2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
В данной главе книги не столько обсуждается функциональный аспект проблемы выражения личности, сколько ставится задача рассмотреть искусственно-естественные способы формирования и осознания личностью своего экспрессивного Я, его связей с внутренним миром, тех противоречий, которые возникают в результате борьбы двух тенденций в жизнедеятельности человека: тенденции к выражению своего внутреннего мира и тенденции к маскировке с помощью тех же экспрессивных средств своего реального, действительного Я.
Традиционно проблема Я личности рассматривается в контексте идей психологии Я-концепции, в которой основное внимание уделяется изучению той совокупности представлений (менее близких или далеких в отношении реального Я), в которых с различной силой осознания отражены черты, свойства, навыки, умения личности как субъекта различных видов деятельности и общения. В задачи настоящей работы не входит анализ различных теорий Я-концепции. Обращение к ним обусловлено прежде всего тем, что в них в зависимости от позиций авторов выделяются различные виды Я личности. Но при всем многообразии «Я», вычлененных на основе различных критериев, остается как бы в тени исследовательских задач разведение Я — личности на базе дихотомии «внешнее — внутреннее», «маскируемое — выражаемое», или «выраженное — сокрытое», «демонстрируемое, выражаемое и реальное» Я личности. Нельзя сказать, что современная психология в других своих направлениях не уделяет этому вопросу внимания. Достаточно упомянуть работы, посвященные изучению проблемы распознавания искреннего и лживого поведения, или исследования, в которых авторы ставят задачу понять, какие средства использует личность для маскировки своих реальных переживаний, отношений, мотивов, или данные о том, насколько успешно может осуществляться кодирование состояний, отношений с помощью различных средств с целью их передачи партнерам по общению (см. раздел 1.5. данной книги).
Несмотря на большую практическую значимость данной проблемы, современная психология слишком увлеклась «так называемыми глубинными проблемами личности», забыв на некоторый промежуток времени о целостности личности, о сложнейшем взаимодействии между внешним и внутренним, наконец, о том, что сущностные свойства личности находят выражение в самых различных способах бытия человека, в том числе и через его экспрессивный репертуар. Возможны и другие объяснения ситуации, сложившейся в связи с изучением внешнего Я личности, его формированием и изменением. Они касаются, прежде всего, всех тех явлений, которые трудно поддаются изучению в рамках так называемой естественнонаучной парадигмы социальной психологии личности. Психологи-теоретики, работающие именно в этом направлении, считают, что проблема «выражения личности» существует как бы для узкого крута «любителей художественной, искусствоведческой, гуманитарной, полунаучной психологии» .
В рамках практической психологии развития личности, наоборот, интерес к экспрессии как средству выражения личности с каждым днем возрастает. Экспрессивные компоненты внешнего Я личности также привлекают внимание специалистов, занимающихся психодиагностикой, психотерапией, социально-психологическим тренингом, рекламой, политической психологией и т. д. Поэтому в ближайшее время можно ожидать появления работ, в которых будут ставиться задачи, связанные с объединением таких понятий, как выражение, проявление, предъявление, демонстрация, а также подниматься вопросы интеграции широкого круга подходов, данных, полученных в различных областях психологии (например, в процессе изучения ролевого поведения личности или Я-концепции личности и способов их предъявления), или в работах, направленных на поиск экспрессивных компонентов различных эмоций, отношений, качеств личности, или в исследованиях, нацеленных на рассмотрение связей между динамикой групповых процессов и соотношением в структуре личности ее внешнего Я и реальных психологических особенностей. Некоторые из названных аспектов проблемы выражения личности представлены в отечественной психологии (5). Но их разработка ведется в направлении изучения вербальных форм выражения, предъявления личности.
Пренебрежительное отношение к экспрессивным, невербальным средствам выражения и самовыражения складывается прежде всего потому, что психологическую суть экспрессивного невербального поведения сложно как опровергнуть, так и подтвердить. Несмотря на «неуловимый» характер экспрессии, интерес западных исследователей к ней не ослабевает, а в последнее время возрастает в связи с отходом от рациональных моделей объяснения социального поведения человека (241).
