Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
В педагогики выделяют:
Метод самоубеждения.
Метод самовнушения.
Основные правила самоубеждения:
Любое задуманное дело связывать с поставленной жизненной целью и с намеченной программой самовоспитания.
Убеждение себя – это всегда выбор линии поведения на основе борьбы мотивов, из которых следует выделить 2 главных и тщательно их взвесить.
Прислушаться к мнению товаров, наставников, тренеров , педагогов, родителей, попытаться понять их мотивы и сопоставить с собственными мотивами.
Принимать решения на основе всестороннего анализа своих и чужих мнений.
Ведущими доводоми в принятии решения должны быть его нравственность и эффективность.
Основные правила самовнушения:
Цель самовнушения должна быть позитивной и благородной.
Самовнушение должно быть полным и абсолютным.
Эффективность самовнушения связана со способностью к расслаблению и отключению от внешнего мира.
При самовнушении нельзя механически копировать чужие приемы, необходимо учитывать собственные индивидуальные особенности.
Формулы самовнушения должны быть краткими и утвердительно-позитивными.
При самовнушении нельзя рассчитывать на быстрый успех – первые результаты приходят через несколько месяцев.
Самовнушение доступно каждому, однако зависит от индивидуальных особенностей психики и нервной системы.
4 основания самосовершенствования по Полю Вайнцвайнгу:
Вера в будущее.
Стремление к преодолению жизненных трудностей.
Гармония с социальной и физической средой.
Способность к самоконтролю.
Основные правила развития творческих способностей.
Постоянно тренировать ум, постоянно решая нестандартные задачи.
Всегда находить причины и пути преодоления своих жизненных неудач.
Критически относится ко всем событиям, сенсациям и идеям, в том числе и к своим собственным, исходя из того, что совершенству нет предела.
Развивать у себя вдумчивое отношение к будничным делам.
Совершенствовать способность к остроумию, неожиданным решениям, разумного риску.
Постоянно познавать себя как работника и как человека, открывать свои слабые и сильные стороны и учитывать их в процессе жизнедеятельности.
Развивать способность смотреть на обычные вещи под необычным углом зрения.
Формировать у себя привычку делать максимально тщательно любое дело.
Развивать умение контролировать себя с необходимой степенью точности и объективности.
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.