Структура психики.
Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся.
Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов.
Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов.
Структура и психики и личности по Платонову:
Структуры личности
| Подструктуры | Соотношение биологического и социального | Виды формирования соответствующих структур. |
Направленность. | Мировоззрение, убеждение, социальные установки. | С | Воспитание и самовоспитание |
Опыт. | Привычки, умения, навыки и знания. | Б<С | Обучение |
Особенности психических процессов. | Познавательные и эмоционально-волевые процессы | Б=С | Упражнения |
Биопсихические свойства. | Темперамент, пол, возраст. | Б>С | Тренировка |
Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности:
Нравственное самоопределение.
Профессиональное самоопределение.
Религиозное самоопределение.
Политическое самоопределение.
Национальное самоопределение.
В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания.
Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики.
По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного.
В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики.
В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм.
В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей.
В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию.
................................................
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.