Напомню, что в нашей работе под внешним экспрессивным Я личности понимается совокупность устойчивых (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивные, выразительные движения), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности. По аналогии с классификацией подструктур личности и с точки зрения изменчивости компонентов экспрессии мы выделяем устойчивые и динамические подструктуры в экспрессивном Я личности. Эти подструктуры состоят из социальных выразительных средств (выразительных движений и оформления внешности), эмоциональных действий и выразительных движений, имеющих генотипическую основу. В экспрессивном внешнем Я отражены устойчивые индивидно-личностные особенности (возраст, пол, статус, качества личности) и ее динамические характеристики (эмоциональные состояния, отношения и т. д.).
Существуют различные способы формирования представления о внешнем Я своей личности, но мы остановимся только на некоторых из них, которые в большей степени связаны с природой экспрессии, в той интерпретации, которая дана нами экспрессивному поведению личности, ее экспрессивному Я (см. раздел 2.1). Кроме этого речь пойдет о формировании представлений о внешнем Я личности и способов выражения своего внутреннего мира, которые включают динамические компоненты экспрессии, расположенные в различных структурах невербального поведения (кинесичес-кой, такесической, просодической и ольфакторной), а именно: жестов, мимики, взгляда, поз, интонационно-ритмических характеристик голоса, прикосновений, запахов, которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями и взаимоотношениями. Следовательно, обсуждается вопрос о динамическом внешнем Я личности и о закономерностях его фиксации в представлениях личности. Но в каком бы направлении ни изучалось внешнее Я личности, оно приобретает статус личностно-субъект-ного образования только тогда, когда субъект выражения включает его в собственную Я-концепцию, начинает «выстраивать» это Я и в определенной мере отчуждать его от реального, действительного Я, умело сочетать в своем поведении две противоположные функции: выражать и скрывать свое Я в соответствии с ситуацией общения.
На пути формирования внешнего Я как личностно-субъектного образования лежат фундаментальные особенности экспрессии: 1) «воочию представленное и осязаемое данное» (для других); 2) частично представлено самому субъекту (особенно в визуальных образах); 3) динамичная целостность; 4) имеет противоречивые связи с психологическими, социально-психологическими особенностями личности. Казалось бы, данные препятствия легко преодолеть с помощью зеркала как одного из инструментов познания своего экспрессивного поведения и внешности или же привлекая для этих целей множество его модификаций: фотографию, видеозапись, живописный портрет, пародию, в конце концов другого человека, группу лиц. («Отзеркаливание» — один из самых распространенных приемов в тренинго-вых группах: «смотрись, как в зеркало, в другого человека».) Все они дают представление о том, как выглядит внешнее Я человека или его отдельные составляющие. «Он встал и подошел к зеркалу посмотреть, как выглядит печаль, — пишет Рэй Брэдбери в рассказе «Прощай, лето!», — и увидел ее, она впиталась в его лицо и глаза, и теперь останется в них навсегда, никогда из них не уйдет, и он протянул руку дотронуться до этого другого лица за стеклом...» (приводится по 35. С. 74). А. 3. Вулис, рассуждая о функциях зеркала в жизни человека, подчеркивает, что Робинзон не нуждался в зеркале, так как у него на острове было немного зрителей, чтобы любоваться его лицом, фигурой. Поэтому ему было все равно, какой они имели вид. Исчезли человеческие контакты, и вслед за ними исчезла необходимость в зеркале. «Зеркало — репетиция нашей социальной «большой» роли на малой сцене общения с самими собой. Мы видим себя в зеркале чужими глазами, мы примеряемся в зеркале к другим, мы подставляем свое «я» в гипотетические дуэты, квартеты и квинтеты... И мы готовы смотреться в зеркало, когда промысливаем себя к воображаемой публике, которая чуть позже будет на нас глядеть» (35. С. 30).
