, чем расстояние между мужчинами.
На оценку запаха влияет его популярность, например, модные духи. Чем лучше известен запах, тем чаще он оценивается как приятный, и наоборот. И все же в межличностном общении обоняние человека имеет несколько приниженное значение по сравнению с оптической или акустической системами отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференцирующую силу только при весьма специфических обстоятельствах, скажем, в ситуации социальной, сенсорной изоляции, в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения между мужчиной и женщиной, ухода матери за ребенком, ситуации врач — больной и т. д. Общество регулирует интенсивность запахов, предъявляет к ним особые требования. Поэтому данная структура невербального поведения является показателем общего уровня культуры человека.
Система запахов — это специфическое средство социальной стратификации (носитель запаха дорогих импортных духов безоговорочно причисляется к лицам с высоким социальным статусом, к финансово состоятельным, к элите и т. д.), способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро-или макрогруппе.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246