Способности и уровни их развития.
Способности – это индивидуальное типологической свойство личности, определяющее успешность освоения индивидом тех или иных видов деятельности, а также усвоение необходимых для этой деятельности знаний, умений и навыков.
Проблема способности наиболее остро проявилась в конце XIX века, когда европейские страны стали переходить к всеобщему школьному образованию.
В связи с этой проблемой, французские психологи Альфред Бине и Томас Симон по заданию правительства разработали первые тесты умственных способностей.
В середине прошлого века сложилась система коэффициента интеллекта.
Проблема врожденных и приобретаемых факторов способностей была в значительной мере решена исследования известного советского психолога Б.М. Теплова, который на ряду с понятием способностей ввел в психологию понятие задатков – врожденный особенностей организма и психики, на основе которых могут развиваться способности.
К задаткам могут относится морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.
Исследования показывают, что при достаточно развитой мотивации психика обладает компенсаторными механизмами развития способности, при которых отсутствие одних задатков может быть компенсировано интенсивным развитием комплексов других задатков.
В 30-е годы в связи с политической ситуацией понятие интеллекта было запрещено и вместо него в советской психологии стало использоваться понятие общей одаренности. Все способности по своему отношению к выполняемой деятельности могут быть разделены на общие и частные. Ядро общих способностей составляет интеллект. Частные способности необходимы для определенного вида деятельности.
Наряду с этим способности разделяются на теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и предметно-познавательные.
Наиболее общепризнанной является теория интеллекта, разработанная Ж. Пиаже, который понимал интеллект как систему познавательных и сенсорно-двигательных процессов, обеспечивающих успешную адаптацию индивида к среде.
Интеризация – перенос внешних действий во внутренний психический план. В связи с этим Пиаже выделил следующие стадии:
Сенсорно-моторная стадия. (до 3-х лет). Складывается равновесие между познавательными способностями и движениями ребенка.
Дооперациональный интеллект (3-7 лет).
Стадия практических операций. (7-12).
Стадия абстрактных операций. (12-?).
Все теории Пиаже разделил на:
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.