Ряд вопросов задает человек, стоя перед зеркалом, но главный из них — «Как я выгляжу». Ощущение страха перед зеркалом, перед тем, с чем можно встретиться в зеркале, отталкивает многих от этого инструмента познания (такой страх и тревога наблюдаются часто в группах видеотренинга). М. М. Бахтин отмечал также, что смотрение на себя в зеркало (в разных его вариантах) «не может стать непосредственным моментом нашего видения и переживания мира; мы видим отражение своей наружности, но не себя в своей наружности...» (19. С. 31). Поэтому любой акт смотрения на себя в «зеркало» сопровождается актом рефлексии, что неизбежно возвращает к мысли о личностном, пристрастном, избирательном отношении к увиденному и приводит к выводу о том, что образ, представление о внешнем Я личности подчиняется общим закономерностям формирования Я-концепции. Возникшие «зеркальные образы» воспринимаются личностью как представления внешности, ее внешнее экспрессивное Я, которое видят другие, но которое не совпадает полностью с тем, что действительно чувствует и переживает человек, что видит он. «... Зеркало осуществляет по заданию каждого из нас дифференциацию внутреннего и внешнего... получая в результате дихотомию: я — и не я» (там же, с. 14—15). Исходя из этих фактов, функции «зеркал» не ограничиваются фиксацией внешности, они вбирают также реакцию на увиденное и тем самым придают дополнительный штрих к портрету. Созданный образ порождает новую гамму невербальных выразительных движений, что делает процесс формирования внешнего Я личности бесконечным, незавершенным и во мне. > той спонтанным. В противовес этой объективной «бесконечности», защищаясь от нее, личность стремится ; к закреплению «дихотомии: я — не я», используя различные перцептивные механизмы, демонстрируя свойств .о инертности в отношении изменений, что проявдяется в феномене «удержания представления о своем внешнем Я» (каждый сталкивался в своей жизни с таким фактом, когда человек, увидев себя на фотографии, восклицает: «Здесь я на себя совсем не похож»).
Следует отметить, что выраженность экспрессии для других и отсутствие ее непосредственной представленности для себя лежит в основе формирования двух типов личностей. Первый — это человек, научившийся жить без внешности (художественный образ «человек-невидимка», второй — человек, зачарованный собственной внешностью и экспрессией (например, мифологический герой Нарцисс) (там же). Можно сказать, что эти два типа субъектов есть проявление крайних форм не только отношения к различным «зеркалам», но и к себе, своей внешности, к идее формирования собственного образа для других, к мысли о том, что мы «воочию представлены», что внешнее Я есть Я тогда, когда оно включено в общую Я-концепцию.
Социально-психологические функции внешнего Я личности», его представленность другому и отсутствие непосредственного видения экспрессивного репертуара приводит к появлению многих феноменов, интересных для психологии выражения. Одним из наиболее очевидных феноменов, сопровождающих формирование представлений о своем внешнем Я, является самооценка внешности и ее соответствие оценкам другим, т. е. тем «человеческим зеркалам», которые актуализируют процесс рефлексии, отличаются личностным, пристрастным, избирательным отношением к увиденному, т. е. к внешности, экспрессии. Одна из первых проблем, приобретающих экзистенциальный характер, появляющаяся в определенные периоды развития личности и сопровождающая человека до конца его дней — это проблема несоответствия «зеркальных, оценочных образов», того, что видят другие, и того, что действительно чувствует и переживает человек. Данное несоответствие порождено природой связей между внешним и внутренним, природой тех механизмов, которые лежат в основе формирования оценок и самооценок. Иными словами, несоответствие представления о своем внешнем Я и «оценок-зеркал» неизбежно, следовательно, нескончаем поиск ответов на вопросы: «как выразить себя, предъявить свою суть, предстать в соответствии со своими переживаниями?», так и другой поток вопросов: «как замаскировать свое реальное Я, как спрятать свои действительные чувства, как изобразить себя?», или третий крут вопросов: «какова мера конгруэнтности внешнего и внутреннего, насколько возможно отчуждение внешнего от внутреннего, реально ли их соответствие и т. д.?»
