Основные виды девиантного поведения.
Принято выделять 4(5) основных вида:
Зависимое поведение. Аддиктивное. Алкоголизм, наркомания.
Делинквентное поведение. Преступное поведение, нарушение дисциплины.
Суицид. Попытки суицида, размышления.
Сексуальные отклонения.
Терроризм.
Доза опьянения – 0,4 гр. этанола на кг веса. Минимальное количество алкоголя, вызывающее легкое опьянение.
Уровни алкогольного опьянения – естественное содержание алкоголя в крови <0,07%. Легкая степень опьянения 0,08% - 0,15% и наступает после употребления 1-2 доз в течении часа. Средняя степень опьянения 0,14%-0,3% (3-4 дозы в течении часа). Сильная 0,3% - 0,5% (5 и более часа). При >0,5 летальный исход.
Защитные реакции.
Рвотные.
Охранительное торможение.
Усиленный метаболизм.
Уровни риска алкоголизма:
Нулевой (риск). Полный отказ от употребления алкоголя.
Низкая степень. Означает прием одной-двух доз 6-10 в год.
Умеренный уровень риска. 1-2 дозы 10-20 раз в год.
Высокий уровень. 3-4 дозы 30-40 доз.
Начальная стадия. 3-4 дозы 6-10 раз в месяц.
Первая стадия алкоголизма характеризуется психологической зависимостью и возникает после нескольких лет после начала употребления. На этапе психической зависимости употребление алкоголя становится главным, а затем и единственным источником положительным источником эмоций. Деформируется потребностно-мотивационная сфера. Все мотивы и цели оказываются связаны с употреблением алкоголя. Возникает астенический синдром – снижение активности и работоспособности в трезвости.
Депрессия при отсутствии алкоголя.
Вторая стадия. Физиологическая зависимость. Организм без алкоголя не может нормально существовать. Употребление алкоголя становится компульсивным (неуправляемым).
Основные стадии наркомании:
Синдром психической зависимости, выражающейся в начале в неосознаваемом, а затем в непреодолимом влечении к наркотикам. Первая фаза наркомании характеризуется резким изменением круга общения. Толерантность к наркотику возрастает в 10ки раз.
На второй фазе возникает физиологическая зависимость и абстинентный синдром.
Устойчивость к наркотику падает, однако без него существование невозможно. Состояние эйфории отсутствует. Наблюдается нравственная и социальная деградация. Никакие чувства не остаются. Больной превращается в инвалида при смерти.
Делинквентное поведение заключается нарушении юридических, дисциплинарных норм. По степени сложности и антисоциальности выделяют проступки, правонарушения и преступления.
Основные мотивы:
Идейно-политические мотивы.
Мотивы материальной заинтересованности.
Мотивы межличностного общения.
Анархистко-индивидуалистические мотивы.
Суицид – осознанное лишения себя жизни. Суицидальное поведение, помимо суицида, включает:
Суицидальные покушения.
Суицидальные попытки.
Суицидальные проявления.
Основные причины:
Потеря ближнего человека.
Состояние переутомления и депрессии.
Уязвленное чувство собственного достоинства.
Разрушение защитных механизмов.
Отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство.
Эмоциональные аффекты.
Сексуальные отклонения.
Критерии нормального полового поведения.
Различие пола партнера.
Физическая и духовная зрелость
Взаимное согласие.
Стремление к достижению обоюдного удовлетворения.
Отсутствие ущерба здоровью.
Отсутствие ущерба обществу.
Основные виды отклонений:
Отклонения в отношении объекта.
Отклонения в способе реализации.
Нестандартные отклонения
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.