logo
Psychology_konspekt

Эволюция психики.

В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.

Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.

На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.

У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.

В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:

  1. Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.

  2. Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.

  3. Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.

Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.

Основные признаки сознания:

  1. Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.

  2. Наличие самосознания.

  3. Способность к целеполаганию.

  4. Ценностное отношение к окружающему.