Одним из традиционных способов современной социальной психологии, направленных на развитие экспрессивного репертуара личности, ее экспрессивной одаренности, формирование представлений о ее внешнем Я, о его соответствии реальному Я, является социально-психологический тренинг. Вклад данного направления в понимание проблем формирования представлений о внешнем Я личности трудно переоценить. Вместе с этим, работа именно с таким элементом Я-концепции личности, как представление о своей внешности, об экспрессивном Я, о его сопряженности с психологическими особенностями, остается, как правило, второстепенной, побочной задачей. В качестве исключения можно привести работу Е. В. Кузнецовой, посвященную развитию личности как субъекта невербальных коммуникаций (85, 87). Но и в этой работе акцент сделан на информативной функции экспрессии, что заложено в самом понятии «невербальные коммуникации».
В нашей совместной работе с Т. А. Шкурко была предпринята попытка создать на основе развиваемого подхода к проблеме внешнего Я личности как элемента ее Я-концепции инструмент познания внешнего экспрессивного Я, его развития, который соответствовал бы природе, функциям экспрессии, специфике ее связей с динамическими структурами, позволял бы актуализировать спонтанность выражения и самовыражения, затрагивал бы глубинные проблемы личности и давал бы ей возможность видеть их сквозь призму своего экспрессивного репертуара. В качестве такого инструмента была разработана танцевально-экспрессивная программа развития личности как субъекта выражения своих состояний и отношений, формирования представления о динамической структуре своего внешнего Я и ее связях с реальными переживаниями и отношениями к другому человеку.
В основе созданной программы лежит ряд положений, касающихся проблемы кодирования экспрессивного невербального поведения (см. раздел 1.5), групповых форм коррекции личности и применения экспрессивных способов воздействия на нее (85, 147), а также взгляд на танец как на экспрессивную модель выражения личности, включенной в определенный социально-психологический контекст (200, 201). В программе Т. А. Шкурко особое место отводится приемам, появившимся в контексте экспрессивной психотерапии, что существенно отличает ее от других программ социально-психологического тренинга.
В различных видах экспрессивной психотерапии широко используются все средства, описанные в психологии выражения личности. Но особое место среди них занимает танец. Как следует из работ по теории и истории развития танца (76, 91, 110, 222), его необходимо рассматривать как социокультурное явление, социально-психологический феномен, личностное образование, некое психофизиологическое действие, сексуальный ритуал и т. д. Для отечественной психологии более традиционным является использование танца в качестве средства улучшения, оптимизации эмоционального состояния, стимулирования творческой активности, снятия психического напряжения. В то же время в современной танцевальной психотерапии происходит перенос акцента с этих функций танца на использование его как средства установления, поддержания, коррекции межличностных отношений, самовыражения, познания себя и других. Перестановка акцентов в различных направлениях танцевальной психотерапии привела к расширению круга ее целей. Для нас представляют интерес те из них, которые касаются развития личности, системы ее отношений, проблемы самовыражения и самоактуализации, стимуляции творческого потенциала, становления более индивидуализированного самовосприятия и самоотношения. В основе данной программы лежит прежде всего представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических и личностных координат. Именно в этом плане рассматриваем танец как средство выражения личности, раскрытия внутреннего Я посредством внешнего Я.
Сравнительный анализ танца и экспрессии по ряду критериев (время и источник возникновения, детерминанты формирования, основные свойства, виды, функции, структура и схемы), выполненный Т. А. Шкурко, показал, что танец выступает интегральной моделью динамических компонентов экспрессивного поведения человека (200). Он представляет динамическую структуру личности и состоит из тех же элементов, что и экспрессия (жесты, мимика, взгляд, поза, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), сопряжен с состояниями, отношениями личности
Но не только более спонтанная и более глубинная связь между танцем (как разновидностью динамической структуры внешнего Я личности) и характеристиками личности определяет его включение в реестр наиболее действенных способов формирования представления о внешнем Я личности. Главная причина заключается в том, что наиболее распространенными приемами развития самовыражения, экспрессивного репертуара в танцевальной психотерапии являются «кинестетическая эмпатия», т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений; организация различных видов экспрессивной обратной связи (222), работа с мышечными зажимами экспрессивных движений; целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, способствующих раскрытию функций экспрессии и позволяющих выразить через танец все: от любви до ненависти, от уважения до презрения, от доверия до полного недоверия. Анализ различных методических приемов танцевальной психотерапии показывает, что они ориентированы на актуализацию спонтанных компонентов экспрессии, на то, что любой танец обращен к другому человеку. Больше всего нацелен на спонтанное самовыражение и выражение отношений личности к другим так называемый неструктурированный танец (индивидуальный, диадный, групповой). Целенаправленный выбор музыки (как психотерапевтом, так и самими участниками) также способствует свободной импровизации в самовыражении и выражении отношений в межличностном взаимодействии.
