Сущность и основные функции образования.
Основные факторы повышения роли образования в современном обществе:
Образование существенно расширяет возможности удовлетворения потребностей человека, изменяет их характер, обогащает духовно-нравственную сферу личности.
Образование стимулирует общение и взаимодействие людей, возникновение общих профессиональных и духовных интересов.
Являясь составной частью культуры, образование активно содействует его развитию.
Образование способствует укреплению межнациональных контактов и расширению межгосударственных связей.
Знания в современном обществе становятся капиталом, а капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.
Основные функции образования:
Образование – это наиболее оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
Образование формирует среду общения.
Средство развития и становления человека как личности и профессионала.
Образование - способ социализации личности и её самоутверждения.
Образование – средство обеспечения преемственности поколений.
Образование является фактором социального прогресса.
Образование ускоряет культурные перемены и преобразования.
Образование может рассматриваться как система, процесс и результат. Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня, которая обеспечивает подготовку молодых поколений к самостоятельной жизни.
Организационные модели образования:
Образование как государственно-ведомственная организация. Строится по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются соответствующими государственными органами.
Модель развивающего образования. Предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня, что позволяет наиболее полно удовлетворять потребности различных слоев населения в образовательных услугах.
Рационалистическая модель образования. Предполагает такое усвоение знаний, умений и навыков, которые обеспечивают наиболее эффективное практическое приспособление выпускников к существующему обществу.
Феноменологическая модель образования. Предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических способностей обучающегося.
Неинституциональная модель образования. Ориентированная на организацию образования вне социальных институтов (образование при помощи интернета и др.).
Национальные образования:
Американская:
Младшая средняя школа.
Средняя школа.
Старшая средняя школа.
Двухгодичный колледж.
Четырехгодичный колледж в структуре университета (бакалавр).
Магистратура (магистр)
Аспирантура (доктор)
Французская модель.
Единый колледж.
Технологический, профессиональный и общеобразовательные лицеи.
Университет.
Магистратура.
Аспирантура.
Немецкая модель.
Общая школа
Реальные училища, гимназия, основная школа.
Институт (бакалавр).
Университет (магистр).
Аспирантура.
Английская модель.
Объединенная школа.
Грамматическая школа.
Современная школа-колледж.
Университет.
Магистратура.
Аспирантура.
Российская модель:
Общеобразовательная школа.
Полная средняя школа-лицей.
Колледж.
Институт, университет, академия.
Аспирантура.
Докторантура.
Образование как процесс представляет собой взаимосвязанную систему обучения и воспитания, направленную на формирование и развитие личности обучаемого.
Образование как процесс включает:
Цели образования. Ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество с помощью сложившейся системы.
Содержание образования. Включает в себя :
Систему знаний о природе, обществе и человеке.
Опыт осуществления различных способов деятельности.
Опыт ценностного отношения к миру.
Способы (формы) получения:
Дневная.
Вечерняя форма обучения.
Заочная форма обучения.
Экстернат. Предполагает самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов в конкретном учебном заведении.
Дистанционное обучение.
Формы обучения:
Индивидуальные контро
..... переписать...
.............
..........................
Виды уроков:
изложение нового материала
Контрольный
Повторение.
Комбинированный.
Экскурсия
Семинарские занятия.
Лабораторные занятия
Субъекты и объекты образовательного процесса.
Образование как результат обучения – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления и связанных с ним мировоззренческих позиций личности. Образование как результат подразделяется на следующие типы:
Гуманитарное.
Естественнонаучное.
Техническое образование.
Художественно-эстетическое.
Религиозное образование.
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.