Понятие и основные виды эмоций.
В отечественной психологии выделяют 2 уровня эмоциональных процессов. Чувства – это психические процессы переживания человеком своего отношения к объектам потребностей.
Эмоции – это психические процессы, переживания чувств в конкретных жизненных ситуаций.
По модальности чувства и эмоции делятся на:
Положительные.
Отрицательные.
Нейтральные.
Смешанные (амбивалентные).
Разные ситуации вызывают различные эмоции.
В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой была изложена эволюционная теория эмоций. Дарвин рассматривал эмоции, как приспособительные механизмы, способствующие адаптации животных к условиям и ситуациям их жизни и возникающие в процессе эволюции.
Дарвин обратил внимание, что внешнее выражение эмоциональных состояний у большинства видов одинаково. Дарвин рассматривал эмоции человека как рудимент.
П.К. Анухин охарактеризовал значение эмоций следующим образом:
«Практически весь жизненный опыт человека начиная с первых дней жизни помогают ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента, а на основе именно того общего знаменателя, который выражается эмоциональным состоянием».
В начале XX века возникает теория эмоций Джеймса Ланге, в соответствии с которой эмоции являются следствием физиологических и физических реакций организма на внешние воздействия.
На основе теории Дж. Ланге были разработаны первые системы психотренинга, заключавшиеся в управлении психическими состояниями путем изменения тонуса соответствующих мышечных групп.
Развития когнитивной психологии в пп XX века привело к появлению когнитивных теорий эмоций. Л. Фесингера заключается в том, что наличие противоречий в познавательной сфере вызывает чувство дискомфорта, а разрешение этих противоречий вызывает положительные эмоции.
Наибольшее распространение в современной психологии получило нейрофизиологическая теория эмоций, в соответствии с которой источником эмоций является возбуждение определенных центров головного мозга, лежащих в гипоталамусе и лимбической системе.
Эти центры были открыты в результате опытов. Исследования показали, что у человека эти центры могут блокироваться иными сигналами, например цели человека или стресс.
В 60-е годы прошлого века в отечественной системе была разработана информационная теория П. В. Симонова, в соответствии с которой эмоции равняются некоторой функцией. .
В соответствии с исследованиями К.Изарда можно выделить следующие базовые эмоции. Одна из наиболее главных врожденных эмоций – интерес – избирательное отношение индивида к объекту в силу его важного жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Радость – представляет собой отражение в психике возникающих возможностей, удовлетворения значимых потребностей.
Удивление - кратковременная и неопределенная эмоция, являющаяся началом одной из 2-х эмоциональных цепочек:
Удивление – радость – интерес.
Удивление – стыд – страх.
Стыд – наиболее тягостная социальная эмоция, формирующаяся в возрасте 3-5 лет и переживаемая как страх осуждения.
Страх – это эмоция, отражающая утрату возможности удовлетворения значимых потребностей, в том числе и физиологической.
Гнев – это активная реакция на возможную депривацию значимых потребностей.
Над базовыми эмоциями в процессе формирования личности возникают более сложные социальные чувства и эмоции, к которым можно отнести:
Моральные (нравственные) чувства.
Эстетические чувства.
Религиозные чувства.
Интеллектуальные чувства.
Практические чувства (отношение человека к процессам и результам своей деятельности).
В 20-30 годы прошлого века известный психолог Вильгем Райх разработал теорию «». Он пришел к выводу, что в организме имеются «Мышечные пояса» имеют отношение к эмоциям и характеру. «Зоны Зарьина-Теда».
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.