Использование неструктурированного индивидуального, диадного, группового танца («кругового», «тематического» и «символического») является характерной чертой создаваемого нами (совместно с Т. А. Шкурко) танцевально-экспрессивного тренинга. Его программа с подробным описанием каждого упражнения, целей и схем анализа приведена в работе (201). Кроме этого, в процессе тренинга прослеживаются формально-динамические характеристики индивидуального, диадного и группового танца на основе разработанных нами структурных схем анализа индивидуального невербального поведения и невербальной интеракции. Они приведены в разделах 1.2; 1.3. В этой связи различные виды танцев рассматривались как кинесико-такесико-проксе-мические паттерны, входящие в структуру экспрессивного Я личности и представляющие ее состояния и отношения (симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность), что нашло отражение в схемах их анализа.
Заявленный выше подход к танцу, приемы работы с ним используются во многих видах социально-ориентированной психотерапии и социально-психологическом тренинге, что создало непротиворечивую базу для разработки танцевально-экспрессивного тренинга, главная цель которого — это развитие и формирование экспрессивного Я личности и представления о нем. Ниже приводится фрагмент практического применения нами танцевально-экспрессивного тренинга с целью развития экспрессивного Я личности. Он использовался в восьми реально существующих учебных группах, в которых уже сложилась система отношений и способы их выражения. Поэтому динамика этой системы отношений и соответствующих ей компонентов в структуре экспрессивного Я участников тренинга рассматривались как показатели изменения динамической подструктуры экспрессии, ее психологической модальности.
С точки зрения исследовательских задач, в тренинговых группах основное внимание уделялось констатации динамики формально-содержательных параметров отношений личности (интенсивность, знак, модальность, их дифференцированность и взаимность) в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Мы рассматривали отношения личности к себе, к другому и к группе как их виды, которые изучались в рамках шкалы «Осознаваемые и неосознаваемые отношения». Такой подход соответствовал нашим представлениям об экспрессивных компонентах внешнего Я личности, предъявляющего партнеру целостный мир ее отношений.
Диагностика сложившейся системы отношений личности определялась с помощью методики исследования осознаваемых отношений человека к каждому члену группы и к самому себе, разработанная Т. А. Шкурко на основе классификации видов отношений В. В. Столина (174). Для того чтобы снять вербальные ограничения на пути целостного изучения отношений, в работе был применен модифицированный рисуночный тест «Я и группа», а также цветовой тест отношений, направленный на диагностику неосознаваемых отношений к другому и себе. Методика исследования отношений человека к каждому члену группы и самому себе, цветовой тест отношений использовались 5 раз: до начала тренинга (на предварительной встрече), после тренинга и на каждом втором занятии. Рисуночный тест «Я и группа» применялся до начала тренинга, в середине и после него. Таким образом был осуществлен микролонгитюдный анализ динамики отношений и их выражения в группе танцевально-экспрессивного тренинга. Степень достоверности изменений системы отношений личности и ее выражения определялась с помощью двухфакторного дисперсионного анализа Фридмана, метода знаковых рангов Уилкоксона, а также корреляционного и факторного анализов.
