Эволюция психики.
В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.
Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.
На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.
У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.
В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:
Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.
Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.
Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.
Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.
Основные признаки сознания:
Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.
Наличие самосознания.
Способность к целеполаганию.
Ценностное отношение к окружающему.
- Литература.
- Введение в психологию.
- Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.
- Природа и структура психики человека
- Методы психологии.
- Проблемы личности в психологии.
- Самосознание и самооценка личности.
- Методы исследования личности.
- Развитие теории личности в московской школе психологии.
- Природа и структура психики человека
- Эволюция психики.
- Структура психики.
- Мотивационно-потребностная сфера личности Потребности человека и их структура
- Понятие мотива и мотивации
- Социально-фиксированные установки.
- Базовые социальные установки.
- Ценностные ориентации.
- Мотивация и деятельность
- Индивидуальные типологические свойства личности.
- Понятие и основные типы темперамента.
- Способности и уровни их развития.
- Генетические.
- Понятие и типологии характера.
- Акцентуации характера. (см. Учебник)
- Эмоциональная сфера личности.
- Понятие и основные виды эмоций.
- Эмоциональные состояния
- Эмоциональная саморегуляция личности
- Волевая схема личности
- Понятие воли и её основных функций.
- Структура волевых действий.
- Динамика волевых качеств личности.
- Волевая недостаточность
- Пассивная.
- Активная.
- Патологические
- Познавательная сфера личности
- Ощущение
- Восприятие.
- Память.
- Внутренняя речь.
- Жесты-эмблемы
- Функция самовыражения
- Функция социального контроля.
- Позиции и гендерные особенности участников взаимодействия
- Понятие социальной роли.
- Механизмы восприятия и взаимопонимания.
- Психология групп.
- Большие социально-психологические группы.
- Действующая толпа:
- Малые социально-психологические группы.
- Коллекционеры.
- Лидерство и руководство.
- Психология конфликтов.
- Понятие конфликта. Его основные виды и структура.
- Позитивные:
- Негативные.
- По структуре.
- По содержанию:
- Профилактика конфликтов и способы их разрешения.
- Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.
- Девиантное поведение и его профилактика.
- Сущность девиантного поведения.
- Основные виды девиантного поведения.
- Профилактика и преодоление девиантного поведения.
- Введение в педагогику
- Предмет и задачи педагогики
- Теоретические
- Технологические (практические)
- История развития педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Сущность и основные функции образования.
- Мировые образовательные тенденции.
- Система образования в рб.
- Обучение, воспитание и развитие личности.
- Дидактика, её принципы и методы.
- Принцип сознательности и активности
- Принцип связи теории с практикой.
- Словесные методы.
- Наглядные методы:
- Практические методы.
- Понятие и структура процессов воспитания.
- Социализация и развитие личности.
- Проблемы семьи и семейного воспитания.
- Понятие семьи и её основные функции.
- Проблемы современной семьи.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Совершенствование личности.
- Акмеология. Наука о развитии личности.
- Пути и методы самосовершенствования и самовоспитания.
- Основные характеристики самоактуализирующейся личности.