Получены данные, которые приведены в работе (199). Результаты исследования свидетельствуют, во-первых, о том, что в процессе танцевально-экспрессивного тренинга изменяются гетерохронно формально-содержательные параметры отношения личности, что влечет за собой различия в динамике формирования экспрессивных компонентов этих отношений. Во-вторых, ведущими тенденциями изменений различных видов отношений являются: увеличение интенсивности выражения отношений к себе и другому; снижение взаимности осознаваемых отношений и их экспрессивных компонентов. В-третьих, динамика различных видов отношений имеет следующие профили: «скачкообразный», «поступательный», «Пи-образный», «U-образный»; им соответствуют изменения в интенсивности, гармоничности экспрессии на разных этапах танцевально-экспрессивного тренинга. Получены также сведения о том, что индивидуальная и групповая динамика различных видов отношений опосредована социально-психологическими характеристиками субъектов выражения отношений. Личность с динамической системой отношений имеет позитивный социально-психологический статус в группе. Ей свойственны общительность, чувствительность и стремление к другим людям; у нее ярко выражена потребность в установлении близких отношений, в контроле других и себя, в принадлежности к различным социальным группам. Эти сведения подтверждают еще раз вывод о том, что экспрессия как средство выражения неотделима от личности в целом, что экспрессивные компоненты отношений и их изменения сопряжены не только с динамической, но и с относительно статичными структурами личности.
В целом, первые результаты применения разработанного нами танцевально-экспрессивного тренинга подтверждают его адекватность целям развития, формирования экспрессивного Я личности, которое достигается благодаря осознанию и раскрытию паттернов своего экспрессивного репертуара, связанного с определенными отношениями в группе, за счет раскрытия потенциалов своего экспрессивного репертуара, а также повышению спонтанности выражения и самовыражения.
В разработанной программе танцевально-экспрессивного тренинга использована главная функция «зеркал» — осуществление дифференциации внутреннего и внешнего Я, «выстраивание» своего внешнего Я, «выявление внутреннего «я» путем внешнего «я», бесконечное самоизваяние, и соотношение в его процессе выражаемого и скрываемого (я — не я). Функция «зеркал» в танцевально-экспрессивном тренинге заключается также в том, что они «вбирают» реакцию на возникший в них образ, создают напряжение, обращают к рефлексии, в конечном итоге, делают процесс формирования внешнего Я личности, представления о нем, о его динамических компонентах специальной задачей, решение которой не может быть окончательным.
Итак, выше представлен был анализ способов формирования представлений о внешнем Я личности, которые относятся к физическим и психологическим, социально-психологическим «зеркалам». Кроме них, на протяжении столетий, в процессе социализации человечество разрабатывало менее интимные, но постоянно действующие приемы формирования внешнего Я личности и представлений о нем. В качестве таких приемов выступает социокультурная разработка «экспрессивных масок», отбор совокупности движений, делающих поведение человека социально приемлемым, успешным, привлекательным. «Окультуривание экспрессии» является одним из механизмов контроля не столько над телом человека, сколько над его личностью. С точки зрения одного из известных исследователей невербальных коммуникаций А. Шефлена (256), любой элемент экспрессии (от позы до контакта глаз) существует для того, чтобы установить, сохранить, ограничить отношения между взаимодействующими людьми. Поэтому заинтересованные общественные институты ведут не просто разработку требований к экспрессивному поведению человека, а осуществляют с его помощью трансляцию социально желаемого спектра черт, состояний, отношений, которые должны иметь четкое внешнее выражение. Например, на протяжении долгого времени «настоящим» считался человек, имеющий простое лицо с крупными чертами, большие руки, широкие плечи, массивную фигуру, белозубую улыбку, прямой взгляд, четкий жест и т. д. и отличающийся действенностью, упорством, стойкостью, мужеством. Все те, кто в силу природных обстоятельств или условий воспитания не соответствовал этой поведенческой модели, рисковали прослыть «гнилыми интеллигентами».
Отсутствие непосредственной представленности экспрессии самому себе (имеется в виду отсутствие различных «зеркал») не означает, что человек не зафиксировал факт высоких диагностических возможностей ее элементов (взгляд, позы, мимику и т.д.). Несмотря на явное преобладание в структуре экспрессии малоосо-знаваемых невербальных паттернов поведения, субъект использует выразительные движения не только в соответствии с их главной функцией выражать, но и в целях маскировки его действительных переживаний и отношений, что становится предметом особых усилий, приводящих к развитию управления и контроля за внешним Я личности. Приемы целенаправленного изменения экспрессивного внешнего Я, его маскировки разрабывались представителями психологии сценического мастерства. Их работы подтверждают вывод С. Волконского о том, что внешнее Я — это «... самоизваяние, притом вечно изменяющееся» (33. С. 16). Они связывали эти умения с экспрессивной одаренностью личности (157, 172), которая в рамках проблемы формирования экспрессивного Я личности может быть интерпретирована как совокупность способностей «выстраивать» свое внешнее Я, «выявлять внутреннее «я» путем внешнего «я». В этот процесс «выстраивания» включены как когнитивно-эмоциональные, так и поведенческие механизмы, среди которых особое место занимает представление о своем внешнем Я и его соответствие реальному, действительному Я личности.
В заключение этого раздела книги хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в обыденной жизни, в процессе социально-психологического тренинга, социально-ориентированной психотерапии экспрессивное Я личности становится предметом рефлексии тогда, когда внешность человека оказывает сильнейшее влияние на его жизнь, судьбу, оценку другими, на всю систему отношений, профессиональные и личные достижения (возрастные кризисные периоды жизни, карьера, любовь и т. д.). Именно изучение процессов, механизмов развития и формирования внешнего Я личности и включение его в Я-концепцию на этих этапах жизнедеятельности должно стать предметом социальной психологии личности, превратив данную проблему из сугубо психологической в социокультурную, общественную, затрагивающую интересы многих социальных и политических институтов.
- Глава 1
- 1.1. Направления исследований в психологии невербального общения
- 1.2. Понятие о невербальном поведении
- 1.3. Понятие о невербальной интеракции
- 1.4. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении
- 1.5. Проблема кодирования невербального поведения личности и невербальной интеракции
- Глава 2
- 2.1. Экспрессия как внешнее я личности
- 2.2. Динамические компоненты экспрессии человека
- 2.2.1. Экспрессия лица и взгляд
- 2.2.2. Позы человека и его походка
- 2.2.3. Виды жестов в структуре экспрессивного я личности
- 2.2.4. Элементы просодики в структуре экспрессивного я
- 2.3. Особенности формирования, развития экспрессивного я личности
- Глава 3 Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении
- 3.1. Параметры описания отношений и критерии их классификации
- 3.2. Контакт глаз и отношения
- 3.3. Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения
- 3.4. Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции
- 3.5. Кинесико-проксемическое поведение субъекта затрудненного и незатрудненного общения
- Глава 4 Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении
- 4.1. Особенности понимания и интерпретации экспрессии личности
- 4.2. Эталоны экспрессивного поведения личности как механизмы его распознания
- 4,3. Объектные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.4. Индивидно-личностные, субъектные и культурно-ситуативные факторы адекватной интерпретации и понимания невербального поведения
- 4.5. Направленность деятельности субъекта общения и типы интерпретационных схем невербального поведения
- 4.5.1. Типы интерпретационных схем руководителей, управляющих производственными
- 4.5.2. Типы интерпретационных схем руководителей, занимающихся общественно-политической деятельностью
- 4.5.3. Типы интерпретационных схем невербального поведения студентов
- Глава 5 Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения
- 5.2. Возраст и развитие способности к психологической интерпретации невербального поведения
- 5.3. Типы структур способностей
- 5.3.1. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального
- 5.3.2. Типы структур способностей к психологической интерпретации невербального поведения у студентов
- 5.4. Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения
- Глава 6 Прикладные исследования экспрессии человека
- 6.1. Кинесмко-проксемические паттерны ролевого поведения
- 6.2. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных ролей
- 6.3. Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
- Глава 2. Экспрессивное я личности.................................107
- Глава 3. Проксемико-кинесические паттерны отношений в общении..............................................................192
- Глава 4. Процессы, механизмы, феномены познания экспрессии личности в общении..................................246